Урок ОПК в 4 классе "Пасха"

Автор: Ерик Алла Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СШ №4 с углубленным изучением математики города Старая Русса Новгородской области"
Населённый пункт: город Старая Русса Новгородской области
Наименование материала: конспект урока
Тема: Урок ОПК в 4 классе "Пасха"
Дата публикации: 08.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Технологическая карта
Ф.И.О. Ерик Алла Александровна Должность Учитель начальных классов Модуль Основы православной культуры УМК А.В. Кураев «Основы православной культуры». Издательство «Просвещение» Тип урока Урок введения в новые знания. Технология построения урока Системно - деятельностный подход. Тема урока Пасха Цель, задачи В предметной области: сформировать у младшего подростка мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним; сформировать представление о понятии «Пасха»; показать ценность достижений культуры для человечества. В области формирования УУД:  познавательные - умение выделять существенную информацию из различных источников;  регулятивные - в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий  коммуникативные - выражать свои мысли, в соответствии возрасту, полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; воспитывать чувство коллективной ответственности и способствовать развитию коллективного творчества.  В сфере личностного развития обучающихся: помочь осознать смысл обычаев и традиций, связанных с праздником «Пасха»; дать детям эмоционально-полноценное представление о праздновании «Пасхи» на Руси; содействовать возрождению народных обычаев и традиций в современных условиях в творчестве детей. Основные термины, понятия Воскресение, Пасха Христова, христианский пост, христосование, жёны-седмицы Оборудование и Карточки, таблицы, дополнительный материал. Учебник, тетрадь по предмету, экран,
инструментарий мультимедийный проектор, презентация Планируемые результаты урока Адекватная мотивация, адекватная самооценка, рефлексия – осознание содержания последовательности и оснований действий, функционально – структурированная сформированность учебной деятельности.  Предметные умения: Имеют представление о понятии «Пасха», как празднуют Пасху; уметь различать воскресение как день недели и день возобновления жизни.  Метапредмет ные умения Познавательные УУД Получат первоначальные навыки постановки учебной задачи Делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать, группировать предметы. Ориентироваться на развороте учебника. Извлекать информацию из таблиц, иллюстраций, текстов. Личностные УУД Обладают знаниями о религиозных обычаях и традициях и необходимости бережного отношения к ним. Мотивация к обучению; соотнесение с нормой; оценивать усваиваемое содержание учебного материала; определять правила работы в группах; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатами. Регулятивные УУД Получат первоначальные навыки извлечения существенной информации из различных источников. Умение проговаривать последовательность действий на уроке; учиться выдвигать версию; отличать правильно выполненное задание от неправильно выполненного; прогнозировать предстоящую работу (составлять план), оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (осуществлять самоконтроль). Коммуникативн ые УУД Участвуют в коллективном обсуждении вопросов урока. Умение работать в паре, группе; умение слушать и понимать других; умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей; умение оформлять свои мысли в устной форме. Духовно- нравственное развитие и воспитание Формы работы: Индивидуальная, работа в паре, групповая, коллективная.

Ход урока

Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельност

ь учащихся

Формируемые УУД (с

указанием конкретных

действий)

1. Орг.

момент
Прозвенел звонок весёлый Все готовы? Всё готово? Каков порядок на столе, Таков порядок в голове. А мы, сейчас, не отдыхаем, Мы, работать начинаем. Приветствие учителя
.
Доклад дежурных о готовности класса к уроку. Личностные: проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности.
2.Актуа

лизация

знаний.
Отрывок из стихотворения К. Роше
:

Слайд 2.
Христос Воскрес! Он, Царь миров, Царей могучих Повелитель, Он – весь смиренье, весь – любовь, За грешный мир святую кровь Пролил как ангел – искупитель! Учебные вопросы: 1. Какова главная мысль стихотворения? 2. Иисус Христос – кто он? 3.Каков Его поступок для человечества? Дети отвечают на вопросы учителя Ответы: 1.Христос воскрес. 2. Сын Божий. 3. Был распят не Метапредметные: внимательно слушать собеседника, понимать его высказывания; выражать свои мысли, в соответствии возрасту, полнотой и точностью; оценивать правильность выполнения задания, высказывания. Предметные: умеют объяснить смысл понятий «Иисус Христос».
кресте, принял смерть за грехи человеческие .
3.Форму

лирова-

ние

темы и

планиро

вание

деятель

ности
Рассмотрите, пожалуйста, данные фотографии и картины, они позволят вам сформулировать тему нашего урока.
Слайд
3 - Итак, тема нашего урока? ... (дети - «Пасха») - Верно – тема нашего урока: « Пасха»
Слайд 4
Пасха! В трубы золотые Ангелы трубят с небес, Будьте счастливы, все люди, Радуйтесь! Христос воскрес! - Что вы знаете об этом празднике? - Как вы думаете, вы всё знаете об этом празднике? - Что бы вам хотелось ещё узнать о празднике Пасха на уроке? - А также на уроке вы узнаете, что
воскресенье
не только день недели, что такое
пасха
и как её празднуют. Учащиеся высказывают свои предположен ия по сути вопросов, поставленны х учителем, формулирую т тему урока. Метапредметные: Внимательно слушать собеседника, понимать его высказывания. Регулятивные: Прогнозирование предстоящей работы. Учиться выдвигать версию ответа; Уметь выслушивать и анализировать ответы одноклассников.
4.

Открыт

ие

новых

знаний.
- Ребята! Кто может мне ответить, какого числа в этом году будет отмечаться этот праздник? (1 мая) Верно! В России Пасху называют Великий день, Светлый день. Этот праздник
символизирует
победу жизни над смертью. Это не просто праздник! Это праздник всех праздников, торжество из торжеств. Праздник радости, любви, доброты и справедливости. Внимательно слушают. Удерживать учебную задачу в процессе работы. Участие в коллективном обсуждении учебной проблемы
На Пасху принято было поздравлять друг друга с Воскресением Христовым. В этот день весь православный мир отмечает Воскресение Иисуса Христа из мёртвых. В Иерусалиме Иисус был распят на кресте, но на третий день после смерти Он воскрес из мёртвых. На Пасху разрешалось всем звонить в колокола, колокольный звон звучал кругом, поддерживая радостное, праздничное настроение.
( Прослушивание колокольного звона) Слайд 5.
История Христа не заканчивается Его казнью. Ведь Он сказал Понтию Пилату – это римский префект (судебный и военный администратор) Иудеи с 26 по 36 год Н.Э. , что имеет власть снова принять Свою жизнь. Поэтому Евангелие говорит, что после распятия Христос вернулся к жизни -
воскрес.
Я подготовила для вас несколько вопросов, ребята. Но чтобы вы смогли на них ответить, вам необходимо распределиться по 6 человек в группы. Выбрать капитана, для чёткости организации работы. И проведя небольшое исследование, вы сможете найти на все остальные вопросы ответы в текстах. ( По группам раздаются тексты с вопросами. Учащиеся работают с текстами и формулируют ответы на вопросы.)
Слайд 6
Работа в группах. Выступления . Заполнение таблицы. Отличать правильно выполненное задание от неправильно выполненного; Извлекать информацию из текстов.

5.

Физкул

ьт

-минутк

а
Праздник Пасхи - это не только молитвы. У этого праздника всегда была другая сторона. На Пасху было принято проводить семейные застолья; игры с пасхальными яйцами - катание и битьё, прятание пасхальных яиц. Вот и мы сейчас с вами поиграем. Все встали. Ребята, вы любите сюрпризы и подарки? - (Конечно!) Тогда, я предлагаю, внимательно осмотрите своё рабочее место и найдите свой сюрприз. ( У детей, под крышкой стола или сиденьем стула, наклеены конвертики, в которых лежат закладки или маленькие поздравительные открытки с символикой Пасхи.) Всех с праздником! Христос Воскрес! (-Воистину Воскрес!) Коллективно е выполнение Эмоциональный настрой

6.Перви

чное

закрепл

ение с

прогова

ривание

м во

внешне

й речи.

Работа с учебником.

2.Работа по вопросам: слайд 7
1. Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают как Спасителя? (Потому что на крест он пошёл ради спасения людей). 2. Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа? (Они верят, что воскреснут, так же как и Иисус). 4. В чем состоит христианский пост? (В помощи ещё более голодным людям и принятии в свои дома беженцев) 5. Как звучит главный «Пасхальный гимн»? В чём его смысл? (Христос воскрес из мёртвых, победив своей смертью смерть, и прежде умершим даровал жизнь).
Слайд. 8
- Ребята, перед вами таблица. В ней заполнена левая часть, вам заполнить правую часть. Работаем в паре.
1.

Праздничная

служба:
Крестный ход, открытие Царских Ворот
2.

Пасхальное

приветствие:
«Христос воскресе!» «Воистину воскресе!»
3.

Приветствие

друг друга:
Три поцелуя в щёки.
4.

Пасхальное

угощение:
Кулич, пасха, крашеные яйца (почему красят?)
5.

7 дней

каждый

может…
Звонить в колокола. Молодцы, теперь сравните ваши ответы с моими по
слайду 9.
Чтение и обсуждение отрывков о ходе праздника на стр.28-31 Ребята заполняют правую колонку, посовещавш ись с соседом по парте. Познавательные: выявлять сущность, особенности объектов;- умение обобщать знания; Предметные: актуализировать имеющиеся знания по теме. Личностные: проявлять мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные
:
- слушать и понимать речь других. Регулятивные : Понимать информацию , представленную в виде таблицы .

7.Самос

тоятель

ная

работа

Слайд 10 - 13 .
Тест « Найди верный вариант» 1. С каким событием связан праздник Пасхи?  Мария Магдалина подарила императору Тиверию красное яйцо 
Христос воскрес из мертвых
 С весенним праздником мая. 2. Почему Христа называют Спасителем? 
Воскреснув, Христос победил смерть, и теперь за

порогом смерти людей ожидает любовь Христа
 Он спас израильтян от власти римлян  Он спас людей от глобальных катастроф 3. Что значат слова молитвы, которая поется на пасху: «Смертию смерть поправ» 
Умерев как человек, Христос принес Свою

любовь и тем, кто перешагнул порог смерти
 Теперь все примирились со смертью как с неизбежностью  Люди поняли, что о смерти не нужно думать 4. Какой день недели называют малой Пасхой?  Субботу  Понедельник  Воскресенье
Слайд 14
Проверьте и оцените вашу работу. Ребята самостоятель но находят правильный вариант ответа Группировать предметы по существенным признакам. Оценивать правильность выполнения задания, Внимательно слушать собеседника и понимать его высказывание Умение выделять существенную информацию из различных источников. формирование умения работать в индивидуально, группе; определять правила работы в группах ориентироваться на развороте учебника

8. Итог

урока
- О чём узнали на уроке? - На какие вопросы вы получили ответы? - Остались ли ещё вопросы, интересующие вас по теме урока? - Что вам было не понятно? Какие трудности вы ощутили? Отвечают на вопросы учителя. Личностные: - проявлять мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные - уметь аргументировать свою точку зрения. Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - осуществлять контроль деятельности партнера и оценивать результат. Предметные: актуализировать имеющиеся знания по теме.
9.Рефле

ксия

учебной

деятель

ности
. Предлагаю каждому оценить своё участие в уроке и удовлетворенность своей деятельностью. Подчеркните свой вариант ответа:
Слайд 15.
1 На уроке я работал активно / пассивно 2 Своей работой на уроке я доволен / не доволен 3 Урок для меня показался коротким / длинным Оценивают своё участие в уроке. Оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности; Проконтролировать усваиваемое содержание учебного материала; Осуществлять познавательную и личностную рефлексию
4 За урок я не устал / устал 5 Мое настроение стало лучше / стало хуже 6 Материал урока мне был понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным
10.

Домашн

ее

задание

Слайд 16
. 1.Подготовить рассказ о традициях празднования православного праздника Пасха в семье. 2.Творческое задание. На выбор: 1. Нарисуй или изготовь из подручных материалов пасхальную открытку. 2. Записать рецепт праздничных блюд: «Пасхи» или «кулича». 3. Пасхальные игры и развлечения. 4. Пасхальное яйцо – способы украшения и росписи.
17 слайд.
Всем спасибо за работу на уроке! Хорошего дня! Записывают домашнее задание в рабочую тетрадь, в дневнике отмечаем, что задание в тетради. Список использованной литературы:
 Дорогое яичко к Христову дню // Начальная школа. - № 2. – 2001.  Пасха – Святое Воскресение//Начальная школа. - № 3 – 2005.  Пасха - самый радостный праздник (электронный ресурс). Режим доступа: paskha, свободный.  Сайт праздника Пасха светлое Христово Воскресение (электронный ресурс). Режим доступа: paskhaday, свободный.  belonika.womanhome/culinary/article/45975/ -кулич  Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений/А.В.Кураев.-М.: Просвещение . pravoslavie . svetoch-opk
paskha.ga

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КАРТОЧКИ ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ 1 группа. Пасха наступила – Радость охватила: Иисус любимый, Отстрадав, воскрес! Поздравляю с праздником, Чудом из чудес! Праздник Пасхи является
переходящим
. Каждый год Пасха приходится на разные даты. Время этого праздника определяется так: за отправную точку берётся день весеннего равноденствия(21 марта). Затем люди смотрят на ночное небо и ждут полнолуния. И то воскресение, которое последует за этим первым весенним полнолунием. И называется Пасхой. Символика такого решения ясна: весна – это время победы жизни и света После весеннего равноденствия день становится длиннее ночи, но и ночь в полнолуние самая светлая. Как оживающий мир природы в это время залит живительным светом, так и Пасха Христова наполняет своим светом души. 1.-Что значит «переходящий» праздник? 2.-С каким природным явлением связан отсчёт Пасхи?
2 группа. После смерти Христа Его тело положили в гроб – так иудеи называли высеченную в скале пещеру для погребения усопших. Враги Христа приставили стражу, они боялись, что ученики украдут Его тело и скажут, что Он воскрес. Ни стража, ни печать, ни большой камень не могли удержать во гробе Владыку жизни. По прошествии субботы , ночью на третий день после Своих страданий и смерти, Иисус Христос воскрес из мёртвых. Рано утром того же дня верные ученицы Христа Мария Магдалина, Мария Иаковлева и Саломия пришли к Его гробу. И они принесли душистое масло – миро, чтобы, как предписывает обычай, помазать Тело Господа. Они увидели Ангела, который, который сидел на камне у входа в пещеру. Ангел сказал: «Что вы ищите Живого между мёртвыми? Его нет здесь: Он Воскрес. Идите и скажите ученикам Его, что увидят Его в Галилее». И они со страхом и великой радостью пошли возвестить об этом Его ученикам. Потом и Сам Воскресший Иисус Христос являлся ученикам, со словами: «Радуйтесь! Мир вам!» И беседовал Он с ними, чтобы уверовали они в Воскресение Христово. 1.-Кого называют «жёны- мироносицы»? 2.-Кто возвестил жёнам-мироносицам о Воскресении Христа? 3.-Кому первому явился Иисус Христос?
3 группа По церковным правилам новый богослужебный день начинается с вечерней службы, обычно совершаемой в пять часов вечера. Так и на вечере Великой Субботы уже поются воскресные песнопения - начинается празднование Пасхи Христовой. О каких же событиях они напоминают христианам? В Великую Субботу Иисус Христос, Телом пребывая во гробе, Душою сошёл в ад и вывел оттуда томящихся праведников. А на третий день Он воскрес. Вот об этом и поётся в песнопениях службы субботы и воскресенья. В полночь, по учению Церкви, Христос Спаситель Воскрес .И вновь в полночь собираются христиане в храме, чтобы встретить Христа Воскресшего. Поклонившись святой Плащанице, священнослужители унесли её в алтарь и положили на Престол для того, чтобы видимым образом показать, что после Воскресения Христос ещё сорок дней пребывал на земле и являлся разным людям. После этого из глубины алтаря слышится песнь: «Воскресение Твоё Христе Спасе, Ангели поют на небесех…» .Эта песнь была изображением того, что в то ночное время, когда в Иерусалиме жители ещё спали, на небе лики Ангелов уже прославляли Господа Воскресшего. Первыми на земле получили весть о Воскресении пришедши ещё затемно ко гробу Господню жёны- мироносицы. Подобно им, выходит из храма крестный ход с зажжёнными свечами, и обойдя вокруг храма, останавливается перед закрытыми дверями ,как бы при входе в пещеру Гроба Господня. И здесь же священник возглашает слова, некогда сказанные Ангелом жёнам- мироносицам: «Христос Воскресе!» И все христиане, входя в храм, с радостью откликаются на эту радость: «Воистину Воскресе!». 1.-С какого богослужения начинается празднование Пасхи? 2.-Что символизирует крестный ход? 4.-Какими словами возвещают священнослужители радостную весть о Воскресении? 5.-Что отвечает народ?
4 группа Закончился продолжительный Великий Пост. Неделя после Пасхи называется Светлой седмицей. Каждый день во всех храмах совершаются праздничные Литургии с крестным ходом. До субботы Светлой седмицы в православных храмах день и ночь остаются открытыми Царские Врата, ведущие в алтарь. И то, что они открыты символизирует, что нет преграды между Небом и землёй, она разрушена Спасителем. Всю Светлую седмицу лился по Святой Руси радостный пасхальный звон: не замолкала с утра до ночи ни одна колокольня, каждый человек мог подняться в эти дни на колокольню храма и позвонить в колокола. Свято чтили на Руси все обряды христианского благочестия. Всю Светлую неделю ходят в каждом приходе от деревни к деревне богоносцы с крестами. хоругвями и образами. Разнося благостную весть о Воскресении Христовом. Одни богоносцы- певцы сменяют других. «Ходить под Богом» на Святой считалось в народе за благочестивый подвиг. Приступали к нему только с благословения священника. На Пасху все приветствуют друг друга дружеским поцелуем. Это называется «похристосоваться». Самый лучший подарок в эти дни пасхальное яйцо. «Дорого яичко ко Христову дню!» -говорит народная пословица. Похристосуются- разговеются, помолятся и во храме Божием, и в своём доме христиане, примут богоносцев с иконами. Светло и радостно станет на душе. 1.-В чём заключались благочестивые пасхальные обычаи? 2.-Как приветствуют друг друга на Пасху православные христиане? Как называется это приветствие? 3.-Что считается лучшим подарком на Пасху?
5 группа Много угощений готовилось к празднику в каждом доме. После ночной пасхальной службы христиане садятся за праздничный стол. Люди, которые серьёзно относятся к своей вере, долго готовятся к этому празднику. Почти два месяца до Пасхи православные христиане постятся: не едят мяса, яиц, молока. Во дни поста христиане стараются меньше развлекаться и больше времени посвящать молитве, добрым делам. Зато на Пасху- пир горой! На стол подаются крашеные варёные яйца, кулич ( сладкий хлеб, похожий на кекс) и творожное блюдо, которое названо в честь праздника, -пасха. Главный подарок этого праздника- пасхальное яйцо. Из вроде бы неживого и неподвижного яйца появляется новая жизнь, поэтому оно стало символом воскресного праздника .Христиане расписывают яйца, красят их в разные цвета , а затем дарят родным и близким. 1.Как готовятся православные христиане к Пасхе?. 2.В чём заключается пост? 3.Назовите блюда пасхального стола.