Разработка урока на тему "Гидросфера и ее части"

Автор: Пятина Дарина Александровна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МАОУ СОШ №2
Населённый пункт: город Кунгур
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Разработка урока на тему "Гидросфера и ее части"
Дата публикации: 09.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 Конкурс методических разработок «Использование различных видов педагогических технологий в соответствии с ФГОС ОО в воспитательно-образовательном процессе в образовательной организации» Номинация «Методические материалы, представляющие использование педагогических технологий в образовательной деятельности» Тема урока «Гидросфера и ее части» Учитель географии б/к Пятина Дарина Александровна г. Кунгур 2
Пояснительная записка 1.Предмет - география 2. Класс - 6 3. Тема и номер урока в теме «Гидросфера и ее части» 4. Базовый учебник: Т.П. Герасимова, Неклюкова Н.П. Начальный курс географии. – М.: Дрофа, 2014. 5 Цель урока: создание условий для формирования знаний учащихся о единстве водной оболочки Земли – гидросфере, её роли в жизни человека. 6. Задачи:
- обучающие:
сформировать общие представления о водной оболочке Земли – гидросфере, ее составе и строении, о Мировом круговороте воды; доказать единство всех частей гидросферы, а также связь между сушей и гидросферой; расширить знания учащихся о значении воды в природе и для человека.
- развивающие:
развивать наблюдательность, память, логическое мышление, умение сравнивать, обобщать и делать выводы на основании вновь изучаемого материала; развивать умение владеть картой, развивать умения и навыки работы с различными источниками географической информации, развивать умение приводить примеры, сравнивать, сопоставлять, делать выводы; продолжить развивать навыки работы с современными средствами информатизации; развивать познавательный интерес, самостоятельность мышления, осознанное отношение к предмету через использование элементов проблемного обучения; создать условия для совершения учащимися «малых открытий», привитие навыков самостоятельной работы при поиске требуемого материала.
- воспитательные:
воспитывать бережное отношение к природе, к водным ресурсам, окружающему миру; воспитывать информационную культуру; воспитывать чувства интереса к открытиям на уроке; формировать научное мировоззрение. Планируемые результаты обучения:
Предметные:
Учащиеся извлекают информацию из текста учебника и дают определения понятия «гидросфера», «Мировой круговорот воды», «Море», «Залив», «Пролив» Учащиеся самостоятельно определяют состав гидросферы. Учащиеся оценивают значение гидросферы в жизни человека и природы.
Метапредметные:
Умеют определять понятия (гидросфера) по существенным признакам. Умеют находить причины и следствия (на примере анализа круговорота воды в природе). Развивают способность излагать свою точку зрения по обсуждаемым вопросам, выслушивать мнения других и конструктивно обсуждать их. 3

Личностные:
Осознают ценности воды во всех ее проявлениях для жизнедеятельности. Учащиеся осуществляет коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий. 7. Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний 8. Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная работа. Методы обучения: проблемный метод, частично-поисковый. 9. Необходимое техническое оборудование: физическая карта полушарий, компьютер, проектор, Интернет, учебник. 4

План урока
Добрый день! Дорогие ребята и гости! 1. Давайте посмотрим на наш земной шар. Учитель на интерактивной доске показывает земной шар, затем приближает Солнце и земной шар становиться без водной оболочки. Скажите, пожалуйста, чего не хватает на нашем земном шаре?
( Воды).
Позвольте зачитать мне эпиграф к нашему уроку: Эпиграф к уроку.
Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни

запаха, тебя невозможно описать, тобой

наслаждаются не ведая ,что ты

такое! Нельзя сказать, что ты необходима,

ты сама жизнь!

Ты наполняешь нас радостью, которую

не объяснишь нашими чувствами. Ты

самое большое богатство на свете.

Антуан де Сент-Экзюпери.
Как вы думаете, о какой оболочке земли пойдет сегодня речь на нашем уроке?
(гидросфера).
Правильно, давайте откроем тетради и напишем число и тему нашего урока. Записываем число и тему урока «Гидросфера и ее части». Давайте вспомним, что такое гидросфера? Это водная оболочка Земли. Молодцы! 2.
Задачи урока
Какие вопросы мы сегодня будем рассматривать, изучая тему «Гидросфера»? Какие ваши предположения? 1.Что такое гидросфера. Значение воды.
2.
Мировой круговорот воды в природе. 3. Части гидросферы
4.
Охрана гидросферы. Напишите 3-5 предложений о значении воды для природы, для человека? Зачитываем предложения учащихся. Обсуждение. Ребята, скажите чего больше суши или воды на земном шаре? (Слайд 2) 3.Определите, о каком природном процессе идет речь в этом стихотворении? «Хоть в это поверить не очень легко, но Волги Вода есть в реке Лимпопо, и, путешествуя облаком пара, 5
Воды из Волги текут в Ниагару. Волги вода и в Байкале, и в Ниле, И в Танганьике, и в нашей квартире.»
(Круговорот воды в природе)
У вас на парте есть схемы данного процесса. Вам необходимо заполнить данную схему. Вы можете дорисовать при необходимости рисунок. На работу отводиться 3 минуты. Далее защита работы. После того, как мы вспомнили с вами круговорот воды в природе. Давайте ответим на второй вопрос нашего урока. Где находится вода в природе? Какие части гидросферы выделяют?
(слайд3)
Откройте, пожалуйста, атласы и найдите Мировой океан. Правильно, конечно, Мирового океана нет на карте. На самом деле Мировой океан это совокупность всех океанов. Вода заполняет четыре огромные впадины, образуя четыре океана. Назовите океаны, пожалуйста. (Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий и Индийский). На доске написаны океаны, распределите и запишите их в порядке убывания.
Тихий-166 км²,

Атлантический- 82 км², Индийский 73,6 км²

,

Северный Ледовитый – 12,2

км².
Изучением океанов занимаются океанологи. Таким был известный океанолог Жак Иф Кусто. Сегодня и мы попробуем исследовать океаны. Повторение материала за 5 класс по природоведение. Участки суши ребята сами называют. - На сушу приходится 149 км², в Мировом океане это огромные участки суши, окруженные со всех сторон водой. Что это такое? Это материки. Материк – это огромный участок суши. Назовите и покажите их на карте по мере увеличения их площади (Евразия, Северная и Южная Америка, Африка, Австралия и Антарктида.) (вызывается 1 человек для показа по карте). - В Мировом океане находятся сравнительно небольшие участки (по сравнению с материками) суши – это острова. Самый большой остров на земле остров – это Гренландия (2,176 тыс.кв.км). Остров – небольшие участки суши, окруженные со всех сторон водой. Острова по происхождению делятся: материковые (Мадагаскар), вулканические (Гавайские, Курильские острова), коралловые (Большой Барьерный риф). - В океане встречаются архипелаги. Что же такое? Архипелаг – группа островов, лежащих недалеко друг от друга. По физической карте полушарий найдите и назовите архипелаги. (работа с картой) - Участки материков и островов, глубоко впадающие в океан называются полуостровами. Самый крупный полуостров – Аравийский (2730 тыс.кв.км) на Земле. А в России – Камчатка. 6
Задание: 1. Откройте учебник с.74 параграф 20 найдите и запишите определение понятия «полуостров». Задание: 2. По физической карте полушарий найдите и назовите полуострова. 3) Моря. Определите, о какой части океана идет речь. Шириною широко, Глубиною глубоко, День и ночь о берег бьется, Из него вода не пьется, Потому что не вкусна – И горька, и солона. (Море) Найдите в учебнике на стр.75 определение море (дети читают определение). Море – часть океана, отделенная от него островами или полуостровами или подводными поднятиями дна, отличающиеся от океана свойствами воды, обитателями. -Запишите в тетрадь определение моря. Вашему вниманию приведены названия некоторых морей, которые разделены на 2 группы (запись на доске) 1 группа: Черное море 2 группа: Берингово море Балтийское море Аравийское море - Найдите их на карте атласа. Попробуйте определить, в чем их отличие (разное местоположение) - По местоположению выделяют группы морей: Окраинные (береговая линия менее извилистая, оно открыто к океану своими водами) и внутренние (береговая линия моря очень извилистая, оно окружено сушей). - Ребята, как вы думаете, море бывает без берегов? (ответы учащихся) - Существует в Атлантическом океане интересное море Саргассово – его называют «море без берегов» границы его образуют океанические течения. Название – от скоплений плавающих на его поверхности саргассовых водорослей (бурого цвета). Назовите цветные моря? (Черное, Белое, Красное)
4) Заливы и проливы.
Он у моря - как язык, Он берега лизать привык, И пляж в часы на диво Он вылизал игриво. О каком географическом объекте идет речь? (залив) На с. 76 в учебнике найдите определение - что называется заливом. Запишите в тетрадь. Самый крупный залив – Бенгальский. Найдите на карте другие заливы (показ у доски). Он ведет из моря в море Не широк – всего верста. И в нем как в школьном коридоре, 7
И шум, и звон, и теснота. Что это за геогр. объект? (пролив) Проливы – относительно узкая часть океана или моря, разделяющая два участка суши и соединяющая два смежных водоема. (Запись определения в тетрадь) Самый длинный (1760 км) – Мозамбикский, а самый широкий (1120 км) и глубокий (5249 км) – пролив Дрейка. Самый узкий Гибралтарский(14 км – самое узкое место). Найдите проливы на карте. Ребята, в начале урока я просила написать вас несколько предложений о значении воды. Некоторые из вас затронули проблемы экологии связанные с водой. Перед вами лежит текст - прочитайте его и ответьте на вопрос «Что авторы хотели донести до читателей?» Далее обсуждение текста. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА. Игра «Самый, самый» 1. Самый большой материк 2. Самый большой океан 3. Самый большой полуостров, 4. Самый широкий пролив 5. Самый маленький материк 6. Самый маленький океан 7. Самый большой остров 8. Самый большой залив 9. самый длинный пролив 10. Самый узкий пролив
Критерии оценки
: 10 - 9 баллов – оценка «5», 7- 8 баллов – оценка «4», 5-6 баллов - оценка «3», менее 5 баллов – оценка «2». Домашнее задание: параграф 19,20, отметить на контурной карте моря, заливы, проливы (список по номенклатуре). Список раздается ребятам. Рефлексия: Наряди елочку – красный шарик – было интересно и понятно, желтый шарик - было не интересно, но все понятно синий шарик - не интересно и не понятно. Приложение Дополните схему круговорота воды в природе 8
Тексты Текст №1
Один из парадоксов нашей жизни заключается в том, что люди

проявляют самое варварское отношение к тому минералу, который более

всего нужен для жизни — к воде. Без неё невозможны никакие

жизненные процессы. Человек чрезвычайно остро ощущает на

рушение

водного баланса: потеря влаги на 6—8% от веса тела вызывает тяжёлое

состояние, близкое к обморочному. Потеря 10% влаги вызывает

психическое расстройство, гал

люцинации, нарушение глотательного

рефлекса (у больного густеет кровь, и сердце, бу

дучи не в силах

проталкивать её по сосудам, останавливается). Где мало воды — на мно -

гие тысячи километров протянулись степи, а там, где её нет — царит

пустыня.
Нет такой отрасли хозяй ства, которая могла бы функционировать без воды. Незаменима она и в быту. Без неё не мыслимы приго товление пищи, личная гиги ена. В населённых пунктах вода — главный санитар, ко торый удаляет нечистоты, очищает улицы от пыли и грязи. Благодаря своим свойствам вода универсаль на. Она — непременный уча стник всех технологических процессов, наиболее надёж ный и дешёвый теплоноси тель, ею греют, но ею же и ох лаждают. Вода — источник энергии и переносчик грузов. Широкая гладь озёр и во дохранилищ, спокойное те чение реки, волнующееся море, ледники горных до лин, ослепительные снеж ные вершины гор — не будь их, насколько бы обеднел лик Земли. И как это ни печально, люди делают немало, чтобы уничтожить это чудо природы. Многим знакома такая картина: дети, собирая всё, что попадётся под руку, бросают в воду. И никто их не ос танавливает. Когда они под растают и становятся взрослыми, в воду уже летят не палки и не камни, а автомо - 9
бильные покрышки и всякая рухлядь. Ну а те, кто стоит во главе заводов, фабрик и дру гих предприятий, стараются сбросить в воду все отходы своего производства. И никто в это время не думает о том, что вода не только сре да жизни для рыб и водных животных, но и непременное условие сохранения жизни на Земле. Мы пытаемся узнать о многих жизненных причудах, а вот об основе жизни на земле — воде и экологии по давляющее большинство людей практически не име ют элементарного понятия. Тратятся миллиарды рублей на строительство водохра нилищ, каналов, сомнитель ных скоростных дорог, но не находится несколько сотен или хотя бы десятков тысяч рублей на просвещение и образование народа в области экологии.
Текст №2
Во все времена люди использовали реки, озёра и моря для сброса в них сточных вод. И практически по всеместно до начала XX века это не вызывало особого беспокойства. Солнце, воз дух и растворённый в воде кислород обеспечивали са моочищение водоёмов. Ещё несколько десятилетий на зад можно было наблюдать, как загрязнённые воды через 20—30 км от какого-ни- будь города становились чи стыми и пригодными для нужд человека. Однако те времена, когда объём заг рязнений был сравнительно невелик и водоёмы с ним ус пешно справлялись, к сожа лению, канули в вечность. Рост многомиллионных го родов, бурное развитие про мышленности, энергетики, водного транспорта, увели чение добычи различных ис копаемых, рост орошаемого земледелия привели к заг рязнению не только ручьёв, небольшие рек и озёр, но и морей и даже океанов. При жизни нынешнего поколения людей исчезла иллюзия о неисчерпаемости водных ресурсов на планете Земля. Самоочистительная способ ность водоёмов оказалась не в состоянии перерабатывать все сброшенные в них сточные воды.
Такие круп ные

водные артерии, как Рейн, Сена, Темза, Тибр, Миссисипи и многие

другие, превратились в сточные ка

навы. В угрожающем поло

жении

оказались некоторые участки Волги, Днепра и больших озёр нашей

страны. Стало ясно, что всякое дальнейшее промедление по

добно

смерти, и настал час решительных действий.
Номенклатура для домашнего задания: Тема ”Гидросфера” Моря: Азовское, Аравийское, Балтийское, Баренцево, Восточно-Сибирское, Карибское, Красное, Мраморное, Охотское, Средиземное, Филиппинское, Чёрное, Японское.Заливы: Бенгальский, Гвинейский, Мексиканский, Персидский. Проливы: Берингов, Гибралтарский, Дрейка, Магелланов. Рифы: Большой Барьерный риф. 10