"Родной край" 5 класс

Автор: Ерик Алла Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СШ №4 с углубленным изучением математики города Старая Русса Новгородской области"
Населённый пункт: город Старая Русса Новгородской области
Наименование материала: программа элективного курса по духовно-нравственному направлению
Тема: "Родной край" 5 класс
Дата публикации: 08.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 4 С

УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ МАТЕМАТИКИ» ГОРОДА СТАРАЯ РУССА НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «РОДНОЙ КРАЙ» ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ, НА КОТОРЫХ РАСЧИТАНА РАБОТА –11-12 ЛЕТ. СРОК РЕАЛИЗАЦИИ РАБОТЫ – УЧЕБНЫЙ ГОД. АВТОР: ЕРИК АЛЛА АЛЕКСАНДРОВНА, УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И ОСНОВ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ СТАРОРУССКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН ГОРОД СТАРАЯ РУССА 2015/16 ГОД
Утверждаю: Афанасьева Е.В., руководитель методического центра преподавателей ОРКСЭ _______________ 25.08.2015 года
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 4 С

УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ МАТЕМАТИКИ» ГОРОДА СТАРАЯ РУССА НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Программа элективного курса

«Родной край» для 5-х классов

по духовно-нравственному направлению
АВТОР: ЕРИК АЛЛА АЛЕКСАНДРОВНА, УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И ОСНОВ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ СТАРОРУССКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН ГОРОД СТАРАЯ РУССА 2015/16 ГОД
Программа элективного курса “Родной край” по духовно-нравственному направлению (далее – программа “Родной край” ) разработана для занятий обучающихся 5-х классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС. Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Особое внимание уделяется знакомству детей с родным краем: с историко- культурными, национальными и православными традициями, а так же географическими и природными особенностями.
1.

Пояснительная записка
Программа «Родной край» составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности под ред. В.А. Горского, А.А.Тимофеева и др., Москва, «Просвещение» 2010. В разделе «Внеурочная проектная деятельность» примерных программ основного общего образования уточняется, что под «проектом» понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Работа над проектом предваряется необходимым этапом – работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Программа «Родной край» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Основу содержания программы составляет история Старорусского края, Новгородской области, герои Новгородской земли в годы Великой Отечественной войны. Программа направлена на воспитание чувства гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом людям. Собирая сведения о своих земляках, родственниках, записывая их биографии, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения. Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия обучающимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие. Особая роль в программе уделена разделу православной культуры, где ребята продолжают знакомиться с православными праздниками и со страницами истории церквей и монастырей Старорусского района и города Новгорода.
Общая характеристика программы

Данный курс призван помочь учителю создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о православной культуре, об истории своих земляков, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий. Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.
Место элективного курса в учебном плане.
Программа адресована учащимся 5-х классов и рассчитана на 34 часа в год. Периодичность занятий – 1 час в неделю, продолжительность занятия 40 минут. Подбор занятий и заданий отражает реальную умственную, духовно- нравственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную дать простор воображению.
Цели программы:
• сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала; • расширить и углубить знания учащихся о родном крае; • формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ; • воспитывать патриотизм и уважение к православной культуре и верующим людям.
Образовательные задачи:
• ознакомление с православной и героической историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков; • овладение начальными навыками исследовательской работы.
Воспитательные задачи:
 развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;  воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;  воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда;  воспитание уважения к истории православной культуры родного края и традициям православных людей.

Развивающие задачи:
• развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей; • стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению.
Программа предусматривает теоретические и практические

занятия:
- теоретические: беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа; - практические: экскурсии, встречи, практикумы в краеведческом музее, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями. Программа предназначена для учащихся 5-х классов.
Основные принципы реализации программы
: научность, доступность, добровольность, субъективность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Формы занятий:
 групповая работа;  экскурсии;  беседы, викторины;  коллективные творческие дела;  трудовые дела. Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:  вести устный диалог на заданную тему;  участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;  участвовать в работе конференций, чтений. Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на один год обучения из расчёта 1 час в неделю. Всего: 34 часа. Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, классных часов, концертных программ, праздников, посещение экскурсий, поездок, проведение встреч с ветеранами, музейные занятия, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей, библиотечных работников, музейных представителей и служителей церкви. Занятия проводятся
1 раз в неделю
в учебном
кабинете, библиотеках, музеях, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
2. Учебно-тематический план


Наименование разделов, блоков, тем Количе ство часов Характеристика деятельности обучающихся 1 Содержание и задачи работы внеурочных занятий. Организация занятий. 1
Личностные
формирование мотивации к обучению, развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Регулятивные
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по резуль- тату;
познавательные
добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. 2 Формы и методы исследовательской работы. 1 3 Исследовательский проект. Разработка исследовательских проектов. 1
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - основам смыслового чтения художественных и познава- тельных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
Коммуникативные
Учиться выполнять различные роли в 4 История возникновения города Старая Русса. 1
Личностные
формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Регулятивные
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в 5 История солеварения в древние времена. Экскурсия в краеведческий музей. 1 6 Герб города Старая Русса. Страницы истории. 1 7 История памятников города Старая Русса. Дом – музей Ф.М. Достоевского. 1 8 История памятников города Старая Русса. Воскресенский кафедральный собор. 1
сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый контроль по резуль- тату;
познавательные
умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - основам смыслового чтения художественных и познава- тельных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). умение координировать свои усилия с усилиями других. формулировать собственное 9 История памятников города Старая Русса. Памятник пехотинцам Вильманстрандского полка. 1 10 История курорта «Старая Русса».Экскурсия. 1 11 История памятников города Старая Русса. Церковь Святого Великомученика Георгия Победоносца. 1 12 История памятников города Старая Русса. Никольская церьковь. 1 13 История памятников города Старая Русса. Спасо - Преображенский монастырь. 1 14 Николо – Косинский женский монастырь. Страницы истории создания монастыря. Просмотр д/ф. 1 15 Николо – Косинский женский монастырь. Страницы истории во ВОВ и в наше время. 1 16 Православные праздники, особо почитаемые в Старой Руссе. 1 17 Рождество Христово. 1 18 Праздник Православной книги: «Аз да Буки – нужные науки» 1 19 Благовещение. 1 20 Пасха. Традиции и история праздника. 1 21 «Ни кто не забыт и ни что 1
не забыто». Страницы военных лет города Старая Русса. мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности 22 Музей Север – Западного фронта. Экскурсия. 1 23 Встреча с ветеранами ВОВ и ветеранами труда, которые восстанавливали город после войны. Подготовка к концерту и выставки. 1
Личностные
формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Регулятивные
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый контроль по резуль- тату;
познавательные
умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. добывать необходимые знания и с их помощью проделывать 24 Встреча с ветеранами ВОВ и ветеранами труда, которые восстанавливали город после войны. Выступление перед ветеранами. (Центр «Берегиня») 1 25 Земляки – Герои ВОВ. 1 26 Книга Памяти. 1 27 Изучение семейных архивов: фотографий, трудовых книжек, военных билетов, наградных документов и др. 1 28 Анализ и обработка информации. 1 29 Традиции старины глубокой. Усадьба средневекового рушанина. Экскурсия. 1 30 Традиции старины глубокой. МАУК Центр народного творчества и ремёсел «Берегиня». Экскурсия и мастер-класс 1
по ремёслам. конкретную работу. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - основам смыслового чтения художественных и познава- тельных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; 31 Уникальные памятники Старорусской земли. «Живой источник»,» Ильменский глинт». Поездка. 1 32 Уникальные памятники. Заповедник «Рдейский». 1 33 Оформление и защита творческих работ. 1
Личностные
формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. 34 Анкетирование. Отчёт о работе. 1

Регулятивные
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый контроль по резуль- тату;
познавательные
умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках
3. Содержание программы

Раздел I. Введение в ИКТ.
Содержание и задачи электива на предстоящий год. Организация занятий, формы и методы исследовательской работы. Правила ТБ при работе с ПК. Исследовательская работа. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. Обсуждение и выбор тем исследования,
актуализация проблемы. Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему».


Раздел II. История города Старая Русса
. Раздел посвящен истории родного края. История возникновения города Старая Русса. Символика года и района. Известные люди родного края. Достопримечательности города Старая Русса. Исторические православные церкви и монастыри. Музеи.
Раздел III. Старорусский край в годы ВОВ.
Раздел посвящен историческим событиям нашего государства и родного края периода Великой Отечественной войны. Начало Великой Отечественной войны. Перестройка всей жизни на военный лад. Героизм рушан на фронтах войны. Земляки – Герои Советского Союза. Вклад взрослых детей в победу над врагом
.

Раздел IV. Природа родного края.
Природные памятники Старорусского района. Сбор материала о животном и растительном мире Старорусских лесов, болот, озёр и рек.
Раздел V. Итоговые занятия
. Оформление и защита творческих работ. Компьютерная презентация результатов работы. Выставки фотографий.
4. Предполагаемые результаты
Должны научиться Сформированные действия Обучающиеся должны научиться ■ видеть проблемы; ■ ставить вопросы; ■ выдвигать гипотезы; ■ давать определение понятиям; ■ классифицировать; ■ наблюдать; ■ проводить эксперименты; ■ делать умозаключения и выводы; ■ структурировать материал; ■ готовить тексты собственных докладов; ■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи. В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности:  Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);  Целеполагать (ставить и удерживать цели);  Планировать (составлять план своей деятельности);  Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);  Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;  Вступать в коммуникацию
(взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Личностные и метапредметные результаты
результат ы формируемые умения средства формирования личностн ые  формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.  развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. организация на занятии парно-групповой работы
Метапредметные результаты
регулятив ные • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; • преобразовывать практическую задачу в познавательную; • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве познавате  умения учиться: навыкам решения  осуществлять
льные творческих задач и навыкам поиска, анализа и интерпретации информации.  добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;  осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета коммуник ативные  Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).  умение координировать свои усилия с усилиями других. • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;  задавать вопросы; • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе, не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;  учитывать разные мнения и  учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;  понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;  аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;  продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его
стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве участников;  с учетом целей коммуникации достаточно точно, по- следовательно и полно передавать партнеру необходимую ин- формацию как ориентир для построения действия
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию

реализации программы:

Первый уровень:
Приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни – иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении
Второй уровень:

Формирование позитивного отношения школьников к базовым

ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом.
– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
Третий уровень:
Приобретение школьниками социального опыта самостоятельного социального действия. – уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения; – владеть планированием и постановкой эксперимента
5. Формы контроля
 альбом;  газета;  плакат;  серия иллюстраций;  справочник;  стенгазета;  сценарий праздника;  фотоальбом;

6. Методические рекомендации.
1. При проведении занятий необходимо активно задействовать школьников в сборе информации о родном крае. Привлечь учащихся к созданию презентаций о защитниках Отечества. Подготовить фотовыставки о ветеранах города Старая Русса. 2. Важно вовлекать учащихся в процесс исследования прошлого своей семьи, составления родословной
.
3. Обязательно нужно приглашать гостей, родителей обучающихся, которые расскажут ребятам об истории города, района, о героях ВОВ, наших земляках.
7.Описание материально- технического обеспечения образовательного

процесса



Наименование объектов и средств материально-

технического обеспечения

Количество

Библиотечный фонд ( книгопечатная продукция)
1 И. Кондратьева, Города России. Энциклопедия — М.: Большая Российская Энциклопедия, 1994.
1
2 Пчелов Е.В., Государственные символы России – Герб, Флаг, Гимн. – Москва: «Русское слово», 2002.
1
3 И.Н. Вязинин, Старая Русса в истории России - Кириллица, 1994 4 М. Полянский, Старая Русса. Город этот, несомненно, древнейший в России.- Алаборг, 2009 5 Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования
1
6 Горбова М.А., Патриотическое воспитание средствами краеведения. - М.: Глобус, 2007
1
7 Даринский А.В., Краеведение. - М.: Просвещение,1987
1
8 Касимова Т.А., Яковлев Д.Е., Патриотическое воспитание школьников. - М.: Айрис - пресс, 2005
1

Технические средства обучения
1 Компьютер
1
2 Интерактивная доска, проектор
1, 1

3 Фотоаппарат
1

Экранно - звуковые пособия
1 Презентации
10
2 Аудио/диски
6

Оборудование класса

Мебель:

столы,

стулья,

шкафы

доска аудиторная
15 30 5 1