"Развитие личностной активности учащихся в образовательной системе обучения"

Автор: Шурупова Марина Владимировна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №12
Населённый пункт: город Лиски, Воронежская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие личностной активности учащихся в образовательной системе обучения"
Дата публикации: 11.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ В ИНТЕГРАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

ОБУЧЕНИЯ

Авторы: Булдыженко Евгения Александровна учитель изобразительного искусства,

искусства, МХК МБОУ СОШ№12, города Лиски Воронежской области

Шурупова Марина Владимировна учитель математики МБОУ СОШ№12, города Лиски

Воронежской области
Интегрированный урок геометрии и искусства в 8 классе на тему: « Секреты плоских геометрических фигур». Рубрика: «Очевидное - невероятное». Этот урок требует предварительной поисково-исследовательской работы для создания проекта. Весь класс разделился на две группы: «Лобачевские» и «Малевичи». Используя компьютерные технологии и интернет – ресурсы «Лобачевские» и «Малевичи» должны подготовить интересный материал для урока. Дать математическое определение плоским геометрическим фигурам. Приготовить геометрическое меню. Выполнить презентацию, раскрывающую связь геометрии с жизнью. Найти видеофильм, сочинить стихи или найти в литературе, уметь свободно работать на компьютере и создавать образы окружающего мира из геометрического меню. Консультанты проектно-исследовательской деятельности учащихся являются: учитель математики, учитель искусства и МХК. Цель: показать связь геометрии с действительностью на примере решения задач с практическим содержанием. Развить логическое мышление, смекалку и применения навык знаний математики в различных ситуациях. Совершенствовать навыки решения задач и укрепить познавательный интерес к геометрии. Создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения комплекса информационных технологий и способов деятельности. Обобщить и систематизировать знания по теме: «Плоские геометрические фигуры». Сформировать представление об абстракционизме, как новом художественном сознании в искусстве. Показать связь искусства с геометрией на примере художников – абстракционистов. Развивать творческую фантазию и ассоциативно-образное мышление, умение работать в коллективе. Развивать технологии критического мышления.
Ход урока.

Учитель. Прозвенел уже звонок, начинается урок.

Орешек знанья тверд.

Дети. Мы не привыкли отступать!

Нам расколоть его поможет наш урок:


Учитель
. Нарисованный рисунок Может много рассказать, Надо главное запомнить И секрет его понять Что изображено на 1,2,3 картинках презентации?




Дети.
Рисунки плоских геометрических фигур, геометрический орнамент и плоские фигуры в живописи.
Учитель
. Назовите тему урока.
Дети.
Тема урока: «Плоские фигуры в геометрии, окружающем мире и в искусстве».
Появляется слайд на презентации.






Заполните две первые колонки в таблице по нашей теме урока.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Название плоских

геометрических

фигур. Характерные

их особенности.

Окружающий мир

состоит из геометрии.

Фигуры имеют

определенную

площадь, которую

можно вычислить
Как найти площадь плоских геометрических фигур? Плоскостной мир живописи Математические чудеса и тайны, связанные с плоскими фигурами Сколько есть на белом свете Удивительных секретов. Все нам хочется узнать, Мир премудростей познать
Учитель. О чем мы сегодня будем говорить и чем заниматься на уроке?

Дети.
Продолжим говорить о геометрических фигурах, как находить площадь и применение геометрии в жизни и искусстве. А значит должны выполнить практическую и творческую работу по геометрии и по искусству.
I.

Первый этап нашего урока – это продолжаем знакомиться с

геометрическими фигурами. Узнаем, как находится площадь плоских

фигур. Познакомимся с применением геометрии в искусстве. На партах

лежат учебники по геометрии, дидактический материал по искусству с

иллюстрациями к тексту, где вы сможете закрепить пройденный материал

и узнать новое – 2минуты. Работаем в группах.

II.

Делимся информацией. Диалог по презентации

Учитель.
На презентации показаны популярные силуэты одежды. Их обобщили и свели к нескольким геометрическим образам. Эти простые геометрические формы удобны и красивы. Назовите их.
Рисунок 1.
Ответ учащихся:
а) две трапеции, квадрат; б) овал, прямоугольник; в) две трапеции; г) трапеция, прямоугольник.
Учитель
. Запишите в тетрадь формулы вычисления площадей каждой плоской фигуры. Школьники заполняют таблицу
III.

Интеллектуальное казино
. Учитель математики по презентации дает задания на нахождение площади плоских фигур разной сложности.[ Ошибка: источник перекрёстной ссылки не найден ] Самостоятельная работа по вариантам.
Дизайн ландшафта.
Учитель предлагает рассчитать количество цветов для высадки на клумбу.
Исследовательская работа
. Ученикам было дано домашнее задание: составить из плоских фигур паркет. Демонстрируются презентации школьников с изображением паркета из разных плоских фигур: квадрата, треугольника и из нескольких плоских фигур.
Практическое задание
. Выполнить работу по настилке полов строящего дома, в котором зал размером 4х8м.
Учитель.
Сегодня мы с вами рассмотрели задачи с практическим применением плоских фигур. Рассчитали количество цветов для высадки на клумбе, выложили плитку в виде
ромба, квадрата. Из них получились красивые узоры. Где еще в жизни применяются плоские фигуры?
Ответы учеников.
Параллелограмм дает определение прямоугольнику, ромбу. В жизни параллелограмм это рамы велосипеда, мотоцикла, где для жесткости проведена диагональ. В физике параллелограмм применяется при изучении разложения сил, при нахождении равно – действующих сил. Реечный домкрат для легковых автомобилей имеет форму ромба.
IV. Просмотр фильма: «Тайный код жизни. Плоские фигуры» -2минуты

Делимся информацией. Диалог по презентации.

Учитель искусства.
Что это за изображения на экране?
Ответ учащихся.
Это Творение космического Разума нашей Вселенной за шесть дней. А седьмой день - отдыха. Так записано в Библии. На презентации представлен графический рисунок, обоснованное научное геометрическое построение Вселенной.

Учитель.
Следующий рисунок передает, чей образ, как вы думаете ?
Ответ учащихся.
Первый рисунок состоит из окружностей. Он выражает образ Вселенной, в которой мы живем. Вторая окружность это древний цветок жизни символизирует Бытие.
Учитель.
Найдите в тексте дидактического материала по искусству утверждение философов о развитии окружающего мира.
Ответ учащихся.
Плоские геометрические фигуры имеют большое значение в жизни. Философия утверждает, что все в природе развивается от простого к сложному. Рост развития духовно-физического, прежде всего, определяется изменением его геометрической формой. Любая космогония (учение о развитии Вселенной) начинается с плоских фигур, которые выступают в качестве знака-символа
I.

Заполните таблицу
Назовите символы геометрических фигур в космологии
Квадрат
символ космоса, символ мужского начала
Круг
символ совершенства, женского начала
Треугольник
символ духовной энергии.
Прямоугольник
символ материи
Учитель.
Докажите неизбежность появления в искусстве направления абстракционизма.
Ответ учащихся.
Изображения плоских фигур находятся на всех континентах, оставленные древними цивилизациями на скалах, в пещерах, в храмах, мегалитических сооружениях. Круги на полях, образованные примятыми растениями,
одна
из главных мир овых загадок. Над ней ученые
ломают
голову
уже
не один десяток лет , они обнаружили эти символы и на других планетах. Большой интерес к древним знаниям, научные открытия дали в искусстве развитие нового направления, которое называется абстракционизм. Он является новой ступенью в художественном сознании.
Учитель
. Как вы думаете: « Откуда появились такие точные, красивые геометрические узоры на полях?
Ученик.
Возможно, какое – то послание от других внеземных цивилизаций. А может, какие – то взаимодействия, химические реакции происходят в недрах Земли. Древний цветок жизни
Круги на полях.
Учитель.
Абстракционизм имеет много разновидностей, но сегодня мы рассмотрим: кубизм и супрематизм Найдите в тексте новые слова и объясните их значение. Таблицу заполнить.
Абстракционизм
В изобразительном искусстве 20 в.: направление, последователи которого изображают реальный мир как сочетание отвлеченных форм или цветовых пятен
Кубизм
В изобразительном искусстве начала 20в.: формалистическое направление, последователи которого представляли предметный мир в простых геометрических формах (куба, конуса, граней)
Супрематизм
Наивысший.
Космология, космогония
Учение о развитии Вселенной в целом и ее происхождении. А сейчас мы увидим, как плоские фигуры используются в искусстве, и посетим картинную галерею I. Творчество Пабло Пикассо «Портрет Воллара» «Женщина в шляпе» «Авеньонские девицы»
Учитель.
Назовите девиз абстракционистов и объясните его смысл.
Ученики.
Девиз абстракционистов: «Я мир изображаю не таким, каким его вижу, а каким его мыслю», потому что мысль есть геометрическая форма, утверждают древние, научные данные подтверждают это. Поэтому для кубистов важна форма, сложенная из геометрических фигур. Основоположником кубизма является Пабло Пикассо. Посмотрим его произведения. «Портрет Воллара», «Женщина в шляпе», «Авеньонские девицы», «Рыдающая женщина». Все портреты это формы геометрических фигур. «Рыдающая женщина» состоит из кричащих геометрических фигур, которые подчеркивают ее
смятение. Контрастный цвет усиливает раздражение. Творчество Казимира Малевича «Черный квадрат», «Супрематизм живописи» «Супрематизм»
Учитель.
На основе науки космогонии объясните содержание картин «Черный квадрат» и «Супрематизм»
Ученики.
Выдающимся художником супрематизма является Казимир Малевич. Его знаменитый «Черный квадрат», он назвал нулевой формой, я думаю: «Потому что квадрат является первичной формой всех плоских фигур. Через этот образ художник пытался представить всю картину Мироздания». В своих работах Малевич использует чистые геометрические фигуры. Другая его работа «Супрематизм». В этой картине мастер изображает прямоугольник и треугольную фигуру. Обратимся к космогонии. Треугольник символ духовной энергии. Прямоугольник символ материи. В совокупности материя и энергия создают новые геометрические формы. Есть форма, есть жизнь. Нет формы, нет жизни. Через это произведение К.Малевич пытался передать возникновение жизни.
Составьте синквейн из пяти строчек по теме: «Плоские фигуры».

Ученик.
Фигуры. Геометрические, символические. Обозначают, создают, передают Геометрия приближает разум к истине. Форма.
Учитель
. Таким образом, вы сегодня изучили геометрические фигуры, узнали применение их в жизни через науку, живопись и декоративное искусство. Познакомились с утверждением древних цивилизаций, что вся Вселенная гармонична. Геометрия приближает разум к истине. На основании выше изложенного существует игра: «умственная головоломка». В Китае она называется Чи Чао Ту. В Европе ее называют - Танграм (китайская азбука). Поиграем в нее и мы. По дидактическому материалу прочтите и рассмотрите условия игры.

V. Творческая мастерская: «Я - МАСТЕР»

Аппликация из плоских фигур
. На партах лежит геометрическое меню с образцами изображения окружающего мира. Школьники создают узнаваемый образ птицы, животного, человека и т. д. в стиле аппликации с помощью геометрического меню. По окончании творческого задания проводится экспресс-выставка.


Экспресс – выставка. Смотрим, анализируем, оцениваем свое творчество.

Дети читают авторские стихи, над которыми работали дома.

Геометрия везде: в школе, дома, во дворе. В небо мы поднимем взгляд там фигур чудесный ряд: Звезды, спутники, кометы можно взглядом охватить, на фигуры разложить. Так же дом, окно, кровать, на квадраты разобрать. Треугольная фигура – очень важная натура. Мы посмотрим на цветок – треугольный лепесток. Жизнь она разнообразна, фигуральная и прекрасна. Селютин Артем. Треугольник, ромб, параллелограмм, отдам я должное словам. Слова мои как будто круг, обоснованье многому вокруг. Мужской квадрат, он создает фигуры все подряд. А плоский круг, он совершенствует вокруг. Любите геометрию друзья, она для нас – источник света и Бытия. Семиков Михаил . 21 век. Появился новый человек. По-другому мыслит и рисует. По-другому видит, формирует. Создает известные картины. Ну, а формы плоские такие: треугольные, квадратные, Очень нам понятные. Селютин Артем Самолет летит по небу – треугольное крыло, На моем велосипеде – треугольное седло. У меня в пенале тоже есть такой предмет угольник. И куда не посмотри, ты увидишь треугольники. Историю изучая, можешь видеть ты, древние воины держат треугольные щиты. На геометрии, наш класс- строит многоугольники. Прямую если провести -получишь треугольники. Присмотрись, повсюду треугольник видеть можно. Выходит, без него жить людям будет сложно. Соколов Влад.
VI. Подведем итог урока.


Заполните последнюю колонку в таблице по нашей теме урока.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Название плоских

геометрических

фигур. Характерные

их особенности.

Окружающий мир

состоит из геометрии.

Фигуры имеют

определенную

площадь, которую

можно вычислить
Как найти площадь плоской геометрической фигуры? Плоскостной мир живописи Математические чудеса и тайны, связанные с плоскими фигурами Сколько есть на белом свете удивительных секретов. Все нам хочется узнать, Мир премудростей познать
Вся Вселенная

гармонична, основой ее

является геометрия.

Нахождение площади

геометрических фигур.

Символы плоских фигур,

которые использовались

в искусстве.

Слова космология и

космогония

Древний цветок жизни

Вселенной. Круги на

полях их взаимосвязь с

древними

цивилизациями. Новые

слова в искусстве

VII. Внимание. Домашнее задание.
Выполнить упражнение №228 (а, б) – нахождение площадей плоских фигур. По искусству подумать и найти свой вариант объяснения символического послания землянам любого изображения круга на полях и узнать его площадь, если диаметр равен 20 метров.
VIII. Прием рефлексии. Эмоциональное состояние школьников.
«Острова настроения». В классе 25 учеников. Они выбрали острова: «Воодушевления, Просветления, Радости, Удовольствия, Наслаждения» Урок закончился друзья, до скорого свидания.
«Все наше достоинство – в способности мыслить. Постараемся же мыслить достойно

– в этом основа нравственности».
Паскаль Блез.