"Эффективные формы и методы обучения башкирскому языку детей дошкольного возраста"
Автор: Мухаметшина Альбина Фануровна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР №8 "Айгуль"
Населённый пункт: город Кумертау
Наименование материала: Консультация
Тема: "Эффективные формы и методы обучения башкирскому языку детей дошкольного возраста"
Эффективные формы и методы обучения башкирскому языку детей
дошкольного возраста
«Для познания нравов какого ни есть народа
старайся прежде изучить его язык»
Пифагор.
Обучение языку
— планомерный, целенаправленный процесс развития
познавательных способностей детей, усвоения ими системы элементарных знаний
об окружающем и соответствующего словаря, формирования речевых умений
и навыков. Мы рассмотрим только некоторые эффективные формы и
методы
обучения башкирскому языку. Воспитатели применяют разные формы и
методы
в зависимости от намеченных целей и поставленных задач. Также они учитывают
и возрастные особенности детей. Существует огромное множество форм обучения.
Воспитатели по обучению башкирскому языку выбирают и
применяют те формы
обучения, которые эффективны для решения поставленных задач.
Основными формами обучения башкирскому языку в
дошкольных учреждениях
являются: обучение в
повседневной жизни и
в непосредственно образовательной
деятельности. Эффективной формой
— обучение во
время НОД, на
которых
решаются определенные задачи речевого развития в
дошкольном детстве, в самом
благоприятном периоде овладения языком. Главной целью НОД по
обучению
башкирскому языку является формирование правильной устной речи детей.
Развитие устной речи, овладение элементарными формами разговорной речи,
формирование речевых навыков и
умений не
происходит стихийно, а
под
руководством воспитателя. Ребенок в
повседневной жизни (во
время прогулок,
одевания, умывания, организованной игровой деятельности и
в других типичных
ситуациях) не обращает внимания на
определенные языковые явления, речевые
образцы и не следует им. Во время НОД дети фиксируют свое внимание на
них,
которые становятся предметом его осознания. Образовательная деятельность
помогает компенсировать дефицит общения родителей с
ребенком. Воспитатели
осуществляют образовательная деятельность в групповой форме. Обучение в группе
является занимательным и
эффективным, потому что языковые ситуации
отрабатываются в диалогах, в играх и таким образом преодолевается языковой
барьер. Воспитатель создает в группе обстановку непринужденного общения и дети
разговаривают на башкирском языке, слушают речь других и
осуществляется
взаимовлияние речи друг на друга. Известно, что у каждого ребенка индивидуальная
скорость восприятия информации, поэтому некоторым требуется больше времени
и усилий на
усвоение материала. В
таких случаях воспитатели прибегают
к индивидуальной форме обучения. Образовательная деятельность в
такой форме
может быть рекомендована в
случае боязни общения, страха перед ошибками
и недопониманием. Такая форма обучения — это отличная возможность эффективно
освоить башкирский язык. Одна из
важнейших форм обучения
— игра. Игра
является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Она также
является и методом обучения башкирскому языку. Во
время игры дети, сами того
не замечая, усваивают определенную лексику, овладевают языковыми умениями,
речевыми навыками. Они обучаются правильному произношению слов, построению
связного высказывания, закрепляют и активизируют башкирскую лексику.
Огромное значение в обучении ребенка языку имеют вопросы воспитателя ребенку,
но данный метод не оценен практикой. Когда воспитатель ставит вопрос, ребенок
думает, соображает и подбирает подходящее слово из своей лексики. Таким образом,
мы упражняем ребенка в овладении языком. Опыт показывает, что умело и вовремя
заданные вопросы резко меняют в
лучшую сторону язык ребенка: выбор нужного
слова, логичность речи. Поручения, вызывающие у
ребенка выполнение по слову
определенного действия, также являются отличным методом в
решении многих
программных задач, в
частности для уточнения, активизации словаря ребенка.
Беседа — богатый метод, применимый к
большинству сторон развития языка
ребенка. Рассказывание детей, в
частности пересказ, успешно применяется для
развития связной речи, активизации словаря. Как было сказано ранее, методы
обучения языку разнообразны. Их разнообразием должен пользоваться воспитатель,
чтобы наиболее доступным и
интересным для ребенка путем разрешить
поставленные задачи. Выбор методов обуславливается возрастом детей
и поставленными для решения задачами. Нужно строить обучение башкирскому
языку таким образом, чтобы упражнять детей в
речевых умениях и навыках, чтобы
формировать у них первые элементарные знания об окружающем.
Таким образом, обучение башкирскому языку будет более успешным, если
соблюдать данные рекомендации.