"Приемы, тренинги актерского мастерства в работе над литературными образами в аспекте совершенствования читательской компетенции"

Автор: Татарникова Марина Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУ Гимназия №1
Населённый пункт: город Сыктывкар
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Приемы, тренинги актерского мастерства в работе над литературными образами в аспекте совершенствования читательской компетенции"
Дата публикации: 09.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Мастер класс

«Приемы, тренинги актерского мастерства в работе над

литературными образами в аспекте совершенствования

читательской компетенции»

Слайд (Название)
Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу поделиться опытом своей работы по театрально- художественной деятельности и познакомить вас с некоторыми приемами и тренингами актерского мастерства, которые я использую в работе над литературными образами в процессе подготовки к выступлениям учащихся в концертах , театрализованных представлениях или спектаклях. Вашему вниманию я предлагаю ряд упражнений, которые направлены на развитиесценического умения, и которые непосредственно связаны с темой нашего семинара «Роль дополнительного образования в формировании читательской грамотности учащихся. Представление программы дополнительного образования «Дети - детям » в рамках художественно- эстетической направленности»
Слайд
( читающий ребенок) Читательская компетентность определяется способностью учащихся к творческому чтению, освоению литературного произведения на личностном уровне; умению вступать в диалог «автор — читатель», погружаться в переживания героев; понимать специфику языка художественного произведения.И первый шаг к читательской грамотностидолжен быть направлен на овладение техникой чтения,которая определяет эмоциональную окраску логических ударений, точное смысловое произнесение текста, укрепляет голосовой, речевой аппарат, что и связывает ее с основами актерского мастерства.
Упражнение 1.
«Логическое ударение » Необходимо поставить логическое ударение в вопросах и логически верно ответить на них. Для этого упражнения мы используем скороговорки, так как скороговорки - это ритмичный, простой, обычно шуточный текст, который построен на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произнесение слов. Они успешно используются для развития сценической речи, корректировки, исправлении неправильного произношения звуков.

Слайд
«Скороговорки» Карл украл у Клары кораллы? Карл украл у Клары кораллы? Карл украл у Клары кораллы? Карл украл у Клары кораллы Карл украл у Клары кораллы? Карл украл у Клары кораллы? Карл украл у Клары кораллы? Карл украл у Клары кораллы? Пытаясь развить правильную речь ребенка, нужно как можно чаще применять скороговорки, поскольку дети их очень любят. Скороговорки произносятся в разных темпах: медленном, умеренном и очень быстром. Важно следить за четкостью произношения каждого звука, тогда речь будет развиваться правильно. Особое внимание необходимо уделять тем скороговоркам, в которых идет проработка звуков, вызывающих наиболее затруднительное произношение у детей. Со скороговорками можно работать разными способами:
1.
дать в руки мяч, пусть он ритмично в одинаковом темпе подбрасывая и ловя его руками, проговорит скороговорку. Подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или на слог.
2.
проговаривать скороговорку, перебрасывая мяч из одной руки в другую.
3.
проговаривать скороговорку, прохлопывая ритм ладошками.
4.
проговорить одну скороговорку три раза подряд, ни разу не сбившись. 5. работать в паре , перекидывая друг другу мяч.
Слайд
« Эмоции» Для того, наша речь приобрела окраску нам необходимо, чтобы в звукообразовании присутствовали эмоции, которые будят чувства и придают энергию голосовым связкам.Можно сказать, что наша речь – бесцветна, она никак не окрашена. Но стоит в душе родиться эмоции, как речь сразу же меняется. Смещается диапазон – звучат верхние, крикливые нотки (вспомните выражение: говорить на повышенных тонах); или же угрожающе перекатываются ноты нижние. Когда человек радостен, голос его звучит звонко и весело, когда печален – интонация унылая и глухая. Ничто так не влияет на голос человека, как его эмоционально-психическое состояние. Эмоции – первый двигатель речевого процесса.Одна из важнейших задач для актёра - правильно передавать свои эмоции зрителю. Для этого должны задействоваться не только мышцы тела, но и лица. Не всегда легко
изобразить на своем лице некоторые эмоции. Ну, как сделать свое лицо злым, если ты в душе добрый?
Слайд
«У лукоморья»
Упражнение 2.
Прочитайте стихотворение А. С. Пушкина в разных эмоциональных состояниях: 1. Представьте себе, что вы очень сильно на кого-то раздражены и даже разгневаны. 2. Вспомните ситуацию, когда у вас на душе было легко и радостно. Погрузитесь в это состояние чистой радости. 3. Прочитайте стихотворение так, как будто-то вас что-то рассмешило, но вы боитесь рассмеяться в голос. 4. Прочитайте это стихотворение так, как будто вы кого-то очень сильно боитесь. 5. Представьте, что вы рассказываете кому-то свою самую сокровенную тайну. 6. Представьте, что, читая это стихотворение, вы о ком-то сплетничаете. 7. Прочитайте эти строки так, как будто вы хотите кого-то сильно напугать. 1.У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом; 2.Идет направо – песнь заводит, Налево – сказку говорит. Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит; 3.Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей; 4.Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой, И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской; Там королевич мимоходом Пленяет грозного царя; 5.Там в облаках перед народом Через леса, через моря Колдун несет богатыря; В темнице там царевна тужит, 6.А бурый волк ей верно служит; Там ступа с Бабою-Ягой Идет, бредет сама собой; Там царь Кощей над златом чахнет; 7.Там русский дух… там Русью пахнет! И там я был, и мед я пил; У моря видел дуб зеленый; Под ним сидел, и кот ученый 8. Свои мне сказки говорил. Одну я помню: сказку эту Поведаю теперь я свету…
Слайд «
Пушкин»
А.С. Пушкин. «У Лукоморья дуб зеленый...»
Эту поэму А.С. Пушкин написал в 1820 году, когда ему было 20 лет, а вступление к ней - в 1824.Этот отрывок из поэмы Пушкина очень любят дети. Не случайно произведение введено в школьный курс и изучается в различных классах, как на литературе, так и на внеклассном чтении. Отработав это упражнение, мы познакомились с творчеством А.С. Пушкина- это вступление к поэме «Руслан и Людмила». Мысмогли добиться понимания содержания произведения, развили умение переводить зрительную информацию в словесную, развили навыки выразительного, правильного и беглого чтения. Прочитав стихотворение в нескольких эмоциональных состояниях, нам удалось закрепить на практике компоненты актерского мастерства, через освоение интонации, мимики, жеста и эмоционального поведения.
Одна из ведущих задач программы по дополнительному образованию «Дети - детям»является развитие актерской фантазии и творческой инициативы, которую мы реализуем через художественно - речевую деятельность - это сочинение прозаических текстов, сказок и стихотворений.
Слайд
« Буриме»
Упражнение 3.
А сейчас мы познакомимся с литературной игрой под названием «Буриме»( от французского – «зарифмованные концы»). Эта игра заключается в сочинении стихов, чаще шуточных, на заданные рифмы или на заданные темы. В России умением писать буриме славились : Василий Львович Пушкин (дядя А.С.Пушкина) и многие другие В 17- 18 вв. такое занятие было довольно популярным салонным развлечением. В наше время буриме продолжает оставаться популярной игрой среди всех любителей стихотворного жанра. Чем же так примечательны буриме? Они позволяют проявить свои творческие способности в поэзии, блеснуть остроумием и оригинальностью, в считанные минуты (или даже секунды) продемонстрировать своё владение словом. В жанре буриме выступают многие мастера эстрады, разговорного жанра, конферанса .Эта форма стихосложения очень нравится детям. Они приобретают навыки и способности в умении рифмовать строчки, и даже облекать их в смысловую оболочку. Пример . Даны рифмованные слова. Читатель Мечтатель Грамотей Чародей Литература Культура Урок Пролог Проиграли в игру «Буриме» Уважаемые коллеги, этими упражнениями не ограничивается работа над текстом литературного произведения, более глубокий анализ происходит во время работы над мизансценами, характерами образов, речью героев художественного материала.Работая над дикцией ,мимикой, жестами, интонацией и объединяя все эти упражнения, усложняя этюдные
постановки,мы приобретаем навыки, умения, опыт и переходим к следующему этапу – постановке спектакля по теме литературного произведения.
Таким
образом, мы установили связь между театрально- исполнительским мастерством в работе над литературными образами и совершенствовании читательской компетенции учащихся .


Упражнение 1
«Скороговорки» Карл украл у Клары кораллы? Карл украл у Клары кораллы? Карл украл у Клары кораллы? Карл украл у Клары кораллы Карл украл у Клары кораллы! Карл украл у Клары кораллы! Карл украл у Клары кораллы! Карл украл у Клары кораллы!
Упражнение 2.
«Эмоции» . Прочитайте стихотворение А. С. Пушкина в разных эмоциональных состояниях:

1.
Вспомните ситуацию, когда у вас на душе было легко и радостно. Погрузитесь в это состояние чистой радости.
1.У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

……………………………………………………………………………

2.
Представьте себе, что вы очень сильно на кого-то раздражены и даже разгневаны.
2.Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

………………………………………………………………

3.
Прочитайте стихотворение так, как будто-то вас что-то рассмешило, но вы боитесь рассмеяться в голос.
3.Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

……………………………………………………………….

4.
Прочитайте это стихотворение так, как будто вы кого-то очень сильно боитесь.
4.Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;


……………………………………………………………………..

5.
Представьте, что вы рассказываете кому-то свою самую сокровенную тайну.
5. Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несет богатыря;

В темнице там царевна тужит,

…………………………………………………………………

6.
Представьте, что, читая это стихотворение, вы о ком-то сплетничаете.
6 .А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою-Ягой

Идет, бредет сама собой;

Там царь Кощей над златом чахнет;

……………………………………………………………….

7
. Прочитайте эти строки так, как будто вы хотите кого-то сильно напугать
7.Там русский дух… там Русью пахнет!

И там я был, и мед я пил;

У моря видел дуб зеленый;

Под ним сидел, и кот ученый

………………………………………………………………

8.
Прочитайте, так как будто объясняетесь в любви
8.Свои мне сказки говорил.

Одну я помню: сказку эту

Поведаю теперь я свету…

……………………………………………………

Упражнение 3
. «Буриме» Читатель Мечтатель
Грамотей Чародей Литература Культура Урок Впрок Читатель Мечтатель Грамотей Чародей Литература Культура Урок Впрок