"Практические виды деятельности при обучении детей младшего школьного возраста английскому языку"

Автор: Гетманская Ирина Витальевна
Должность: учитель иностранного языка
Учебное заведение: МОУ СОШ №2
Населённый пункт: г. Алексеевка
Наименование материала: статья
Тема: "Практические виды деятельности при обучении детей младшего школьного возраста английскому языку"
Дата публикации: 09.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ Гетманская И.В. Большинство исследователей делят коммуникативные умения по видам речевой деятельности. К ним относится аудирование, говорение, чтение и письмо [6, 276]. На этапе начальной школы появляются такие виды речевой деятельности, как чтение и письмо. По мнению З.Н. Никитенко, обучение чтению начинается с показа звукобуквенных соответствий. Подход «от звука к букве» близок и понятен маленькому ученику и обеспечивает осознанное (а не на основе имитации) чтение. Основным условием эффективности такого подхода является устный вводный курс (1 четверть 2го класса) или устный курс (в 1м классе), которые формируют необходимое коммуникативное ядро в устной речи – базу для последующего узнавания языковых знаков и выражаемых ими значений при чтении. Так создаются условия для перехода к чтению и письму, близкие к условиям чтения на родном языке [5, 25]. Г.В. Рогова добавляет, что в процессе овладения техникой чтения происходит обучение чтению вслух и про себя. Лучший результат достигается в том случае, если работа над всеми аспектами чтения проходит параллельно, поскольку в этом случае учащиеся осваивают коммуникативную функцию чтения, не превращая его в простое заучивание печатного текста [6, 280]. Представляется возможным применение практических видов деятельности для развития навыков чтения и письма. Данные процессы в младшем школьном возрасте можно соотнести с аудированием и говорением в детском саду. В материал для чтения включаются тексты, составляющие базу для устного высказывания, тем самым развивая технику чтения детей и повышая коммуникативную направленность урока. Описания рисунков и поделок детей включаются как в устную, так и в письменную речь,
обеспечивая тренировку графической формы основных речевых образцов. Можно изготавливать открытки, небольшие иллюстрированные журналы, обсуждать их, читать работы друг друга, готовить монологические выступления о данных результатах деятельности, совмещая при этом изобразительную, трудовую и все виды речевой деятельности. Согласно программе, детально изученной З.Н. Никитенко, по окончании 4 класса школьники, овладевающие деятельностью чтения на английском языке, должны уметь выразительно читать вслух с правильным ударением и интонацией; понимать основное содержание относительно несложных (в том числе неадаптированных) аутентичных текстов; понимать содержание учебных и несложных аутентичных текстов полностью (инструкции, рецепты, распорядок дня, меню, адаптированные научно- популярные тексты); находить в тексте интересующую информацию (элементы поискового чтения) [5, 22]. Применение различных видов практической деятельности для обучения младших школьников английскому языку рассмотрено учителем Н.В. Зюзиной. Она изучает данные виды деятельности как разновидность интегрированного обучения, а именно, межпредметной интеграции. В её докладе рассмотрены сочетания уроков английского языка с музыкальной, изобразительной, физической и игровой деятельностью. Встречающиеся в песнях имена собственные, географические названия, реалии страны изучаемого языка расширяют страноведческие знания обучаемых. Интеграция изобразительной деятельности с изучением иностранного языка позволяет облечь новые слова в конкретную наглядную форму. Наглядные пособия, сделанные руками учащихся, развивают у них не только моторику руки, но и речь [2]. М.П. Каменецкая добавляет, что практическая деятельность отражает и углубляет представление детей об окружающих предметах, способствует проявлению умственной и речевой активности. Ребенок может знакомиться с названиями предметов и действий, которые он производит с предметами,
различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий [3, 33]. Н.В. Зюзина отмечает, что в урок необходимо включать различные физические упражнения, в общей сложности отводя на них 2-3 минуты [2]. Межпредметная интеграция дает возможность систематизировать и обобщать знания (в том числе у дошкольников) по смежным учебным предметам. К тому же интегративное обучение стабилизирует психоэмоциональное состояние ребенка, развивает мышление, воображение, память, волю и т.д., способствует дальнейшему эффективному овладению иностранным языком. Рассмотрим некоторые примеры использования практических видов деятельности на уроке. Закрепление лексики в практических видах деятельности Now let’s talk about the seasons and months that you like. Write them at the top of a sheet of paper. Tell me, please, what season you like. What month do you like? What do you do that time? Thank you. Use these questions as a plan for your answer. Draw, please, a picture of the season you like. Draw what you like to do in it. Try to make clear what month you like. What colour are you drawing the clouds? What colour are you drawing the sun and the trees? Sign your pictures. Try to guess the season and the month in the picture when I show it to you. Первичное закрепление грамматического материала с помощью практических видов деятельности: Tell me, please, how you count ( one, two, three…). You know, there is a football team, called “Ordinal Numerals”. Each of their sportsmen has its number. They have their logotype: “TH”, it sounds like [θ]. They write it in the end of their numbers on their T-shirts. What’s written on the T-shirt of the football player Number 4? (fourTH) What about the football player Number 5? 6? ... But there are 3 football players, Number 1, 2, and 3. They are very proud that they have their
own names written on the T-shirts. Number 1 has ‘First’ (repeat it all together), Number 2 has ‘Second’ (repeat it), and Number 3 has ‘Third’ (repeat it). The symbol of the team is a flower. Each footballer has his own colour of the flower. Look, they are in the correct order. Do you remember the football player’s signs on the T-shirt? Let’s name it and what colour the football player has. (1 – First, a red flower, 2 – Second, an orange flower). There are 10 extra sportsmen in the team. What is the number of the 1st extra sportsman? (Number 11) What is written on his T-shirt? (elevenTH) He has the same flower as the First. Let’s name all the signs of the extra sportsmen. What flowers do they have? Very good. There is a list of the whole team at Page 9 in a frame. Write it, please, into your copybooks. Do you remember the numerals from 19 till 30? Let’s count. Let’s add the football player’s sign to these numbers also. The football players want to change their T-shirts at last. Now take coloured paper, scissors and pencils. Draw the flowers-symbols of the team. Cut them out. Now show me a flower of that sportsman whose name I say. If I say the ‘First’ you should show a red flower. Good. Put the flower to your left, further from the left to the right. Good. Let’s show the extra sportsmen’s flowers. Which is the name of the 1st extra sportsman? (elevenTH) Show me his flower. Whose is a yellow flower? (thirteenTH) Whose is a blue flower? Please, draw a flower which you like most. Sign, whose flower it is. Don’t forget about the logotype TH. Совершенствование грамматических навыков с помощью практических видов деятельности Now let’s revise the written form of dates. How do you write the date? (the, a figure, the letters th, st, nd, or rd, then ‘of’, and the month) Good.
I give you cards. Let’s make birthday cards for yourselves. Write the 1st line: ‘My birthday is on … of …’. The second line is: ‘I would like to have’. Can you translate this line? What would you like to have? Draw it below. Good. Let’s answer. Read your card, and then show it to everybody. Таким образом, все вышесказанное убеждает нас в том, что практические виды деятельности положительно влияют на речевое развитие детей, формирование лексических и грамматических навыков и коммуникативных умений. С их помощью создаются ситуации общения, происходит отработка навыков. Рекомендуется проводить тренировку как перед и после осуществления практической деятельности, так и в процессе её выполнения. Однако для введения нового материала используется показ и многократное повторение. Применение практических видов деятельности на этапах тренировки и выхода изучаемого материала в речь помогает создать связи между отдельными блоками знаний, речевых действий; довести их до автоматизма. ЛИТЕРАТУРА 1. Вронская И.В. Практические виды деятельности в обучении детей дошкольного возраста лексике и грамматике английского языка // Раннее обучение английскому языку: теория и практика. Сборник научно-педагогических статей/ СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 112 с 2. Зюзина Н.В. «Проблемы раннего обучения английскому языку» 3. Каменецкая М.П. Интегративное обучение как средство целостного развития личности младшего школьника/ под ред. М.П. Каменецкой // Иностранные языки в школе. – 2008, № 1. – с.30-42 4. Лагутина Е.И. Интегрированный урок по предметам: английский язык и информационно-коммуникационные технологии / Е.И. Лагутина, Л.В.Коронатова // Английский язык (приложение к «Первому сентября»). - 2008. - № 9. - 33с.
5. Никитенко З. Н. Материалы курса «Специфика обучения английскому языку в начальной школе»: лекции 1–4 / З. Н. Никитенко. – М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2009. – 56 с. 6. Рогова Г. В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: Пособие для учителей и студентов пед. вузов / Г. В. Рогова, И. Н. Верещагина.—2-е изд., дораб. —М.: Просвещение, 1998.- 232 с