"Программа логопедической работы для обучающихся с умственной отсталостью с тяжелыми нарушениями речи по Адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования"

Автор: Иевлева Лилия Анатольевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: ГБПОУ ТК №21 (СП №4)
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Программа логопедической работы для обучающихся с умственной отсталостью с тяжелыми нарушениями речи по Адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования"
Дата публикации: 08.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Программа

логопедической работы для обучающихся с умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с тяжелыми

нарушениями речи по Адаптированной основной

общеобразовательной программе начального общего образования

Составитель: Иевлева Л.А.

учитель-логопед ГБПОУ ТК №21

(СП №4)

Логопедическая работа в специальной (коррекционной) школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития обучающихся с ТНР и интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость). Программа формирования универсальных учебных действий, у обучающихся с умственной отсталостью, направлена на развитие способности у детей овладевать содержанием адаптированной основной образовательной программой общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант ―D‖). Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребёнка, направленной на изменение самого себя – субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения. Необходимо максимально использовать все имеющиеся возможности для логопедической коррекции тотального недоразвития речи обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В свете этой насущной проблемы наиболее правильным подходом представляется
уровневый
. Он позволит учитывать степень тяжести недоразвития речи каждого ребенка и обеспечит эффективность логопедической коррекции.
Актуальность программы
заключается в значительном увеличении среди обучающихся специальных (коррекционных) школ количества детей с тяжелыми речевыми нарушениями. Дети поступают с практически полным отсутствием в речи звуков и звукоподражаний. Причинами этого является серьёзное органическое поражение речевых зон головного мозга, наряду с диффузными нарушениями коры больших полушарий, что делает 2
невозможным спонтанное возникновение вербальных средств общения. В связи с вышеизложенной проблемой считаю необходимым создание специальной программы по формированию первичных произносительных умений и навыков у умственно отсталых детей с ТНР. Логопедическое сопровождение должно быть направлено на создание благоприятного климата для развития у обучающихся коммуникативных навыков в различных ситуациях общения со сверстниками и взрослыми, воспитание у них интереса к окружающим людям, создание ситуаций, позволяющих ребёнку проявить и развить свои способности, дальнейшее обогащение и совершенствование речевых средств общения.
Цель
реализации программы - формирование первичных произносительных умений , коррекция речевых расстройств и развитие коммуникативной функции речи у обучающихся с ТНР. Программа логопедической работы разработана с учетом Закона об образовании в РФ, Концепции ФГОС для обучающихся с ОВЗ, проекта ФГОС НОО обучающихся с ТНР, Примерной АООП НОО обучающихся с ТНР имеющими интеллектуальные нарушения. Программа логопедической работы в структуре АООП для обучающихся с ТНР обеспечивает реализацию следующих коррекционно-развивающих
задач:
- установление положительного эмоционального контакта с обучающимся; - развитие мелкой моторики, подготавливая почву для последующего формирования речи; - формирование и развитие понимания речи (понимание инструкций, просьб, действий); - формирование сенсомоторного механизма речи (подготовка артикуляционного аппарата, дыхательной и голосообразовательной систем); 3
- обучение звукоподражанию; - формирование первоначальных произносительных умений и навыков; - развитие слухового внимания, фонематического восприятия; - формирование и развитие навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства; - формирование и развитие произвольных познавательных процессов, предпосылок к учебной деятельности.
Практическая значимость
программы логопедической работы в структуре АООП НОО заключается в наполнение программы конкретным содержанием коррекционно-развивающих занятий и эффективностью использования ее в практической деятельности.
Характеристика речевых нарушений УО обучающихся с ТНР
Речь представляет собой совокупность сложных, постепенно формирующихся операций, умений, навыков, обеспечивающих усвоение языка и его использование в целях коммуникации. Она играет огромную роль в развитии мышления и деятельности ребенка в целом. У умственно отсталых детей нарушения речи входят в структуру основного дефекта и имеют системный уровневый характер. Поэтому одной из главных задач специального обучения является правильный поход к психолого-педагогической коррекции речи в образовательных учреждениях. Современная классификация недоразвития речи детей с интеллектуальными нарушениями опирается на состояние компонентов при различной степени тяжести ее недоразвития. Так, при тяжелой степени недоразвития речи наблюдается грубое нарушение звукопроизношения, отсутствуют формы словообразования, связная речь не сформирована, грубо нарушено понимание речи. При средней степени - наблюдается нарушение звукопроизношения, грубое недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза, резкое ограничение словарного запаса, 4
выражены аграмматизмы, не сформированы словообразовательные процессы. При легкой степени - выражено нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза. Речь характерна аграмматизмами в сложных формах словоизменения, нарушением словообразования, недостаточной сформированностью связной речи, в пересказах допускаются пропуски и искажения смысловых частей, непонимание последовательности.
Методы обучения
Программа ориентирована на формирование у детей с тяжелой степенью недоразвития речи вербальных средств общения. Основные методы, направленные на реализацию этой идеи – игровые. Активизация речи детей требует наглядности и должна быть тесно связана с практической ситуацией. Всего этого можно добиться в игре. Специально подобранные игры способствуют развитию у обучающихся артикуляционной моторики, слухового внимания и фонематического слуха, подражательности речи и движениям логопеда, пополнению и активизации словаря, формированию первоначальных произносительных умений и навыков. Кроме того используется метод Т.А. Ткаченко «Наглядное моделирование и проигрывание сказки на индивидуальных логопедических занятиях». При работе по данному методу, на первом занятии логопед на столе с помощью игрушек моделирует сказку (рассказ), а затем обучающейся проговаривает её сопряжённо с учителем. На втором занятии сначала, моделируемая с помощью игрушек на столе сказка, проговаривается сопряжено, а затем отражённо. И, наконец, на третьем занятии сказка проговаривается обучающемся сначала отражённо, а затем самостоятельно. В зависимости от степени нарушений речи сказка может проговариваться как полностью, так и частично. Кроме того, по мере возрастания речевой активности обучающегося и появления у него средств 5
общения, моделируемая на столе сказка может изменяться и дополняться, как педагогом, так и ребенком. Помимо названных выше методов в программе используются и традиционные методы – это беседа, рассказ, объяснение. Необходимо применять средства наглядности и ИКТ.
Планируемые результаты освоения УО обучающимися с ТНР

программы логопедической работы в структуре АООП НОО:
 Понимать обращённую речь на уровне своего интеллекта.  Различать на слух неречевые звуки.  Узнавать заданный звук на фоне звукового, слогового ряда и на фоне слова.  Выполнять упражнения (статические и динамические) за педагогом по подражанию.  Научиться повторять за взрослым слова. Употребление в речи слов, обозначающих названия предметов ближайшего окружения и действия с ними. Употребление в речи личных, притяжательных местоимений и указательных наречий.  Составлять словосочетания слово-предмет и его качество по вопросам: какой? какая? какое?).  Конструировать предложения с помощью вопросов логопеда: кто? что? что делает? что сделал?.  Составлять предложение из 2-х слов.  Употреблять фразы с прямым дополнением, типа Я хочу яблоко.  Употреблять предлог у в значении у кого.  Научиться понимать вопросы по сюжетным и предметным картинкам, вопросы по прочитанной сказке со зрительной опорой и ответам на них. Уметь заканчивать фразу, договаривать слова в знакомых потешках, стихах, сказках.
Структура программы логопедической работы

Алгоритм коррекционно-развивающих занятий
может быть следующим: 6
1) определение учебной цели занятия; 2) моделирование ситуации, провоцирующей речевое высказывание обучающегося; 3) предоставление обучающемуся времени для формулировки самостоятельного действия; 4) предоставление речевой подсказки в случае затруднения; 5) положительное подкрепление коммуникативной попытки обучающегося;
Основной формой
организации учебной работы по программе является индивидуальное и подгрупповое занятие. Программа не может быть рассчитана на определённый отрезок времени. Это обусловлено различной степенью тяжести речевого дефекта и выраженности недоразвития познавательных процессов каждого конкретного обучающегося. Каждый конкретный ребёнок будет осваивать данную программу в соответствии со своими возможностями и способностям и в своём темпе продвигаться в речевом развитии. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю. Программа включает IV этапа: I – подготовительный; Подготовительный этап включает работу по развитию импрессивной речи, артикуляционной моторики, фонематического восприятия и др. При выборе наглядного материала логопед должен учитывать степень тяжести недоразвития речи. Кроме того в процессе упражнений необходимо постепенно усложнять речевой и смысловой материал. Он будет включать в себя только те языковые знаки (слова, морфемы, конструкции предложений), значением которых ребенок уже овладел. II - этап работы на уровне звука; Этап работы на уровне звука включает формирование артикуляции звуков, формирование умения узнавать звук на фоне ряда звуков, слогов, на фоне слова. III - этап работы на уровне слога ; 7
Этап работы на уровне слога предполагает формирование первичных произносительных умений, умения произносить звукоподражания, слоги. На этом этапе логопед добивается закрепления нового слова в пассивном словаре ребенка, а затем вводит его в активный словарь. IV - этап работы на уровне слова, предложения и текста. На данном этапе работы логопед направляет внимание детей на грамматическое оформление речи или на грамматическое значение слова, т.е. учит понимать слово с учетом его грамматических особенностей. Таблица Направления и содержание программы логопедической работы
Направления

программы

Развернутое содержание программы

(педагогические задачи)

Средства усвоения

I подготовительный этап
Эмоционально- мотивационное развитие Установление эмоционального контакта со специалистом, формирование положительной мотивации, создание позитивного настроя на занятиях. Формирование и развитие слухо-моторного контроля (навыков подражания). Формирование потребности в общении, развитие внимания к действиям и словам педагога, гармонизация эмоционального общения. Приветственные песенки- потешки, театрализация, игры с мячом. Игры- разминки: «Свеча», «Волшебные шарики» (Павлова Я.А.). «Волшебный круг», «Это я, узнай меня», (Чернецкая Л.В.), «Прикоснись ко мне», «Поймай мой взгляд», «Это я, услышь меня», «Липучка», «Зеркало». Сенсорное восприятие и развитие Расширение представлений об окружающем мире и привлечение внимания ребенка к предметам посредством сенсорных игр. Рассматривание предметов, формирование навыка фиксации взгляда на объекте и активного его восприятия. Развитие кинестетических ощущений, восприятия формы, цвета с использованием различных поверхностей. Введение зрительной, вестибулярной, тактильной стимуляции (переживание положительных эмоций, получение новой сенсорной информации). Игры с красками, игры с водой, игры с мыльными пузырями, упражнения с массажными кольцами Су- Джок, игры с чудесным мешочком. Пальчиковый игротренинг с использованием песочной терапии. Игра «Следы» (пластилиновая дорожка). «Тактильный коврик». «Цветные шары», «Цветные кубики», «Цвет и форма», «Подбери пару» и др. 8
Понимание речи Обучение пониманию речи (пониманию простых инструкций): «Дай-на», «Возьми - покажи», «Стоп». Формирование умений выражать просьбы, требования с помощью альтернативных коммуникативных систем и вербально; формирование социально ответной реакции, импрессивной речи с ориентацией на понимание слов, словосочетаний, подкрепленных действием (с использованием предметов и без них). Игровые упражнения «Дай- на», «Покажи», «Стоп». Игры-поручения. «Построим дом», «Кто пришел в гости», «Прятки», «Мамины помощники».
II этап – работа на уровне звука
Общие речевые навыки Вызывание речевого подражания, потребности подражать звуку (отдельные звуки, звукоподражания, первые формы слов). Формирование речевого дыхания, развитие силы голоса, активизация движений артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры в игровой форме по подражанию. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. «Узнай игрушку», «Волшебный сундучок», «Угощаем куклу», «Непослушные игрушки», «кто как кричит?», «Снежинки», «Горячий чай», «Задуй свечу», «Тихо- громко» и другие.
III этап – работа на уровне слога
Общие речевые навыки Лексическое развитие Вызывание речевого подражания, потребности подражать слогу (отдельные слоги, звукоподражания). Формирование речевого дыхания, развитие силы голоса, активизация движений артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры в игровой форме по подражанию. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. Формирование и постепенное расширение пассивного, затем активного словаря (предметный, предикативный словарь экспрессивной речи). - «Придумай начало слова» - «Кто больше придумает слогов?» - «Собери пирамидку» - «Кнопочки» - «Пальчики здороваются» - «Так бывает или нет?» - «Ку-ка-ре-ку» - «Угадай, чего не стало» - «Угадай, что в руке» - «Часы» - «Прыг-скок» - «Баю-бай» - «К нам пришла собачка» - «Я на дудочке играю» и др.
IV этап- - работа на уровне слова, предложения, текста
Общие речевые навыки Лексическое развитие Работа над словом Работа над предложением Работа над Вызывание речевого подражания, потребности подражать слогу, слову (отдельные слоги, первые формы слов). Формирование речевого дыхания, развитие силы голоса, активизация движений артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры в игровой форме по подражанию. Развитие «Поручение», «Семья», «Игрушки», «Магазин», «Скажи правильно», «Кто в домике живет?», «Чего нет?»и т.д. -«Прошагай слово» - «Путаница» - «Телеграф» 9
фразой слухового внимания и фонематического восприятия. Формирование и постепенное расширение пассивного, затем активного словаря (предметный, предикативный словарь экспрессивной речи). - «Доскажи словечко» - «Запомни и повтори» - «Какое слово получилось?» - «Что ты делаешь?» - «Узнай слово по гласным» - «Командуем» - «Исправь ошибку и назови правильно» -«Прошагай слово» - «Узнай по описанию» - «Отгадай загадки» - «Сложи картинку и назови слово» «Что лишнее?» . Таким образом, уровневый подход, учитывающий степень тяжести недоразвития речи обучающихся с умственной отсталостью, должен обеспечивать эффективность логопедической коррекции, что позволит в дальнейшем оптимизировать психолого-педагогическую работу по адаптации в социум указанной категории детей.
Система условий реализации программы логопедической работы
Существует группа организационно-педагогических условий, при которых может быть реализована данная программа: 1. Ранняя комплексная психолого-педагогическая диагностика (динамическое наблюдение, уточнение речевого, познавательного статуса и ориентирование на тенденцию ближайшего развития каждого обучающегося); 2. ранняя коррекционная психолого-педагогическая помощь; 3. организация комплексного психолого-педагогического сопровождения; 4. представление планируемых результатов коррекционной работы, среди которых важным будет максимально возможная степень социальной адаптации обучающихся в целом; 10
5. правильная организация пространственно-предметной, в частности речевой среды, содержащей в себе определенные речевые эталоны и способствующей самовыражению обучающихся посредством речевой коммуникации 6. создание специального режима дня и составление расписания коррекционно-развивающих занятий с целью улучшения организации структурирования поведения обучающегося; 7. психологические установки учителя-логопеда и соблюдение речевого режима специалистом с целью установления надежного положительного контакта, доверительного отношения, взаимодействия. 8. создание необходимых условий для занятий (логопедический кабинет, наглядные пособия, дидактический материал, средства ИКТ); 9. привлечение родителей к работе с детьми дома. Педагогический эффект и успешность реализации программы логопедической работы для обучающихся с УО имеющими ТНР состоит в том, что все коррекционно-развивающие занятия базируются на системе «положительных подкреплений» и системно-деятельностном подходе. Программа ориентирована на включение обучающихся в разные виды игровой деятельности, различные по содержанию, сложности, степени социального опосредования. На наш взгляд, наиболее эффективное формирование коммуникативной функции речи позволяет обеспечить эмоционально-уровневый подход. Обучение таких детей общению должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств общения. Уровневый подход предполагает создание особой среды, которая помогает чувствовать себя комфортно УО обучающемуся с ТНР, а логопеду находить возможности для взаимодействия с ним. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит: Книга для тех, кому это интересно / О.Е. Грибова. — М.: Айрис-пресс, 2004. – 48с. 11

2.
Ткаченко Т.А. Моделирование и проигрывание сказок на индивидуальных логопедических занятиях с дошкольниками. / Т.А.. Ткаченко./ Практическая психология №3-4 (6-7). – 2013. – с.12-17.
3.
Давидович Л.Р., Резниченко Т.С. Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? Коррекционно-педагогическая работа с неговорящими детьми / Л.Р. Давидович, Т.С. Резниченко – М.: ГНОМ и Д, 2001. - 112 с: (Практическая логопедия.)
4.
Дедюхина Г.В.. Альбом звукоподрожаний и слов для детей с задержкой психоречевого развития/– М.: РДУН, 208. – 43 с.
5.
Датешидзе Т. А. Система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития / Т.А. Датешидзе. – СПб.: Речь, 2004. – 128 с.
6.
Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления / В.А. Ковшиков. – СПб.: КАРО, 2006. - 304 с.
7.
Матвеева Н.Н. Психокоррекция задержки речевого развития у детей 2 – 3 лет / Н.Н. Матвеева. – М.: АРКТИ, 2005. – 96с. 12