"Математика 2 класс Гармония ФГОС".

Автор: Курочкина Эльвира Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Мужевская СОШ им.Н.В.Архангельского"
Населённый пункт: ЯНАО Шурышкарский район с. Мужи
Наименование материала: рабочая программа
Тема: "Математика 2 класс Гармония ФГОС".
Дата публикации: 10.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации



Пояснительная записка
Рабочая программа по математике разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и реализуется средствами предмета «Математика» на основе авторской программы Н.Б. Истоминой (учебно – методический комплект «Гармония»» издательство «Ассоциация 21 век»). Рабочая программа составлена на основе: - Закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», с изменениями и дополнениями от 26.11.2010 № 1241, от 22 сентября 2011 №2357; - учебного плана МБОУ «Мужевской СОШ имени Н.В. Архангельского» на 2015/2016 учебный год;
Для реализации программного содержания используются следующие учебные

пособия:
 Истомина Н. Б. Математика. Учебник для 2 класса. – Смоленск: Ассоциация ХХI век – 2015  Истомина Н. Б., Редько З. Б. Тетради по математике №1 и № 2. 2 класс. – Смоленск: Ассоциация ХХI век – 2015  Истомина Н. Б., Шмырёва Г. Г. Контрольные работы по математике. 2 класс (три уровня). – Смоленск: Ассоциация ХХI век – 2015  Н.Б.Истомина, О. П. Горина Тестовые задания. Математика, 2 класс. 2012 год  Веселая математика 1 – 4 классы (таблицы)
Цель
начального курса математики – обеспечить предметную подготовку учащихся, достаточную для продолжения математического образования в основной школе, и создать дидактические условия для овладения учащимися универсальными учебными действиями (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными) в процессе усвоений предметного содержания. В основе курса математики во 2 классе лежит
методическая концепция
, которая выражает необходимость целенаправленного и систематического формирования приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания. Овладев этими приёмами, учащиеся могут не только самостоятельно ориентироваться в различных системах знаний, но и эффективно использовать их для решения практических и жизненных задач. Для достижения этой цели необходимо организовать с учётом специфики предмета учебную деятельность учащихся, направленную на решение
следующих задач:
1. формирование познавательного интереса к учебному предмету «Математика», учитывая потребности детей в познании окружающего мира и научные данные о центральных психологических новообразованиях младшего школьного возраста, формируемых на данной ступени обучения: словесно – логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково – символическое мышление, с опорой на наглядно – образное и предметно – действенное мышление; 2. развитие пространственного воображения, потребности и способности к интеллектуальной деятельности; формирование умений: строить рассуждения, аргументировать высказывания, различать обоснованные и необоснованные суждения, выявлять закономерности, устанавливать причинно – следственные связи, осуществлять анализ различных математических объектов, выделяя их существенные и несущественные признаки;
3. овладение в процессе усвоения предметного содержания обобщёнными видами деятельности: анализировать, сравнивать, классифицировать математические объекты (числа, величины, числовые выражения); исследовать их структурный состав: ( многозначные числа, геометрические фигуры), описывать ситуации с использованием чисел и величин, моделировать математические отношения и зависимости, прогнозировать результат вычислений, контролировать правильность и полноту выполнения арифметических действий, использовать различные приёмы проверки нахождения значения числового выражения (с опорой на правила, алгоритмы, прогнозирование результата), планировать решение задачи, объяснять (пояснять, обосновывать) свой способ действия, описывать свойства геометрических фигур, конструировать и изображать их модели и пр.
Общая характеристика учебного предмета «Математика»
В основе начального курса математики, нашедшего отражение в учебниках математики для 2 классов, лежит методическая концепция, которая выражает необходимость целенаправленного и систематического формирования приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания. Овладев этими приёмами, учащиеся могут не только самостоятельно ориентироваться в различных системах знаний, но и эффективно использовать их для решения практических и жизненных задач. Концепция обеспечивает преемственность дошкольного и начального образования, учитывает психологические особенности младших школьников и специфику учебного предмета «Математика», который является испытанным и надёжным средством интеллектуального развития учащихся, воспитания у них критического мышления и способности различать обоснованные и необоснованные суждения. Нацеленность курса математики на формирование приёмов умственной деятельности позволяет на методическом уровне (с учётом специфики предметного содержания и психологических особенностей младших школьников) реализовать в практике обучения системно-деятельностный подход, ориентированный на компоненты учебной деятельности (познавательная мотивация, учебная задача, способы её решения, самоконтроль и самооценка), и создать дидактические условия для овладения универсальными учебными действиями (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными), которые необходимо рассматривать как целостную систему, так как происхождение и развитие каждого действия определяется его отношением с другими видами учебных действий, в том числе и математических, что и составляет сущность понятия «умение учиться». Достижение основной цели начального образования – формирования у детей умения учиться – требует внедрения в школьную практику новых способов (методов, средств, форм) организации процесса обучения и современных технологий усвоения математического содержания, которые позволяют не только обучать математике, но и воспитывать математикой, не только учить мыслям, но и учить мыслить. Особенностью курса является логика построения его содержания. Курс математики построен по тематическому принципу. Каждая следующая тема органически связана с предшествующими, что позволяет осуществлять повторение ранее изученных понятий и способов действия в контексте нового содержания. Это способствует формированию у учащихся представлений о взаимосвязи изучаемых вопросов, помогает им осознать какими знаниями и видами деятельности (универсальными и предметными) они уже овладели, а какими пока ещё нет, что оказывает положительное влияние на познавательную мотивацию учащихся и целенаправленно готовит их к принятию и осознанию новой учебной задачи, которую сначала ставит учитель, а впоследствии и сами дети. Такая логика построения содержания курса создаёт условия для совершенствования
УУД на различных этапах усвоения предметного содержания и способствует развитию у учащихся способности самостоятельно применять УУД для решения практических задач, интегрирующих знания из различных предметных областей. Основным средством формирования УУД в курсе математики являются вариативные по формулировке учебные задания (объясни, проверь, оцени, выбери, сравни, найди закономерность, верно ли утверждение, догадайся, наблюдай, сделай вывод и т. д.), которые нацеливают учащихся на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью. Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам (основаниям); устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его структуре, свойствах; обобщать, т. е. осуществлять генерализацию для целого ряда единичных объектов на основе выделения сущностной связи. Вариативность учебных заданий, опора на опыт ребёнка, включение в процесс обучения математике содержательных игровых ситуаций для овладения учащимися универсальными и предметными способами действий, коллективное обсуждение результатов самостоятельно выполненных учениками заданий оказывают положительное влияние на развитие познавательных интересов учащихся и способствуют формированию у них положительного отношения к школе (к процессу познания). Эффективным методическим средством для формирования универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных) является включение в учебник заданий, содержащих диалоги, рассуждения и пояснения персонажей – Миши и Маши. Эти задания выполняют различные функции: их можно использовать для самоконтроля; для коррекции ответов Миши и Маши, которые могут быть один – верным, другой – неверным, оба верными, но неполными, требующими дополнений; для получения информации; для овладения умением вести диалог, для разъяснения способа решения задачи и пр. Особенностью курса является использование калькулятора как средства обучения младших школьников математике, обладающего определёнными методическими возможностями. Калькулятор можно применять для постановки учебных задач, для открытия и усвоения способов действий, для проверки предположений и числового результата, для овладения математической терминологией и символикой, для выявления закономерностей и зависимостей, то есть использовать его для формирования УУД. Формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных) осуществляется в учебнике при изучении всех разделов начального курса математики: 1) Признаки предметов. Пространственные отношения. 2) Числа и величины. 3) Арифметические действия. 4) Текстовые задачи. 5) Геометрические фигуры. 6) Геометрические величины. 7) Работа с информацией. 8) Уравнения и буквенные выражения. На всех этапах усвоения математического содержания (кроме контроля) приоритетная роль отводится обучающим заданиям. Они могут выполняться как фронтально, так и в процессе самостоятельной работы учащихся в парах или индивидуально. Важно, чтобы полученные результаты самостоятельной работы (как верные, так и неверные) обсуждались коллективно и создавали условия для общения детей не только с учителем, но и друг с другом, что важно для формирования коммуникативных универсальных учебных действий (умения слышать и слушать друг друга, учитывать позицию собеседника и т. д.). В процессе такой работы у учащихся формируются умения: контролировать, оценивать свои действия и вносить соответствующие коррективы в их выполнение. При этом необходимо, чтобы учитель активно включался в процесс обсуждения. Для этой цели могут быть использованы различные методические приёмы:
организация целенаправленного наблюдения; анализ математических объектов с различных точек зрения; установление соответствия между предметной-вербальной- графической-символической моделями; предложение заведомо неверного способа выполнения задания-«ловушки»; сравнение данного задания с другим, которое представляет собой ориентировочную основу; обсуждение различных способов действий. Особенностью курса является новый методический подход к обучению решению задач, который сориентирован на формирование обобщённых умений: читать задачу, выделять условие и вопрос, устанавливать взаимосвязь между ними и, используя математические понятия, осуществлять перевод вербальной модели (текст задачи) в символическую (выражения, равенства, уравнения). Необходимым условием данного подхода в практике обучения является организация подготовительной работы к обучению решению задач, которая включает: 1) формирование у учащихся навыков чтения; 2) усвоение детьми предметного смысла сложения и вычитания, отношений «больше на...», «меньше на...», разностного сравнения (для этой цели используется не решение простых типовых задач, а приём соотнесения предметных, вербальных, графических и символических моделей); 3) формирование приёмов умственной деятельности; 4) умение складывать и вычитать отрезки и использовать их для интерпретации различных ситуаций. В результате использования данной технологии большая часть детей овладевают умением самостоятельно решать задачи в 2–3 действия, составлять план решения задачи, моделировать текст задачи в виде схемы, таблицы, самостоятельно выполнять аналитико- синтетический разбор задачи без наводящих вопросов учителя, выполнять запись решения арифметических задач по действиям и выражением, при этом учащиеся испытывают интерес к каждой новой задаче и выражают готовность и желание к решению более сложных текстовых задач (в том числе логических, комбинаторных, геометрических).
Ценностные ориентиры содержания курса «Математика»
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики: - понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в приро - де и в обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т. д.); - математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы); - владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения)
Описание места учебного предмета «Математика» в учебном плане
На изучение курса «Математика» во 2 классе на чальной школы отводится 4 ч в неделю. Программа рассчитана на 136 ч (34 учебных недели).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

«Математика»

В результате изучения курса математики по данной программе к концу второго класса у обучающихся будут сформированы математические (предметные) знания, умения, навыки, представления, предусмотренные программой курса, а также личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностные результаты

У второклассников будут формироваться:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; - учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи; - готовность целенаправленно использовать математические знания, умения и навыки в учебной деятельности и повседневной жизни; - способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи, соотносить результат действия с поставленной целью, способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Изучение математики во втором классе будет способствовать формированию таких личностных качеств, как любознательность, трудолюбие, способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении цели, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
Второклассник получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне понимания необходимости учения (преобладание учебно-познавательных мотивов); - устойчивого познавательного интереса к новым общим способам решения задач; - адекватного понимания причин успешности или не успешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты изучения курса

Регулятивные универсальные учебные действия

Второклассник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на ее решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; -планировать свое действие с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе, во внутреннем плане; - различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; - адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления. Второклассник получит возможность научиться: - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия

Второклассник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - использовать знаково-символические средства, в том числе, модели и схемы для решения задач;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - осуществлять синтез как составление целого из частей; - проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, его строении, свойствах связях; - осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; - устанавливать аналогии.
Второклассник получит возможность научиться:
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; - осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; - осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; - строить логическое рассуждение.
Коммуникативные универсальные учебные действия

Второклассник научится:
- выражать в речи свои мысли и действия; - строить понятные для партнера высказывания с учетом того, что партнер видит и знает, а что нет; - задавать вопросы; - использовать речь для регуляции своего действия.
Второклассник получит возможность научиться:
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия; - аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в совместной деятельности; - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
Предметные результаты

Числа и величины

Второклассник научится:
- читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа в соответствии с программным материалом; - устанавливать закономерность (правило, по которому составлена числовая последовательность ) и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу ( увеличение / уменьшение числа на несколько единиц ); - группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку; - читать и записывать величины ( массу, время, длину), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм-грамм; год – месяц – неделя – сутки -час-минута-секунда; метр – дециметр – сантиметр ), сравнивать названные величины, выполнять с ними арифметические действия.
Второклассник получит возможность научиться:
- классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия; - выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, времени), объяснять свои действия.
Арифметические действия

Второклассник научится:
- выполнять устно сложение, вычитание однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 ( в том числе с нулем и числом 1 );
- выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение; - вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 арифметических действия (со скобками и без скобок ).
Второклассник получит возможность научиться:
- выполнять действия с величинами; - использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений; - проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия).
Работа с текстовыми задачами

Второклассник научится:
- анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий; - решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом ( в 2-3 действия ); - оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
Второклассник получит возможность научиться:
- находить разные способы решения задач; - решать логические и комбинаторные задачи , используя рисунки.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Второклассник научится:
- описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости; - распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг ); - выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник ) с помощью линейки, угольника.
Второклассник получит возможность научиться:
- распознавать плоские и кривые поверхности; - распознавать плоские геометрические фигуры.
Пространственные отношения. Геометрические величины

Второклассник научится:
-измерять длину отрезка; - оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближенно ( на глаз ).
Содержание тем учебного предмета «Математика»

Раздел

Характеристика деятельности учащихся

Повторение материала,

изученного во втором классе

10

часов
Состав чисел 6,8,9,10. Табличные случаи сложения и вычитания. Сложение и вычитание чисел без перехода в другой разряд. Равенства и неравенства. Сложение вида 56+4, 27-7.
-
читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100; - выполнять устные вычисления с однозначными числами, с нулём; - выполнять сложение и вычитание чисел без перехода через разряд; - выполнять вычитание вида 27-7; - выполнять сложение вида 54 +6.
Двузначные числа. Смысл

действий сложения и вычитания.

– 7 часов
Дополнение двузначного числа до - выполнять сложение вида 54+6; - выполнять вычитания вида 40-6; -оформлять записи задачи, решать текстовые задачи арифметическим способом.
«круглых» десятков. Вычитание из «круглых» десятков однозначных чисел. Решение задач с помощью схем.
Сложение однозначных чисел с

переходом через разряд и

соответствующие случаи

вычитания. Таблица сложения и

вычитания в пределах 20 – 19 часов
Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания (состав чисел от 11 до 18). Решение задач.Соч-ое св-во слож-я. Скобки. - вып. слож. и выч. однозн. чисел, через разряд, основанные на названии состава чисел 11.12, 13, 14, 15, 16. 17, 18; решать текстовые задачи арифм- им способом; пользоваться терминологией; - выполнять устные вычисления с однозначными и двузначными числами, используя сочетательное свойство сложения; выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел)
Задача – 12 часов
Текстовые задачи, при решении которых используются: а) смысл действий сложения и вычитания; б) понятия «увеличить на», «уменьшить на», разностное сравнение - оформлять запись задачи; - решать текстовые задачи арифметическим способом; - отличать задачи от рассказа; - преобразовывать задачи с лишними и избыточными данными; - находить в задаче вопрос, решение, ответ; - сравнивать тексты задач.
Сложение и вычитание

двузначных чисел в пределах 100–

27 часов
Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100с переходом в другой разряд. Сложение двузначных и однозначных чисел с переходом в другой разряд. Вычитание однозначного числа из двузначного числа с переходом в другой разряд. Сложение двузначных чисел с переходом в другой разряд. Вычитание двузначных чисел с переходом в другой разряд. - пользоваться изученной математической терминологией; - выполнять письменные приёмы сложения и вычитания двузначных и однозначных чисел с переходом в другой разряд; - решать текстовые задачи арифметическим способом.
Угол – 3 часа
Угол (прямой, тупой, острый).
-
срав-ть углы наложением; распоз-ть геом. фигуры на чертеже; чертить прямой острый и тупой угол; польз-ся изуч. матем-ой термин-ей
Прямоугольник и квадрат – 3 часа
Прямоугольник, квадрат, многоугольник. - узнавать на чертеже прямоугольники и квадраты; - чертить с помощью линейки прямоугольник, квадрат с заданными длинами сторон, измерять длину заданного отрезка; - распознавать изученные фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку.
Трёхзначные числа. Разрядный

состав. Сложение и вычитание в

пределах 1000 – 17 часов
Трёхзначные числа. Названия, - читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000; - пользоваться математической терминологией; - выполнять устные вычисления с однозначными,
последовательность и запись. Разрядный состав трёхзначных чисел. Слож. и выч. «круглых» сотен.Прибав-е (вычит-) к трёхзн-му числу единиц, «круглых» десятков и сотен (без перехода в другой разряд). двузначными и трёхзначными числами; - решать текстовые задачи арифметическим способом.
Единицы длины – 8 часов
Сантиметр. Дециметр. Метр. Соотношение единиц длины. Решение задач.
-
пользоваться изученной математической терминологией; - чертить с помощью линейки отрезок заданной длины, измерять длину заданного отрезка; - распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку; - сравнивать величины по их числовым значениям; - выражать данные величины в различных единицах.
Умножение – 22 часа
Смысл умножения. Названия компонентов и результатов умножения. Умножение на 0 и на 1. Переместительное свойство умножения. Понятие «увеличить в». Таблица умножения (случаи с числами 9,8). - запис. Слож. один-ых слаг-х с помощью действия умнож-я и, наоборот, умножение переводить в действие сложения; пользоваться изученной математической терминологией, выполнять умножение числа 8 и 9; находить число, которое в несколько раз больше данного; - решать задачи, основанные на знании конкретного смысла действия умножения.
Единицы времени – 3 часа
Час. Минута. Секунда. Соотношение единиц времени - сравнивать величины по их числовым значениям выражать данные величины в различных единицах.
Окружность и круг -3 часа
Окружность. Радиус. - чертить с помощью циркуля круг, окружность; - распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге
Итоговый контроль – 2 часа
- читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000;выполнять выч-я с нулём; решать текстовые задачи ариф-м способом; проверять правильность выполнения вычислений; выполнять работу над ошибками.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Учебники:
Истомина Н.Б. Математика. 2 класс. Учебник. В двух частях Учебник. Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2015
Пособие для учащихся:

1. Истомина Н.Б., Редько З.Б. Тетради по математике№1, №2. 2 класс Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2015 2. Истомина Н.Б. Учимся решать задачи. Тетрадь с печатной основой. 2 класс. М., Линка-Пресс, 2015 3. Истомина Н.Б. Наглядная геометрия. Тетрадь с печатной основой. 2 класс.М., Линка-Пресс, 2015 2. Истомина Н.Б., Виноградова Е.П. Учимся решать комбинаторные задачи. 1 – 2 классы. Математика и информатика. Изд-во «Ассоциация ХХI век»,2015 3. Истомина Н.Б., Шмырева Г.Г. Контрольные работы по математике. 2 класс (три уровня) Изд-во «Ассоциация ХХI век», 2015 4. Истомина Н.Б., Горина О.П. Тестовые задания по математике. 2 класс «Ассоциация ХХI век»,2015 5. Истомина Н.Б., Тихонова Н.Б. Учимся решать логические задачи. Математика и информатика. 1-2 классы «Ассоциация ХХI век»,2015
Пособие для учителей:
1. Истомина Н.Б. Методические рекомендации к учебнику «Математика 2 класс» В двух частях. «Ассоциация ХХ I век»,2010 . Электронная версия на сайте издательства 2. Гаркавцева Г. Ю., Кожевникова Е. Н., Редько З. Б., Методические рекомендации к тетради «Наглядная геометрия. 2 класс». Под редакцией Н. Б. Истоминой. М.: Линка – Пресс, 2009. 3. Попова С. В. Уроки математической гармонии (2 класс. Из опыта работы). Под редакцией Н. Б. Истоминой. – Смоленск: Ассоциация ХХI век. 2009
Материально-техническое обеспечение
Оснащение учебного процесса имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса «Математика» в частности. Принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования умения работать с моделями. В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие
наглядные пособия
: 1) натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты- заместители); 2) изобразительные наглядные пособ ия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы).

Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Математика»
№ п/п Тема УУД Деятельность учащихся Дата план Дата факт
Повторение материала, изученного в 1 классе (10 часов)
1. Число и цифра. Состав чисел в пределах 10.
Личностные:
Положительное отношение к школе, к изучению математики. Интерес к учебному материалу.
Познавательные:
Ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником. Использовать простые символические варианты математической записи. Читать простое схематическое изображение.
Пред.

-
читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100; - выполнять устные вычисления с однозначными числами, с нулём; - выполнять сложение и вычитание чисел без перехода через разряд; - выполнять вычитание вида 27-7; - выполнять сложение вида 54 +6. 01.09.1 5 2. Единицы длины и их соотношение (1дм =10 см). Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода в другой разряд. 02.09.1 5 3. Название компонентов и результатов действий сложения и вычитания. 04.09.1 5 4. Построение суммы и разности отрезков. Линейка. Циркуль. 07.09.1 5 5. Вычислительные умения и навыки. 08.09.1 5 6.
Контрольная работа №1
«Сложение и вычитание чисел без перехода в другой разряд» 09.09.1 5 7. Сравнение длин отрезков. 11.09.15 8. Сравнение длин. 14.09.1 5 9. Вычислительные умения и навыки. 15.09.1 5 10.Вычислительные умения и навыки. 16.09.1 5
Двузначные числа. Сложение. Вычитание.(7 часов)
11.Дополнение двузначного числа до «круглого».
Регулятивные:
Принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения. Понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
Пред.
- выполнять сложение вида 54+6; - выполнять вычитания вида 40-6; -оформлять записи задачи, решать текстовые задачи арифметическим способом. 18.09.1 5 12.Сложение и вычитание величин. Сложение. 21.09.1 5 13.Вычитание однозначного числа из «круглого» 22.09.1 5 14.Подготовка к решению задач. Знакомство со схемой. 23.09.1 5 15.Решение задач с помощью схем 25.09.1 5 16.
Контрольная работа № 2
«Сложение и вычитание отрезков». 28.09.1 5 17.Работа над ошибками 29.09.1 5
Сложение однозначных чисел с переходом через разряд и соответствующие

сл30.09.30учаи вычитания. Таблица сложения и вычитания в пределах 20 (19 часов)
18.Сложение однозначных
Коммуникативные:
30.09.1
чисел с переходом в другой разряд. Принимать участие в работе парами и группами. Воспринимать различные точки зрения. Воспринимать мнение других людей о математических явлениях. Понимать необходимость использования правил вежливости. Использовать простые речевые средства. Контролировать свои действия в классе. Понимать задаваемые вопросы.
Личностные:
Интерес к учебному материалу. Представление о причинах успеха в учебе.
Регулятивные:
Понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. Адекватно воспринимать предложения учителя.
Познавательные:
Ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником. Понимать информацию в знаково- символической форме.
Пред.
-выполнять сложение и вычитание однозначных чисел, через разряд, основанные на названии состава чисел 11.12, 13, 14, 15, 16. 17, 18; - решать текстовые задачи арифметическим способом; пользоваться изученной математической терминологией; - выполнять устные вычисления с однозначными и двузначными числами, используя сочетательное свойство сложения; выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел) 5 19.Состав числа 11. 02.10.1 5 20.Взаимосвязь компонентов и результата сложения. Состав числа 11 и соответствующие случаи вычитания. 05.10.1 5 21.Состав числа 12. 06.10.1 5 22.Состав числа 12 и соответствующие случаи вычитания. 07.10.1 5 23.Состав числа 13 и соответствующие случаи вычитания. 09.10.1 5 24.Формирование табличных навыков 12.10.1 5 25.
Контрольная работа № 3

«
Сложение однозначных чисел с переходом через разряд и соответствующие случаи вычитания» 13.10.1 5 26.Состав числа 14 14.10.1 5 27.Состав числа 14 и соответствующие случаи вычитания. 16.10.1 5 28.Состав числа 15 и соответствующие случаи вычитания. 19.10.1 5 29.Совершенствование вычислительных навыков 20.10.1 5 30.Состав чисел 16,17,18 и соответствующие случаи вычитания. 21.10.1 5 31.Состав чисел 16,17,18 и соответствующие случаи вычитания. 23.10.1 5 32.Сочетательное свойство сложения. 02.11.15 33.Сочетательное свойство сложения. Скобки. 03.11.15 34.Подготовка к решению задач. 04.11.15 35.
Контрольная работа №

4
«Сложение и вычитание в пределах 20». 06.11.15 36.Закрепление. Состав 09.11.15
чисел.
Задача (12 часов)
37.Структура задачи. Запись её решения.
Личностные:
Положительное отношение к школе, к изучению математики. Общее представление о моральных нормах поведения. Уважение к мыслям и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям.
Познавательные:
Использовать рисуночные и простые символические варианты математической записи. Читать простое схематическое изображение.
Пред.
оформлять запись задачи; - решать текстовые задачи арифметическим способом; - отличать задачи от рассказа; - преобразовывать задачи с лишними и избыточными данными; - находить в задаче вопрос, решение, ответ; - сравнивать тексты задач. 10.11.15 38.Взаимосвязь условия и вопроса задачи. 11.11.15 39.Формирование умения читать текст задачи 13.11.15 40.Решение задач. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. 16.11.15 41.Решение задач 17.11.15 42.Использование схемы при решении задач 18.11.15 43.Решение задач. Приёмы выбора схемы, объяснения выражений, переформулировка вопроса задачи. 20.11.15 44.Схема как способ решения задачи 23.11.15 45.Формирование умений решать задачи. 24.11.15 46.Решение задач 25.11.15 47.
Контрольная работа № 5
«Решение задач» 27.11.15 48.Закрепление. Решение задач. 30.11.15
Двузначные числа. Сложение. Вычитание. (27 часов)
49.Подготовка к знакомству с приёмом сложения двузначных и однозначных чисел с переходом в другой разряд.
Личностные:
Уважение к мыслям и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям.
Регулятивные:
Проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности. Осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности.
Коммуникативные:
Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать 01.12.1 5 50.Сложение двузначных и однозначных чисел с переходом в другой разряд. Решение задач. 02.12.1 5 51.Совершенствование вычислительных умений. 04.12.1 5 52.Решение задач. Вычислительные навыки и умения. 07.12.1 5 53.Решение задач. Совершенствование вычислительных навыков и умений 08.12.1 5 54.
Контрольная работа №6
«Сложение двузначных чисел с переходом через 09.12.1 5
разряд» очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы .
Познавательные:
На основе кодирования строить простейшие модели математических понятий. Проводить сравнение (по одному из оснований, наглядное и по представлению).
Пред.
-пользоваться изученной математической терминологией; - выполнять письменные приёмы сложения и вычитания двузначных и однозначных чисел с переходом в другой разряд; - решать текстовые задачи арифметическим способом, -совершенствовать вычислительные навыки. 55.Вычитание из двузначного числа однозначное с переходом в другой разряд. Решение задач. 11.12.15 56.Вычитание из двузначного числа однозначное с переходом в другой разряд 14.12.1 5 57.Совершенствование навыков и умений. Решение задач. 15.12.1 5 58.Совершенствование навыков табличного сложения 16.12.1 5 59.Совершенствование вычислительных навыков и умений. Решение задач. 18.12.1 5 60.Решение задач 21.12.1 5 61.
Контрольная работа № 7
«Сложение и вычитание двузначных чисел». 22.12.1 5 62.Формирование вычислительных умений и навыков. 23.12.1 5 63.Совершенствование вычислительных навыков и умений. Решение задач. 25.12.1 5 64.Совершенствование вычислительных навыков и умений. Решение задач. 11.01.16 65.Знакомство с приемами сложения двузначных чисел с переходом в другой разряд. 12.01.1 6 66.Сложения двузначных чисел с переходом в другой разряд. 13.01.1 6 67.Совершенствование вычислительных умений 15.01.1 6 68.Формирование вычислительных умений и навыков 18.01.1 6 69.Совершенствование вычислительных умений и навыков. 19.01.1 6 70.
Контрольная работа № 8
«Сложение и вычитание двухзначных и однозначных чисел» 20.01.1 6
71.Вычитание двузначного числа из двузначного с переходом в другой разряд 22.01.1 6 72.Совершенствование вычислительных умений и навыков. Решение задач. 25.01.1 6 73.Совершенствование вычислительных умений и навыков. Решение задач. 26.01.1 6 74.Решение задач 27.01.1 6 75.Решение задач 29.01.1 6
Угол (3часа)
76.Знакомство с углом. Сравнение углов по величине. Угольник.
Пред.
сравнивать углы наложением; - распознавать геометрические фигуры на чертеже; - чертить прямой острый и тупой угол; - пользоваться изученной математической терминологией 01.02.1 6 77.Острые и тупые углы. Сравнение углов по величине. 02.02.1 6 78.Прямой угол. Угольник. 03.02.1 6
Прямоугольник и квадрат (3 часа)
79.Многоугольник, прямоугольник, квадрат
Пред.
- узнавать на чертеже прямоугольники и квадраты; - чертить с помощью линейки прямоугольник, квадрат с заданными длинами сторон, измерять длину заданного отрезка; - распознавать изученные фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку. 05.02.1 6 80.Формирование представлений о многоугольнике, прямоугольнике, квадрате. 08.02.1 6 81.Формирование представлений о многоугольнике, прямоугольнике, квадрате. 09.02.1 6
Трёхзначные числа. Разрядный состав. Сложение и вычитание в пределах 100. (17

часов)
82.Сотня как счётная единица. Структура трёхзначного числа.
Личностные:
Положительное отношение к школе, к изучению математики.
Регулятивные:
Принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения.
Познавательные:
Использовать рисуночные и простые символические варианты 10.02.1 6 83.Разрядный состав трёхзначных чисел. 12.02.1 6 84.Чтение и запись трёхзначных чисел. 15.02.1 6 85.Чтение и запись трёхзначных чисел. 16.02.1 6 86.Запись трёхзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Решение задач. 17.02.1 7
математической записи. На основе кодирования строить простейшие модели математических понятий. Проводить сравнение (по одному из оснований, наглядное и по представлению).
Коммуникативные:
Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
Пред.
- читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000; - пользоваться математической терминологией; - выполнять устные вычисления с однозначными, двузначными и трёхзначными числами; - решать текстовые задачи арифметическим способом. 87.Сравнение трёхзначных чисел. Решение задач. 19.02.1 6 88.
Контрольная работа № 9
«Решение задач». 22.02.1 6 89.Работа над ошибками 23.02.1 6 90.Чтение и запись трёхзначных чисел. Решение задач. 24.02.1 6 91.Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом в другой разряд. 26.02.1 6 92.Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100. 29.02.1 6 93.Проверка усвоения темы 01.03.1 6 94.Проверка усвоения темы 02.03.1 6 95.
Контрольная работа №

10
«Трёхзначные числа». 04.03.1 6 96.Работа над ошибками 07.03.1 6 97.Сложение и вычитание трёхзначных чисел на основе знания их разрядного состава. 08.03.1 6 98.Сложение и вычитание сотен 09.03.1 6
Единицы длины (8 часов)
99.Единица длины – 1 метр. Рулетка.
Пред.
пользоваться изученной математической терминологией; - чертить с помощью линейки отрезок заданной длины, измерять длину заданного отрезка; - распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку; - сравнивать величины по их числовым значениям; - выражать данные величины в различных единицах. 11.03.16 100. Соотношение единиц длины (1 м, 1дм, 1см) 14.03.1 6 101. Соотношение единиц длины 15.03.1 6 102. Соотношение единиц длины 16.03.1 6 103. Решение задач 18.03.1 6 104. Решение задач 21.03.1 6 105.
Контрольная работа №

11
«Единицы длины». 22.03.1 6 106. Работа над ошибками 23.03.1 6
Умножение. Названия компонентов при умножении. Таблица умножения. (22 ч)

107. Смысл действия умножения.
Личностные:
Интерес к учебному материалу.
Регулятивные:
Понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
Познавательные:
Ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником.
Коммуникативные:
Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Пред.
- записывать сложение одинаковых слагаемых с помощью действия умножения и, наоборот, умножение переводить в действие сложения; - пользоваться изученной математической терминологией, выполнять умножение числа 8 и 9; находить число, которое в несколько раз больше данного; - решать задачи, основанные на знании конкретного смысла действия умножения. 25.03.1 6 108. Названия компонентов и результатов действия умножения. 04.04.1 6 109. Смысл действия умножения. 05.04.1 6 110. Умножение на 1 и 0. 06.04.1 6 111. Подготовка к табличным случаям умножения. 08.04.1 6 112. Решение задач. 11.04.16 113. Переместительное свойство умножения. 12.04.1 6 114. Таблица умножения с числом 9. 13.04.1 6 115. Табличное умножение с числом 9. 15.04.1 6 116. Таблица умножения числа 9. 18.04.1 6 117. Таблица умножения числа 9. 19.04.1 6 118. Таблица умножения числа 9. 20.04.1 6 119. Решение задач. 22.04.1 6 120.
Контрольная работа №

12
«Табличное умножение с числом 9». 25.04.1 6 121. Табличное умножение с числом 8 26.04.1 6 122. Решение задач 27.04.1 6 123. Решение задач 29.04.1 6 124. Решение задач, в которых используется понятие «увеличить в…» 02.05.1 6 125. Табличное умножение с числом 8 03.05.1 6 126. Табличное умножение с числом 8 и 9. 04.05.1 6 127.
Контрольная работа №

13
«Табличное умножение». 06.05.1 6 128. Работа над ошибками 09.05.1 6
Единицы времени (час, минута, секунда) (3 часа)
129. Измерение времени.
Познавательные:
10.05.1 6
Выделять в явлениях несколько признаков, а также различать существенные и несущественные признаки (для изученных математических понятий).
Пред.
- сравнивать величины по их числовым значениям выражать данные величины в различных единицах. 130. Единицы времени: час, минута, секунда, сутки, неделя, год. 11.05.16 131. Единицы времени: час, минута, секунда, сутки, неделя, год. 13.05.1 6
Окружность и круг (3 часа)
132. Уточнение понятий « окружность», «круг».
Пред
. - чертить с помощью циркуля круг, окружность; - распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге 16.05.1 6 133. Окружность. Круг. 17.05.1 6 134. Окружность. Круг. Радиус. 18.05.1 6
Итоговый контроль (2 часа)
135.
Итоговая контрольная

работа

№ 14

Пред
. - читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000; -выполнять вычисления с нулём; - решать текстовые задачи арифметическим способом; -проверять правильность выполнения вычислений; выполнять работу над ошибками. 20.05.1 6 136. Работа над ошибками