"Юридические основы брака и семьи"

Автор: Власова Ольга Юрьевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ гимназия №2
Населённый пункт: Сургут
Наименование материала: элективный курс
Тема: "Юридические основы брака и семьи"
Дата публикации: 10.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №2» г.Сургут ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС
«ЮРИДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БРАКА И СЕМЬИ»

(разработала учитель истории и обществознания Власова О.Ю., категория высшая)
Сургут, 2015 год 1

Пояснительная записка
В образовательной области «обществознание» большое внимание уделено развитию правовой культуры личности, что в дальнейшем будет способствовать превращению России в современное правовое государство. Поэтому так важно ввести в учебный процесс элективные правовые курсы. Программа элективного курса «Основы семейного законодательства» разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования, основными положениями концепции профильного обучения, а также с учетом дидактических требований к уровню правовой подготовки выпускников основной школы, современных изменений в текущем законодательстве и специфики предпрофильной подготовки учащихся. Особенность данного элективного курса заключается в том, что он дает учащимся сведения практического характера, знакомит их с семейно-правовыми проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные нормы российского законодательства. Проблемы, которые включены в данный элективный курс, касаются широких слоев населения России и, в частности, самих учащихся. Это позволит школьникам увидеть личностную значимость правовых знаний и поможет лучше ориентироваться в современном законодательстве.
ЦЕЛЬ КУРСА
: максимально способствовать развитию правовой культуры школьников на основе освоения ими основных правовых норм, записанных в Семейном кодексе РФ; заинтересовать учащихся во внимательном поиске необходимой правовой информации в разделах Семейного кодекса для решения конкретных жизненных ситуаций и проблем, воспитания уважения к родителям, праву и закону. Данная цель курса реализуется посредством решения следующих задач.
ЗАДАЧИ
данного курса: познакомить учащихся с основными нормативно-правовыми актами Семейного кодекса Российской Федерации, развить критическое мышление к реалиям современной жизни, воспитать ответственность за свою семью, помочь освоить молодым людям социальные навыки и практические умения в области защиты своих прав. Необходимым условием реализации этих целей и задач является адекватная методика, которая предполагает использование как активных так и интерактивных методов и приемов наряду с традиционными формами проведения занятий. В программе курса приведен учебный план, с указанием часов, формы проведения занятий, имеется список литературы как для учителя так и для ученика. В качестве основных для обсуждения в данном элективном курсе предлагается следующий ряд проблем: 1. Реализация права на создание семьи. 2.Права и обязанности супругов: законодательство и реальная практика. 3. Права и обязанности родителей и детей. 4.Алиментные обязательства членов семьи. 5.Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. 6.Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства. 7.Отно шение государства к вопросам семьи материнства и детства. 2

Объем различных форм учебной работы
: 1.Всего аудиторных занятий –
17 часов
В том числе: -практикумы – 3 часа; -ролевые игры – 2 часа; -тестирование – 1 час; -работа в малых группах (дискуссионные вопросы)-2 часа


Учебно-тематический план
№ Основное содержание Всего уроков В том числе практикум рол.игра тест 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Раздел 1 Общие положения. Раздел П Заключение и прекращение брака. Раздел Ш Права и обязанности супругов. Раздел1 У Права и обязанности детей. Раздел У Алиментные обязательства членов семьи. Раздел У1Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Раздел УП Применение семейного законодательства к семейным отношениям с иностранными гражданами и лицами без гражданства. Итоговое занятие: 1 1 3 3 3 2 2 2 1 1 1 1 1 1
Итого:

17

3 2 1
Оценивание знаний должно быть направлено не только на выяснение, в какой мере учащиеся усвоили знания, но и на выявление способности использовать их на практике. В этой связи при оценивании важно использовать взаимодополняющие методы. Наряду с традиционным устным и письменным опросом, тестированием, проверкой качества выполнения практических заданий, полезно использовать методы социологического исследования: интервьюирование, наблюдение за поведением ученика в учебной ситуации и реальной жизни. Данный элективный курс предполагает оценивание знаний учащихся следующим образом; -тестирование -ролевая игра -практикум -работа в малых группах. 3

Содержание программы элективного курса

Раздел1. Общие положения
Задачи раздела: Раздел посвящен одному из основных прав граждан. Материал раздела позволяет на базе комментирования положений Семейного кодекса дать учащимся конкретные сведения, которые позволят им активно пользоваться данным правом по достижении совершеннолетия и понять какое значение имеет правовое регулирование семейных отношений. Перечень основных понятий: семья, брак, нормы семейного права, применение гражданского права к семейной аналогии, нормы международного права в области семейных отношений.
Тема1. Семейное законодательство
. Осуществление и защита семейных прав. (1 час) Форма проведения занятия – лекция с элементами беседы и работа с документом. Основные начала семейного законодательства, отношения, регулируемые семейным законодательством, гражданское законодательство и семья. Защита семейных прав. Российское законодательство и реальная политика. Государственная поддержка семьи.
Раздел П. Заключение и прекращение брака
Задачи раздела: Обозначить условия и порядок заключения брака, обстоятельства, препятствующие заключению брака, а также познакомить с основаниями для прекращения брака, порядком расторжения брака в суде и органах ЗАГС и рядом других юридических фактов, возникающих в реальной жизни в связи со вступлением в брак и разводом.
Тема 2.Заключение и прекращение брака (
1 час). Форма проведения занятия – беседа. Практикум- решение юридических задач по данной теме. Перечень основных ситуаций: условия заключения брака, заключение брака лицами, не достигшими 18 летнего возраста, порядок расторжения брака, недействительность брака, исковая давность.
Раздел Ш. Права и обязанности супругов.
Задачи раздела: Познакомить учащихся с правами и обязанностями супругов, режимом имущества супругов, подчеркнуть ответственность супругов по обязательствам.
Тема 3.Личные права и обязанности супругов, закон и реальность
. Законный режим имущества супругов. Владение, пользование и распоряжение общим имуществом. Раздел имущества и определение долей супругов. (2часа) Форма проведения занятий – лекция с элементами беседы работа с документом. Перечень основных понятий: режим имущества супругов, владение, пользование, распоряжение общим имуществом, определение доли имущества.
Тема 4. Договорной режим имущества супругов, брачный догово
р как пример цивилизованного подхода к разделу имуществом, положительные и отрицательные стороны брачного договора. Церковный брак и его статус. Ответственность супругов по обязательствам, ее значение для современных условий жизни. (1 час) Форма проведения занятий – лекция, практикум. Перечень основных понятий: Брачный договор, гражданский брак, церковный брак, ответственность супругов по обязательствам.
Раздел 1У. Права и обязанности родителей и детей.
Задачи раздела: познакомить с основаниями для возникновения прав и обязанностей родителей и детей, видами установления происхождения отцовства, выявить права детей и обязанности детей, родившихся вне брака. Охарактеризовать права несовершеннолетних 4
детей, права и обязанности родителей по отношению к своим детям. Показать причины отмены родительских прав, деятельность органов опеки и попечительства, связанных с воспитанием детей. Т
ема 5. Установление происхождения детей, оспаривание матери
нства (отцовства), участие судов в установлении прав и обязанностей детей, родившихся вне брака. Права несовершеннолетних детей. Конвенция о правах ребенка и современное российское законодательство.(1 час.) Форма проведения занятия – беседа с элементами дискуссии. Перечень основных понятий: факт признания отцовства (материнства), оспаривание отцовства (материнства), книга записи рождений, свидетельство о рождении, медицинская экспертиза, конвенция о правах ребенка.
Тема 6. Права и обязанности родителей,
осуществление родительских прав, право на общение с ребенком его близких родственников, деятельность органов опеки и попечительства, лишение родительских прав.(2 часа) Форма проведения занятия – лекция с элементами беседы, ролевая игра. Перечень основных понятий: родительские права, несовершеннолетние родители, опекуны, органы опеки и попечительства, лишение родительских прав, восстановление в правах.
Раздел У. Алиментные обязательства членов семьи
Задачи раздела: Объяснить обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей, выяснить размер алиментов, участие родителей в дополнительных расходах на детей, рассказать об обязанностях детей по отношению к родителям, показать порядок уплаты и взыскания алиментов.
Тема 7:Алиментые обязательства родителей и детей,
супругов и бывших супругов, алиментные обязательства других членов семьи соглашения об уплате алиментов.(1 час) Форма проведения занятия - лекция с элементами беседы и дискуссии ,практикум на решение задач по выплате алиментов. Перечень основных понятий: алиментные обязательства, соглашение об уплате алиментов, способы и порядок уплаты алиментов.
Тема 8: Порядок уплаты и взыскание алиментов
: Виды и сроки взыскания алиментов, ответственность за неуплату алиментов, индексация алиментов, прекращение алиментных обязательств. Российская действительность и уплата алиментов.(2 час) Форма проведения занятия – лекция с элементами беседы, практикум на решение задач по индексации алиментов. Перечень основных понятий: задолженность по алиментам, исполнительный лист, индексация алиментов, прекращение алиментных обязательств.
Раздел У1 Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
Задачи радела: Разъяснить необходимость выявления и устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Показать порядок усыновления (удочерения) детей, их права и обязанности по отношению к приемным родителям. Выяснить разницу между усыновлением (удочерением), опекой и попечительством, обозначить правовые последствия усыновления ребенка. Рассмотреть изменения и дополнения, внесенные в 2007 году в раздел 6 семейного кодекса РФ о формах воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
Тема 9:Выявление и устройство детей,
оставшихся без попечения родителей, виды устройства детей в семью. Порядок усыновления (удочерения). (1 час) Форма проведения занятия – лекция с элементами беседы, работа с документом. Перечень основных понятий: органы местного самоуправления, должностные лица, органы опеки и попечительства, банки данных о детях, формы устройства детей в семью. 5

Тема 10:Опека и попечительство над детьм
и, права опекунов и детей, находящихся под опекой, права детей, пребывающих в детских домах, других органах социальной защиты. Приемная семья как ячейка общества, отношение государства к приемным семьям.(1 час) Форма проведения занятия – лекция с элементами беседы, дискуссии. Перечень основных понятий: опека и попечительство, приемная семья.
Раздел УП. Применение семейного законодательства к семейным отношениям с

участием
иностранных
граждан и лиц без гражданс
тва. Задачи раздела: ознакомить со способами заключения брака, с признания брака недействительным, алиментными обязательствами родителей и детей, установлением содержания норм иностранного семейного права. Привести примеры семейных отношений с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.
Тема 11: Заключение брака на территории РФ в
дипломатических представительствах и консульствах, признание брака недействительным. (1 час). Форма проведения занятия – лекция, работа с документом, ролевая игра. Перечень основных понятий: легитимность брака, недействительность брака, брачный договор, обязательства супругов, защита прав и законных интересов детей, порядок усыновления детей иностранными гражданами.
Тема 12: Личные имущественные и неимущественные права и
обязанности супругов, нормы иностранного семейного права.(1 час) Форма проведения занятий лекции с элементами фронтальной беседы, работа с документом, практикум по составлению брачного договора. Перечень основных понятий: нормы иностранного семейного права. Имущественные и неимущественные права супругов. Итоговое повторение и обобщение по курсу «Основы семейного права» (2 час) Рекомендуемая форма проведения занятия – тестирование и ролевая игра.
Учебно-методическая литература для учащихся
1.Семейный кодекс РФ. Новосибирск, 2006. 2.Семейное право: учебное пособие. М., 2003. 3.Семейное право. Учебник под редакцией Л.М. Пчелинцевой, М., 2004. 4.Кузнецова И.М. Семейное право: Учебник. – М., 1999. 5.Глисков А.Г., Забейворота А.И. Алиментные отношения. СП-б., 2000. 6.Тимошенко И.В., Ходеев Ф.П. Брачно-семейные отношения: советы адвоката. М., 2006. 7.Действенность брака в РФ. М., 2002. 8.Резепов И.Ш. Краткий курс по семейному праву. СП-б., 2005. 9.Кузьмина Н.Г. Материнский (семейный капитал). М., 2007.
Учебно-методическая литература для учителя
1.Семейный кодекс РФ. Новосибирск, 2006. 2.О Государственных пособиях гражданам, имеющим детей. Новосибирск, 2007. 3.О материнском капитале ФЗ РФ. Новосибирск, 2007. 4.Жилищный кодекс РФ. Изд-во Проспект.- М., 2005. 5.Беспалов Ю. Судебная защита семейных прав и интересов ребенка // Российская юстиция. 1996, № 12. 6.Законодательство зарубежных стран об отношениях родителей и детей. М., 1990. 7.Конституционные права женщин и детей. Способы их защиты. / Составитель Баянов , Омск., 2000. 6
8.Нечаева А.И. Споры о детях. М., 1990. 9.Все об алиментах // Социальное обеспечение, 1997, №1 10.Комментарий к Семейному кодексу РФ. Составитель Борисов Б.А. М., 1998. 11.Болотов В.А. Защита жилищных прав несовершеннолетних. // Российская юстиция, 2005, №3 12.Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник. М., 1997. 13.Дворецкий В.Р. Брачный договор. М. 2008. 14.Пчелинцева М.М. О семейном законодательстве субъектов РФ // Российское право, 1998, № 3. 15.Ярошенко К.О. О регистрации актов гражданского состояния. Комментарий ГК РФ // Хозяйство и право, 1998, №3. 7