Н.Носов "Заплатка"

Автор: Айткалиева Равиля Равильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ № 2 р.п. Дергачи"
Населённый пункт: Саратовская область р.п. Дергачи
Наименование материала: План-конспект урока литературного чтения
Тема: Н.Носов "Заплатка"
Дата публикации: 11.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Тема урока:
Н. НОСОВ «ЗАПЛАТКА»

Тип урока:
изучающее чтение
Педагогические задачи:
создать условия для ознакомления с творчеством Н. Носова; способствовать развитию творческих и коммуникативных способностей, формированию основ читательских и речевых умений, нравственных понятий: труд - лень, зло - добро; содействовать воспитанию чувства товарищества, осознанию ценности дружбы, поддержки, взаимовыручки
Планируемые результаты

Предметные:
объясняют значения пословиц; правильно называют произведение; понимают главную мысль; работают с диалогами
Метапредметные:

познавательные:
формулируют ответы на вопросы; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; строят рассуждения; выделяют существенную информацию из текста; готовят рассказ на заданную тему;
регулятивные:
принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку; планируют свое действие
Личностные:
высказывают свое мнение, подтверждая собственными аргументами и авторитетным мнением
Образовательные ресурсы:
карточки с разноуровневыми заданиями; портрет и выставка книг Н. Носова; смайлики
Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Деятельность

учащихся

Формируемые

способы

деятельности

I.

Организационный

момент
1. Приветственное слово: Не привыкайте к чудесам, Дивитесь им, дивитесь. И всем хорошим, что в вас есть Со мною поделитесь. Я пожелать хочу всем нам,
Чтобы урок прошёл как надо, Вы помогите мне, я – вам. Взаимных час открытий - вот награда! 2. Вводная часть. - У меня, друзья, к вам есть вопрос. При наличии свободного времени, как вы захотите его провести? Подумайте, выберите один из предложенных вариантов: (на экране предложены варианты ответа) -занятия спортом -прогулка -игры с друзьями -чтение книг -просмотр телепередач - Дело в том, что на подобный вопрос большинство людей, к сожалению, отвечает сегодня одинаково. Люди выбирают всё, кроме чтения. Как вы думаете, почему? - Когда-то наша страна была самой читающей страной в мире. В последнее время ситуация с чтением в стране весьма печальная. Люди перестали хотеть читать. В связи с этим правительство нашей страны очень обеспокоилось и решило попробовать исправить сложившуюся ситуацию. 22 января в Москве и во всех городах стартовал год Литературы в России. Дети вслух произносят свои ответы Дети высказывают свои мнения по данному вопросу
Видеофрагмент «Выступление Путина В.В.» Дети смотрят видеозапись
II. Актуализация

знаний
- Прочитайте отрывки из произведений. 1. Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на нее и трясутся от страха. Тут шляпа повернулась и поползла к дивану. 2. Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврёт. 3. Механик Винтик и его помощник Шпунтик были очень хорошие мастера. Они были похожи друг на друга. Из карманов вечно торчали гаечные ключи, клещи, напильники и другие железные инструменты. - Кто автор этих строк? Читают отрывки вслух. - Николай Николаевич Носов. Предугадывают название текста. - Заплатка. Высказывают свои предположения Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Формулируют ответы на вопросы. Формируют и аргументируют свое мнение по об- суждаемой проблеме
III. Постанов-

ка учебной

проблемы.
Знакомство с биографией Н. Н. Носова. - Все книги Н. Носова рассказывают веселые и забавные истории из жизни детей, без смеха читать их невозможно. Носов писал: «Насколько я себя помню, я всегда был юмористом. По- моему, я так родился, то есть у меня этот дар от природы». - Ваши одноклассники заранее подготовили биографию Н.Носова. Давайте послушаем.
Подготовленные ученики.
1) Николай Николаевич Носов родился в городе Киеве в семье актера. Прежде чем стать писателем, он был продавцом газет, землекопом, возчиком бревен, чернорабочим. После окончания института Внимательно слушают, отвечают на вопрос Принимают и сохраняют учебную задачу. Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждае- мой проблеме. Адекватно воспри- нимают информацию, полученную из рас- сказа учителя. Умеют оформлять свою мысль в устной
кинематографии, он работал почти 20 лет режиссером, поставил немало научных и мультипликационных фильмов. 2) Он писал рассказы о детях нашего возраста. Николай Николаевич Носов не собирался становиться писателем. Он работал в кино. Но однажды он сочинил для сына-дошкольника и его друзей маленькие забавные рассказы. Детям очень понравились эти рассказы, и с этого времени он стал служить детской литературе. - Посмотрите на выставку книг. - А что появлялось на ваших лицах, когда вы их читали? ( Улыбка). - Конечно. Веселые рассказы вызывают у людей улыбку и смех. Но смех, ребята, дело серьезное. Совсем не смешно, если ребенок смеется над попавшим в беду товарищем, над упавшей старушкой, Важно научиться видеть по-настоящему смешное в жизни, понимать шутки окружающих людей, уметь рассказывать самому о каком-либо забавном случае. Этому и учат нас рассказы Николая Носова. - Сегодня мы познакомимся с новым произведением этого автора. А название этого произведения вам нужно будет отгадать. Перед вами ребус…. (зал - л) + (платок - о) + а = заплатка - Что такое заплатка? Подготовленный ученик рассказывает о значение слова речи. Ориентируются в своей системе знании. Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотруд- ничестве необхо- димую взаимопомощь партнеру.
заплатка. - Заплатка - это кусок ткани. В основе этого слова лежит древнерусское слово плат, что означает «кусок ткани». От этого слова образовались слова платок, платье, заплатка. - Сегодня мы познакомимся с произведением Н.Носова «Заплатка».
IV. Изучение

нового мате-

риала.
1. Первичное слушание текста. 2. Анализ про- изведения. 3. Выразитель- ное чтение и анализ эпизодов. Ресурсный материал. - Послушайте рассказ Н. Носова «Заплатка» (в аудиозаписи). - Понравился вам рассказ? - Как звали главного героя произведения? - Чем хвастался Бобка? - Что случилось с его штанами? - Почему Бобка сам решил зашить штаны? Прочитайте. - Как ребята отнеслись к тому, что Бобка все сделал сам и очень аккуратно? - Как автор относится к мальчику? - Что смешного в этом рассказе? - У вас на столах лежат листки с заданиями. Прочитайте самостоятельно рассказ и найдите ответ на поставленный вопрос. 1-я группа. Почему мама не помогла сыну? 2-я группа. Почему Бобка решил сам пришить заплатку на свои штаны и как он это сделал? Внимательно слушают. Рассматривают портрет писателя и его книги, представленные на выставке. Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждае- мой проблеме. Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знании. Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую
4. Игра «Найди и прочитай». 3-я группа. Прочитайте пословицу. Подходит ли она к рассказу Н. Носова «Заплатка»? - Найдите предложение, которое показывает, как мальчик дорожит штанами. Зачитайте его. - Найдите эпизод, в котором Бобка пришивает заплатку первый раз. Прочитайте. - Мальчик остался доволен своей работой? - Что же он сделал? - Найдите и прочитайте эпизод, в котором Бобка переделывает свою работу. - Как он работал во второй раз? - Вам понравился мальчик? - Что понравилось в нем? - Каким был мальчик в начале рассказа? - Как вы думаете, что помогло ему исправиться? - Прочитайте пословицу. - Как вы ее понимаете? Подходит ли она к рассказу «Заплатка»? Высказывают предположения. Отвечают на вопросы. - Ленивым, злым. - Труд, упорство. - Благодаря терпению и труду мальчик справился с работой. Значит, эта пословица подходит к рассказу. Читают повторно про проблему. Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знании. Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру
себя
V. Закрепление.

Работа в группах.

Тест.
Подчеркни правильный вариант ответа: 1. Какой новой вещью хвастался Бобка? а) штанами б) курткой в) рубашкой г) шортами 2. Какие штаны были у Бобки? а) школьные б) солдатские в) спортивные г) джинсовые 3. Обо что порвал новую вещь Бобка? а) о крючок б) о замок в) о гвоздь г) о стекло 4. Что сделал мальчик с порванной вещью? а) подарил другу б) зашил дырку в) выкинул 5. Сколько раз перешивал заплатку Бобка? а) 10 раз б) 1 раз в) 2 раза г) 4 раза 6. Что ещё после качественной работы по зашиванию штанов захотел пришить Бобка? а) воротник б) штанину в) пуговицу г) рукав Желающие поднимают руки. Собирают пословицу: «Где труд, там и ра- дость» Умеют проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятель- ности

Итог урока.

Рефлексия
Проверка. - Урок хочется закончить словами пословицы, но она рассыпалась! Соберите ее в парах. - Прочитайте хором. - Да, действительно, ценят тех людей, которые умеют делать все самостоятельно, хорошо и красиво, а не кое- как. На вопрос, можно ли счастливым стать, если книги не читать, как вы можете ответить? Большое спасибо за работу. Всего доброго.
Домашнее

задание
Задания по выбору: - нарисовать портрет Бобки; - написать свою смешную историю; - подготовить пересказ. Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить, качество и уровень усвоения