"Формы развития навыков самостоятельной работы обучающихся на уроках истории"

Автор: Крючкова Ирина Васильевна
Должность: преподаватель истории
Учебное заведение: ГБПОУ "Ангарский техникум рекламы и промышленных технологий"
Населённый пункт: г. Ангарск, Иркутская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Формы развития навыков самостоятельной работы обучающихся на уроках истории"
Дата публикации: 09.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Ангарский техникум рекламы и промышленных технологий» Автор: Крючкова Ирина Васильевна, преподаватель истории первой квалификационной категории
Формы развития навыков самостоятельной работы

на уроках истории
В современной методике преподавания, как и в традиционной самостоятельная работа обучающихся не только на уроках истории, но и на уроках гуманитарного цикла занимает около 15-20 минут. Как правило, такая работа направлена на дублирование мысли преподавателя или автора учебника, другими словами, самостоятельная работа обучающихся - это работа по образцу, которая исключает продуктивную деятельность обучающихся. К такой работе можной отнести: ответы на вопросы, комментарии к тексту, рисункам, фотографиям, а ткже работа с каротой. Таким образом, преподавая историю я пытаюсь изменить представление о самостоятельной работе на уроке и доказать, что без такого вида работы не может быть ни знаний, ни знающих и мыслящих обучающихся. Формирование познавательной самостоятельности и активности особенно на уроках истории сегодня приобретает особую актуальность в связи с непрерывным увеличением объема научной информации и процессом быстрого «старения» знаний. Сегодня остро встает необходимость формирования умения и навыков самообразования обучающихся, развития их способностей самостоятельного приобретения заний, быстрого реагирования на все новые течения жизни. Самостоятельная работа на моих уроках истории представляет собой особый вид учебной деятельности – она осущеятвляется под моим руководством, но без моего непостердственного вмешательства, потому что именно такая работа больше всего отвечает потребностям обучающихся сделать что-то самим. Самостоятельная работа в моем понимании – это, прежде всего, необходимая мотивация и сильная воля. Это наличие творческих начал, присущих каждому обучающемуся, это радость открытий. Критерии к определению явления самостоятельности разнообразны: наличие руководства преподавателя, который осуществляет необходимую помощь и контроль результатов работы; отсутствие инструктажа, который лишь скрывает инициативы обучающегося; внесение обучающимся в выполение задания нового по отношения к образцу; собственное побуждение к выполнению работы и осознание ее цели и смысла (в качестве мотивации могут играть роль относительная свобода действий при выполнении работы,
желание проверить себя, свои силы и способности, осознание ответственности); готовность к самостоятельности и преодолению трудностей; соединение собственных мыслей с действием; проявление инициативы и творчества. Что же такое самостоятельная работа? Это форма познания, форма организации учения, метод или средство обучения? Это может быть самостоятельный поиск обучающимся способа достижения поставленной цели; его движение от незнания к знанию, формированию необходимого объема и уровня знаний, умений и навыков; приобретение навыков самоорганизации и самодисциплины. Под самостоятельностью можно рассматривать как организационно- техническую сторону процесса, так и познавательную и практическую деятельность. Но больше всего для развития самостоятельности обучающихся имеет значение познавательная сторона, а не организационная. А именно - самостоятельные наблюдения, выводы, творческое применение знаний. Самостоятельность – это качество личности, это деятельность: волевая, интеллектуальная или практическая. В структуру самостоятельной работы я включаю три этапа: подготовительный, исполнительный и проверочный, в которые входят анализ знания, поиск способов его осуществления, составление плана работы, выполнение, проверка и оценка результатов. Эту структуру обучающиеся должны знать и уметь применять на практике. Поэтому от этапа объяснения, показа на практике преподавателем, закрепления и применения знаний обучающимися до формирования умений и навыков самостоятельной работы – долгий и непростой путь. На первом этапе предполагается совместная работа преподавателя и обучающегося по алгоритму последовательных указаний на необходимость совершения определенного действия: выполнение воспроизводящих самостоятельных работ по образцу; выполнение конструктивных самостоятельных работ (воспроизведение не просто знаний, а структуры знаний в целом, расширение сферы их применения, собственные выводы, достижение уровня продуктивной деятельности); выполнение эвристических работ (разрешение проблемных ситуаций, познаваемых преподавателем, приобретение опыта поисковой деятельности, овладение элементами творчества); выполнение исследовательских работ, приобретение опыта высказывания собственных суждений, умения оценивания на основе анализа. На втром этапе возможна полная самостоятельность (видение и формирование проблем в заданой ситуации, выдвижение гипотез их решения, разработка программы реализации, реализация, результат, рефлексия).
Постепенное развитие и нарастание самостоятельности обучающихся и уровня их активности приведет к возможности выбора индивидуального способа изучения материала на уроке и в последующем выполнении домашнего задания, а также к готовности к работе в библиотеке. Я применяю самостоятельную работу на уроке на различных его этапах: при подготовке к восприятию нового материала; при изучении новых знаний и формировании определенных навыков и умений; при обобщении и систематизации знаний.
Этапы урока

Виды самостоятельной работы
Подготовка к восприятию материала Предварительные наблюдения. Предварительное чтение учебника. Просмотр рисунков, картин, схем, иллюстраций и т.п. Подготовка ответов на заданные преподавателем вопросы. Изучение новых знаний При объяснении преподавателем учебного материала. До объяснения заранее дать задание: составить план (простой, развернутый); сделать конспект; изобразить графически (например, как на разных этапах развивалась Гражданская война в России). Самостоятельно: работа с учебником (выделение главного, определение понятий, отбор материала по проблеме, проведение сравнительного анализа, поиск ответов на вопросы преподавателя); работа с использованием дополнительных источников: статей, репродукций, схем, таблиц, документов, учебных фильмов; изучение всей темы по учебнику. Применение знаний Задания репродуктивного и продуктивного характера (от выполнения по образцу к более высокому уровню). Сочинения – размышления, эссе, доклады. Обобщение и систематизация знаний Составление сводных тематических таблиц, схем, диаграмм, воспроизведение карты по памяти. Подготовка текстов, обобщенных характеристик. Определение выводов. Проверка знаний, умений, навыков Работы (письменные, графические, практические). Тесты. Ответы на вопросы преподавателя (на сравнение, объяснение, обоснование, доказательство; требующие характеристики явлений, событий, оценки фактов; вопросы, требующие анализа и синтеза данных). При организации самостоятельной работы можно воспользоваться существующей классификацией ее типов и видов:
 по форме задания (на узнавание, на воспроизведение, на преобразование, на выбор и творческие);  по оформлению ответов (устно и письменно, схематически и практически);  по месту в процессе обучения (на этапе изучения новых знаний, их осмысления, применения, обощения и систематизации, контроля);  по месту выполнения (на уроке, вне урока);  по охвату обучающихся (весь коллектив, группа или группы обучающихся, один обучающийся). Работая с учебником, картой, таблицей или другими источниками, современными техническими средствами, обучающиеся могут выполнять самые разные задания и давать ответы на основе самостоятельного обдумывания вопроса или проблемной ситуации, созданной преподавателем. Можно предложить обучающимся на основе анализа содержания учебного материала самостоятельно обощить его и сделать выводы; спрогнозировать дальнейший ход событий; высказать сомнение, поделиться собственным мнением в устной или письменной форме; составить таблицу; выполнить практическое задание. Организация самостоятельной работы обучающихся на уроке требует определенных условий, обеспечивающих ее успешность: 1. планирование разных вариантов самостоятельной работы в системе уроков по теме; 2. наличие сформированных умений и навыков самостоятельной работы (от элементарных до более сложных); 3. посильность заданий (постепенное нарастание самостоятельности), их вариативность и разнообразие; 4. соотнесение объема и сложности работы с темпом его выполнения; 5. осознание обучающимся цели и появление желания к ее достижению; 6. использование различных форм деятельности обучающихся для достижения поставленной цели: фронтальная работа (все обучающиеся выполняют одно и то же задание); коллективная деятельность (каждый выполняет какую-то часть общего задания); индивидуальная работа (каждый обучающийся выполняет особое задание). 7. осознание обучающимися результатов своих достижений. Так же эффективность урока во многом зависит от активизации самостоятельной деятельности обучающихся, от соотношения используемых на уроке различных форм организации деятельности и их сочетаний: изложение знаний преподавателем и самостоятельная работа обучающихся; воспроизводящие и творческие самостоятельные работы; фронтальные, групповые и индивидуальные занятия обучающихся на уроке. Напрмер, на
уроке изучения нового материала я планирую деятельность обучающихся так:
Время

Формы организации деятельности обучающихся
5-7 минут урока Фронтальная работа 10-15 минут урока Самостоятельная работа для группы сильных обучающихся Работа средних и слабых обучающихся с преподавателем 7-10 минут урока Работа группы с преподавателем Разноуровневая самостоятельная работа 7-10 минут урока Фронтальная работа для обобщения и систематизации знаний По другому это будет выглядеть на этапе закрепления учебного материала:
Время

Формы организации деятельности обучающихся
15-25 минут урока Самостоятельная работа группы Работа группы с преподавателем 25-35 минут урока Работа с преподавателем Самостоятельное выполнение разноуровневых заданий 25-30 минут урока Групповая работа: однородные группы или группы разноуровневого состава – выполнение одинаковых заданий Группировка обучающихся всегда должна быть гибкой (нельзя постоянно группировать сильных и слабых). Результаты самостоятельной работы обязательно обсуждаются и оцениваются в кабиненте. Индивидуально проработанный материал можно обсудить в парах, в общегрупповой фронтальной беседе; опережающее индивидуальное творческое задание можно предложить для рецензирования с последующим обсуждением в группах или всем классом; общее групповое задане делится на индивидуальные, итоги которого обсуждаются группой или всем классом вместе с преподавателем. Показателем моей работы в реализации поставленной проблемы является увеличение времени, отводимого на самостоятельную деятельность, до 70%, что приводит к его уменьшению на выполнение домашнего задания. И домашняя работа действительно может стать самостоятельной. Самостоятельная работа обучающихся – одна их важнейших функций преподавателя. Ведь знания можно предложить, показать, где и как взять, но овладеть ими кажный обучающийся должен самостоятельно.