"Учебно-исследовательская деятельность школьников на уроках русского языка и литературы как требование сегодняшнего дня".

Автор: Симонова Нина Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 9 с углубленным изучением отдельных предметов"
Населённый пункт: город Краснотурьинск, Свердловской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Учебно-исследовательская деятельность школьников на уроках русского языка и литературы как требование сегодняшнего дня".
Дата публикации: 10.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Учебно-исследовательская деятельность школьников на уроках

русского языка и литературы как требование сегодняшнего дня.
Симонова Н.П., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 9 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Краснотурьинск «Если ученик не учится творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать», - писал Л.Н.Толстой. Поэтому перед учителем русского языка и литературы всегда стояла проблема поиска эффективных форм и способов организации учебной деятельности учащихся на уроке и во внеклассной работе. Развитие личности ученика, его интеллекта, чувств, воли осуществляется лишь в активной деятельности. Человеческая психика не только проявляется, но и формируется в деятельности, и вне деятельности она развиваться не может. Вот почему исследовательская деятельность является одной из форм творческой деятельности, и ее следует рассматривать в качестве составной части проблемы развития творческих способностей учащихся. Исследование – один из четырех универсальных типов мыследеятельности, наиболее адекватно соответствующий социокультурной миссии образования. В типичной образовательной ситуации, которая, как правило, определяет характер учебного процесса, реализуется стандартная позиционная схема «учитель» – «ученик». Первый транслирует знания, второй их усваивает; все это происходит в рамках отработанной классно-урочной схемы. На уроке - исследования эти позиции сталкиваются с реалиями: нет готовых эталонов знаний, которые столь привычны для урока, а деятельность учащихся и учителя связаны с решением учащимися (при поддержке учителя) творческой, исследовательской задачи (пусть и с заранее известным решением, но незнакомым учащимся). Любое исследование, неважно, в какой области филологии (русского языка, литературоведения) оно выполняется, имеет структуру:  повторение теории, посвященной данной проблематике;  подбор инструментов для исследования и практическое владение ими;  обработка полученного результата, его анализ и обобщение, собственные выводы. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения. Главная цель урока-исследования - приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа получения новых прочных знаний (получаемых самостоятельно и поэтому являющихся личностно значимыми, а значит прочными), развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе. Поэтому главным результатом урока-исследования является интеллектуальный, творческий продукт (знания), устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования. Ведущей ценностью урока - исследования является ценность процесса движения к истине. 1
Контекстная задача уроков русского языка и литературы – это задача мотивационного характера. Обеспечить познавательный интерес к конкретной теме конкретного урока – её основное назначение. На уроке создаётся реальная или воображаемая жизненная ситуация, в которой «оказываются» ученики как её непосредственные участники. Необходимость действовать в ней требует от школьников применения соответствующих данной ситуации знаний и опыта. Однако в ходе деятельности ими обнаруживается недостаточность имеющихся знаний или их неадекватность. Наступает осознание проблемы сложившейся ситуации, что, в свою очередь, порождает вопросы. Это собственные вопросы ученика, на которые ему необходимо найти ответы, потому что без этого из проблемной ситуации просто не выбраться. Таким образом, с помощью контекстной задачи учитель организует «встречу» учащихся с проблемой, которая переживается ими как своя собственная. Алгоритм организации учителем встречи с проблемой на уроке русского языка и литературы можно представить в виде последовательности шагов:  Актуализация имеющегося у учащихся речевого опыта: создание учителем речевой ситуации (реальной или воображаемой) – предложение учащимся действовать в этой ситуации (что-то сказать, написать или послушать, прочитать, а затем оценить написанное или прочитанное, сказанное или услышанное).  Возникновение проблемы и её осознание учащимися: обнаружение противоречия в заданной речевой ситуации – эмоциональное переживание состояния затруднения, сомнения или удивления.  Формулирование проблемного вопроса самими учащимися: формулирование вопроса, в котором выражается информационный запрос на недостающую информацию, необходимую для эффективного решения задачи в заданной речевой ситуации, определение собственной цели учебно-познавательной деятельности. Задача учителя – вызвать устойчивый интерес к процессу исследовательской деятельности, увлечь содержанием и способами выполнения исследовательской работы. Поиск решения поставленной задачи приводит к созданию организационно-педагогических условий на уроке для развития исследовательской деятельности учащихся, формирования УУД в исследовательской работе (способы целеполагания, формы сбора материала, методы исследования и т.п.). Покажем это на примере урока-исследования « В мастерской писателя: ранние рассказы А.П.Чехова»,7 класс (см. приложение) Исследовательская работа активизирует познавательную деятельность учащихся на уроке. Для этого фиксируется первичный образовательный запрос учащихся, их интересы, склонности, показывается значимость данных интересов в перспективе совместной работы в этом направлении. Создается на уроке позитивная атмосфера, психологический комфорт, который способствует вхождению в исследовательское взаимодействие, например: «Есть ли слова без корня?», «Может ли быть приставка в середине слова?» (5 класс). Затем организуется сбор информации, который фиксирует и отражает 2
познавательные интересы школьников (спорт, музыка, техника, история, поэзия, театр и т.п.). Так формируются темы будущих исследовательских проектов, например: «Роль вводных слов в газетных статьях о спорте» (о зимней олимпиаде в Сочи) – 8 класс; «Роль тире в научном тексте (на примере текстов учебников по математике, биологии, географии, истории, обществознанию) – 7,8,9 классы. Интересна форма дневниковых записей по индивидуальному сопровождению учащихся в исследовательской работе – «Дневник юного исследователя», который обеспечивает отслеживание индивидуального образовательного процесса ученика, максимально развивает умение рефлексивной деятельности школьников, расширяет возможности их самообразования. Наиболее удачно получается работа с учащимися с разным творческим потенциалом в проектно-исследовательской работе по созданию проектов следующих типов. Информационный проект, например: «Основатели славянской письменности», «История буквы Ё». Информационно-ролевой проект, например: ученик в роли историка «История возникновения букв русского алфавита» (букву выбирают сами учащиеся); ученик в роли литературоведа – «Роль эпитета в создании портрета литературного героя Пушкина, Гоголя, Распутина (выбор писателя остается за учеником). Работа над информационными проектами обеспечивает включение учащихся в творческие исследовательские проекты, например: «Нужна ли буква Ё в письменной речи современного человека?» Так в течение года определяются группы учащихся, которым интересно заниматься проектно-исследовательской работой по русскому языку и литературе после уроков. Проектные лингвистические, литературоведческие исследования способствуют формированию культурно-языковой компетенции, воспитывают активную, творческую личность, способную к саморазвитию, умеющую самостоятельно добывать знания, умеющую думать и творить, а не копировать. 3
Приложение Конструкт урока литературы Тема: « В мастерской писателя: ранние рассказы А.П.Чехова» (7 класс) Базовый учебник: Б.А. Ланин «Литература 7 класс», М.: Вентана – Граф, 2013 Тип урока: урок-исследование с защитой мини-проектов. Цель урока: формирования познавательной деятельности учащихся и их читательской культуры в понимания авторской позиции. Задачи урока: Образовательные: углубить знания учащихся о художественном стиле А.П.Чехова как писателя-юмориста, сатирика, раскрыть художественное мастерство писателя; помочь учащимся осознать позицию автора и скрытые им в подтексте намёки; совершенствовать навыки анализа художественного произведения на уровне сюжета, композиции, стилистических приёмов. Развивающие: продолжить формирование исследовательской культуры учащихся, их творческих способностей, развитие коммуникативных компетенций обучающихся Воспитательные: продолжить формирование общечеловеческих ценностей: приоритета добра как главного условия толерантности; развивать чувства ответственности, самодисциплины, самоорганизации; воспитывать творческого читателя. Планируемые результаты: Личностные Метапредметные Предметные регулятивные познавательные коммуникатив ные Проявят понимание и уважение к ценностям русской литературы; продемонстрируют толерантность к чужой точке зрения, чужому поведению в группе; осознают значимость практической групповой работы в изучении учебного материала через МП; проявят способность к самооценке своих Проявят умение определять и удерживать цель деятельности до получения результатов; покажут умение планировать решение учебной задачи, т.е. выстраивают последовательно сть действий при исследовании проблемы и защите полученных результатов; корректируют исследовательск ую деятельность: Проявят умение презентовать подготовленную информацию по исследовательской проблеме в электронном виде; продемонстрируют умения выделять главное и второстепенное, устанавливать причинно- следственные связи в доказательстве выдвинутой гипотезы ИП; покажут достаточно свободную ориентацию в исследуемом Планируют учебное сотрудничеств о с учителем и одноклассника ми, соблюдая правила речевого поведения; проявят умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, работать в группе, избегая конфликтных ситуаций; продемонстрир уют умение сопоставлять тексты Умеют отбирать достоверную и необходимую информацию для решения практических задач при создании презентации проекта, в электронном виде; продемонстриру ют умения оформлять литературные исследования в медиопроект (презентацию); выступать с защитным словом к ИП; видят в 4
действий, поступков. намечают способы устранения ошибок; анализируют и оценивают эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности. материале. рассказов, анализировать язык художественно го текста; оформляют монологическо е (диалоговое) высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; «удерживают» логику монологическо й речи-защите мини-проекта, приводят убедительные доказательства. подтексте рассказов Чехова авторскую позицию, анализируют художественное произведение на уровне сюжета, композиции, стилистических приёмов. владеют литературоведче ской терминологией: юмор, сатира, подтекст, художественная деталь, жанр, композиция, антитеза. Педагогический инструментарий достижения планируемых результатов (технологии, формы, методы и приемы): Образовательные технологии: технология проблемного обучения ИКТ, метод проектов педагогика сотрудничества Формы работы: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная Методы и приемы: поисковый, исследовательский, инструктивный, метод эвристических заданий. Средства обучения: компьютер, проектор, презентации проектов учащихся (класс поделён на творческие группы), план защиты проекта, памятка «Требования к созданию презентации к проекту», тексты юмористических, сатирических рассказов А. П.Чехова, контрольный лист для взаимопроверки, самоконтроля каждому ученику. Содержание участия других субъектов образовательного процесса: учащиеся 11 класса, которые являются тьюторами по созданию мини-проектов учениками 7 класса. Межпредметные связи: русский язык, риторика, история. Этапы Содержание УУД 5
Педагогич. инструментари й Деятельность учителя Деятельность учащихся Предвар ительна я работа Методы: эвристических заданий инструктивны й, исследовательс кий, Индивидуальн ая, групповая 1.Отбирает возможные темы (задания) микро- проектов и предлагает их учащимся; участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися. 2.Принимает участие в обсуждении с учащимися подтем мини-проектов. 3.Разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности, помогает определиться с литературными, критическими источниками. 4.Принимает (с согласия учащихся) участие в обсуждении цели, задач, методов проекта, выдвижения гипотезы. 1.Обсуждают темы проектов, предложенных учителем, и выдвигают свои темы; объединяются в группы по 3-4 человека и выбирают тему мини- проекта, выбирают тьюторов из 11классников. 2.Активно обсуждают и предлагают варианты подтем, проблем, каждый ученик выбирает одну из них, т.е. выбирает себе роль. 3. Поиск и отбор источников (литературных, электронных), готовят развернутые ответы на проблемные вопросы; отдельные учащиеся участвуют в разработке творческих заданий. 4.Активно обсуждают формулировки цели, задач, проекта, выдвижения гипотезы; обсуждают формы представления исследовательских результатов; выбирают методы исследования (метод наблюдения, то есть выделение из текста выбранных рассказов А.П.Чехова художественных деталей; метод анализ теста художественного произведения; энциклопедический метод, то есть изучение Личностные: уметь чувствовать красоту языка художественно го текста, вырабатывать устойчивый интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; испытывают потребность в самовыражени и через слово. Коммуникатив ные: уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать грамотный текст на слайде презентации; сопоставлять, отбирать и проверять информацию, полученную из различных источников, в том числе Интернет, СМИ; уметь 6
5.Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. 6. Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. 7.Консультирует, организует частичную экспертизу с помощью старших школьников. 8.Помогает провести рефлексию творческой группы и ролевого участника проекта. значения слова; сравнительно- сопоставительный метод и т.п.); 5.Осущесвляют поисковую деятельность: выборка и анализ языкового материала. 6.Оформляют полученные результаты в соответствии с принятыми правилами (требования к оформлению презентации). 7.Докладывают о результатах поисковой деятельности по творческим группам. 8.Осуществляют рефлексию исследовательского процесса, себя в нем с учетом возможностей образовательной среды и уровня своего общего развития. формулировать собственное мнение и позицию, аргументирова ть её и координироват ь её с позициями партнёров в сотрудничеств е при выработке общего решения в совместной деятельности; Регулятивные: планирование, целеполагание, рефлексия, саморегуляция : самостоятельн о составлять план решения исследовательс кой проблемы; прогнозироват ь, корректировать свою деятельность, владеть приемами гибкого чтения и рационального слушания как средствами самообразован ия; самостоятельн о анализировать условия и пути достижения цели. 7
Познавательн ые: умение структурироват ь знания, осуществлять контроль и оценку поискового процесса и результатов деятельности; обосновывать свой выбор, выявлять особенности объекта исследования, устанавливать между ними причинно- следственную связь; вести наблюдения и оформлять их в ИП и презентацию. Организ ационно – мотивац ионный этап Методы: поисковый, эвристических заданий, инструктивны й Коллективная групповая 1. Создает психологический настрой урока: - Эмоциональное вступительное слово учителя о писателе Чехове. 2.Создает проблемную ситуацию: - Прочитайте эпиграфы урока. Как вы понимаете слова Л.Толстого, М.Горького? Кто из писателей более прав в оценке Чехова? 2.Пытаются разрешить проблемную ситуацию по теме урока: а) выразительно читают эпиграфы урока: 1. «Благодаря своей искренности Чехов создал новые, совершенно новые, по- моему, для всего мира формы писания, подобных которым я не встречал нигде. Язык его удивителен…». (Л.Толстой) 2. « Никто не понимал так ясно и точно, как Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать Личностные: Мотивация к учебной деятельности. Уметь выразить положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; уметь понять значимость решений по поставленной проблеме. 8
3.Помогает определиться учащимся с постановкой цели и задачами урока. 4.Инструктирует учащихся, как работать с контрольными листами №1 (для взаимоконтроля), № 2 (для самоконтроля); напоминает схему-план защиты проекта и памятку «Требования к созданию презентации». людям позорную и тоскливую картину их жизни» (М.Горький) 3. «Чехов – это Пушкин в прозе» (Л.Толстой) б) вступают в диалог с учителем и одноклассниками; выявляют противоречие. 3.Активно обсуждают формулировки цели, задач урока. 4. Комментируют, как они будут работать с инструкциями, которые лежат у каждого ученика на парте. Коммуникатив ные: Уметь отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Уметь строить речевое высказывание, слушать высказывания других. Регулятивные: Уметь объяснять свой выбор цели, задач; уметь выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; планировать решение учебной задачи; корректировать свою деятельность, деятельность группы, класса. Поиск решени я (открыт ие нового знания и примен ение его) – защита исследовательс кий Индивидуальн о-групповая Организует с помощью 11классников порядок выступления творческих групп по защите ИП и координирует работу по взаимоконтролю и самоконтролю: контрольный лист №1 (для взаимоконтроля), контрольный лист №2 (для самоконтроля); Творческие группы выступают с защитой мини-проекта: 1группа: «Приёмы комического в рассказе в рассказе «Лошадиная фамилия» (см. в приложении к уроку). 2 группа: «Мой (наш) любимый рассказ Личностные: Уметь считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелатель ность в обсуждении проекта (споре), 9
исследо вательс ких мини- проекто в по творчес ким группам . побуждает к диалогу- обсуждению мини- проекта; организует мини- монолог, подводящий итог обсуждению мини- проекта. А.П.Чехова. 3 группа: «Юмористический и сатирический смех в рассказе А.П.Чехова «Смерть чиновника» 4 группа: «Юмористический и сатирический смех в рассказах Чехова «Хамелеон» и «Унтер Пришибеев». Участвуют в диалоге- обсуждении мини- проекта, обобщают, подводят итог, оценивают работу одноклассников. Задают проблемные вопросы по темам мини-проектов. Осуществляют взаимоконтроль, самоконтроль доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности; уметь выражать личностное отношение к творчеству писателя. Коммуникатив ные: уметь вести диалог с целью получения новой информации; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативн ых задач; владеть монологическо й и диалогической формами речи. Уметь соблюдать в практике письменного и устного общения основные нормы языка. 10
Регулятивные: самостоятельн о составлять план решения учебной проблемы; прогнозироват ь, корректировать свою деятельность; уметь ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную информацию Познавательн ые: адекватно понимать художественны й текст и давать его смысловой анализ, интерпретиров ать прочитанное; уметь делать выводы об особенностях художественно го мира, сюжетов, проблематики и тематики рассказов Чехова. Рефлекс ия фронтальная Напоминает о начале урока: Перечитывают эпиграфы урока: регулятивные: волевая 11
Проблемная ситуация ® проблема ® поиск способов ее решения ® решение проблемы. Организует подведение итогов урока: Какие задачи мы сегодня решали? Что удалось? Что узнали? Чему научились? Что было интересно? Что оказалось трудным? анализируют поисковую деятельность в творческой группе и условия, пути достижения цели участников исследования саморегуляция, контроль, коррекция, самостоятельн ость, прогнозирован ие. Познавательн ые: умение структурироват ь знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Коммуникатив ные: формулировать собственное мнение. Домашн . задание Объясняет, как выполнить д/з, напоминает план сочинения-отзыва на прочитанное произведение Обмениваются впечатлениями, о чем можно написать в сочинении и какие полученные знания можно использовать в домашней работе. Пишут мини-сочинение «Перечитывая рассказ «…» А.П.Чехова (рассказ на выбор учащихся) Коммуникатив ные: оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание; использовать речевые средства для решения различных коммуникативн ых задач; Личностные: потребность в самовыражени и через слово. Приложение к уроку: 12
Памятка «Требования к созданию презентации» Не перегружайте слайд информацией, рекомендуемая норма 30 слов. Не используйте изображения с низким качеством. Используйте одинаковое оформление в ходе всей презентации. Для фона и цвета применяйте контрастные цвета. Используйте не более трех цветов на слайде: 1 – фон, 2 – заголовок, 3 – текст. Рекомендуемый шрифт для заголовка не менее 24 пт., для основного текста – не менее 20 пт. На всех слайдах выбирайте одинаковый тип и размер шрифта для текста. Не перегружайте презентацию анимационными и звуковыми эффектами. Не располагайте текст на изображении. Текст на слайдах должен быть простым и содержать ключевые данные, которые должны быть вами раскрыты. Текст на слайдах должен соответствовать вашему тексту выступления и иллюстрировать его; На уроке длительность презентации не более 7-10 минут. Контрольный лист №1 (для взаимоконтроля) Структура презентации Особенности художественного стиля рассказов А.П.Чехова Назвать основные элементы структуры презентации проекта: 1.Авторы презентации 2.Тема Перечислить особенности сюжета, композиции, стиля представленных в проекте рассказов А.П.Чехова: 1.Необычное название рассказа, отражающее чаще всего главную мысль. 2. 3.и т.п. Контрольный лист №2 (для самоконтроля) План защиты исследовательского проекта (для 7 класса) 1. Тема. Проблема, её актуальность. 2. Цель и задачи исследования. 3. Гипотеза. 4. Методы исследования. 5. Результаты исследования. 6. Практическая значимость проекта. Сильные стороны презентации проекта Слабые стороны презентации проекта 1. 2. и т. п. 1. 2. и т.п. 13