"Вирусы"

Автор: Нерубенко Инна Борисовна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №14
Населённый пункт: город Белгород
Наименование материала: план-конспект урока
Тема: "Вирусы"
Дата публикации: 11.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Тема урока: «Вирусы»
Тип урока: комбинированный Цели урока: Формирование понятия об особенностях строения и жизнедеятельности вирусов и их происхождении, роли вирусов в возникновении инфекционных заболеваний, способов распространения и меры профилактики различных вирусных заболеваний.
образовательные
-познакомить учащихся с особенностью строения и жизнедеятельности вирусов. -сформировать представление о роли вирусов в возникновении инфекционных заболеваний.
развивающие
-развить способности выделять главное, анализировать, самостоятельно получать информацию, развивать практические умения.
воспитательные
-формировать познавательный интерес к изучению живой природы. Оборудование и материалы к уроку: компьютер, мультимедийный проектор, слайдовая презентации, раздаточный материал, учебники. Фундаментальный образовательный объект: Вирусы. - Особенности строения и жизнедеятельности - Роль вирусов как внутриклеточных паразитов Главная проблема урока: Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?
1. Организационный этап – 1мин
Настройка на работу.
2. Подготовка к основному этапу – 10 мин
- Сообщение темы (Слайд №1) - Формулировка цели. Ученики формулируют цель для себя. (Слайд №1) - Сообщение плана урока (Слайд № 2) 1) История открытия вирусов. 2) Строение вирусов и их биологические особенности. 3) Репродуктивная функция вирусов. 4) Профилактика различных вирусных заболеваний. - Отвечают на заданные вопросы (Слайд №3) 1) Что вы знаете о вирусах? 2) Является ли вирус живым организмом или нет? 3) Знаете ли вы отличительные особенности вирусов от других живых организмов?
3. Усвоение новых знаний – 25 мин
1. Общие сведения о вирусах (рассказ-беседа учителя) (Слайд №4). Вирус (от лат. virus-яд) – микроскопическая частица, способная инфицировать клетки живых организмов, Вирусы неклеточные формы жизни, т. е имеют неклеточную природу. Они являются облигатными внутриклеточными паразитами – ведут только паразитический образ жизни и выживают без связи с хозяином. Вирусы избирательны. Они проникают внутрь определенной клетке, и именно эта зараженная клетка превращается в емкость для выработки вирусов. Век клетки хозяина они существуют в неактивной форме. В состоянии вириона. Во внутриклеточной форме может осуществляться процесс размножения вирусов. Для клетки вирус- это не что иное, как плохая новость в белковой оболочке. Вирусы являются самой распространенной формой существования
органической материи на планете по численности своей популяции, и по-видимому, один из самых распространенных по биомассе. Особенности: Отличие от неживой материи: - способность воспроизводить себе подобные формы; - наследственность и изменчивость. Отличие от живых организмов: -не имеют клеточного строения: - вирусы облигатные (обязательные) паразиты, век клетки хозяина находятся в «неживом» состоянии; - не применимо к ним понятие – обмен веществ; - не растут; - не делятся, не размножаются половым путем; - стратегия вирусов - размножение 2. История открытия некоторых вирусов, возникновение вирусологии ( Презентация учащихся «Вирусы»). Вопрос для учащихся - Что вы узнали из презентации о вирусах? 3. а) Строение и жизнедеятельность вирусов (Слайд №5). Если вирус способен воспроизводить себя, а также обладает наследственностью и изменчивостью, в его составе есть нуклеиновые кислоты – ДНК и РНК. Поэтому различают ДНК-содержащие и РНК-содержащие вирусы. Кроме того, вирус имеет белковую оболочку – капсид. Капсид почти у всех вирусов состоит из полипептидной цепи более чем одного типа. Причем эти цепи нередко сгруппированы в несколько слоев. У многих вирусов их белковый капсид окружен еще и мембраной, в которую помимо белка входят липиды и которая по своему строению напоминает плазматическую мембрану. У вирусов. Имеющих мембрану, липидные компоненты идентичны тем. Которые содержатся в плазматической мембране клетки- хозяина. Постановка проблемы вопроса. Восприятие информации учениками. Выполнение задания №1. Выберите один правильный ответ из четырех предложенных (Слайд №6). Задание №1. Выберите один правильный ответ из четырех предложенных Вирусы состоят из: 1. Целлюлозной оболочки и цитоплазмы 2. Белковой оболочки и цитоплазмы 3. Нуклеиновой кислоты и белковой оболочки 4.Нескольких микроскопических клеток Укажите правильную последовательность взаимодействия вирусной частицы с клеткой- хозяином. 1. Блокировка наследственного материала клетки-хозяина. 2. Проникновение вируса в клетку-хозяина. 3. Выход вирусных частиц из погибшей клетки. 4. Самосборка вирусных частиц. б) Механизм взаимодействия вирусов с клеткой (Слайд № 7) Варион – неактивная форма вируса - внедряется в клетку хозяина и заставляет ее синтезировать ДНК или РНК вируса, т. е вирус использует генетические механизмы клетки, нарушая их нормальное функционирование. Обычно вирусная инфекция завершается разрушением (лизисом) инфицированной клетки и высвобождением
потомства вируса. Однако некоторые вирусы могут включаться в хромосомы клетки, не вызывая ее разрушения. Здесь вирусные гены реплицируются с генами хозяина. в) Роль вирусов в природе и жизни людей (Слайд №8) Вирусы обычно рассматриваются как паразиты- возбудители инфекционных заболеваний, наносящих вред человеку, животным, растениям. Однако такой подход нельзя производить абсолютно правильным. Была высказана гипотеза (Жданов, 1974), согласно которой вирусы являются важным фактором эволюции органического мира. Преодолевая видовые барьеры, вирусы могут переносить отдельные гены или группы генов, а интеграция вирусной ДНК с хромосомами клеток может приводить к тому, что вирусные гены становятся клеточными генами. Роль вирусов в природе:1 Вирусы являются возбудителями заболеваний человек, животных и растений. 2. Предполагают. Что некоторые вирусы находятся в симбиотических отношениях с человеком на протяжении всей эволюции. 3. Вирусы могут быть фактором, с помощью которого осуществляется коррекция взаимоотношений организма с меняющимися условиями среды, то есть играют адаптационную роль. 4. Вирусы играют эволюционную роль. 5. Решение вирусов происхождения и эволюции вирусов является важным в понимании зарождения и развития жизни на Земле. Вирусы - не вредный, чужеродный для живой природы элемент, а необходимая составная часть, без которой, наверное. Были бы невозможны существования и эволюция биосферы. Когда в организм человека проникает вирус, то организм начинает с ним бороться, вначале на уровне иммунитета, затем появляются антитела. Которые нейтрализуют вирус и болезнь заканчивается. Но в одних случаях, пока вырабатываются антитела, вирус успевает навредить так, что у человека появляются тяжелые последствия или его невозможно спасти. В других случаях вирус заражает клетку и прекращает свое действие до тех пор. Пока не ослабнет иммунитет человека. Вирусных заболеваний много. Большинство из них у нас на слуху. О некоторых из них расскажут ваши одноклассники. 4. Выступления учащихся Инфекционные заболевания. Меры профилактики вирусных заболеваний.
1.

Первичная проверка знаний – 3 мин
Умеют самостоятельно работать с карточками. Задание №2. Установите соответствие между возбудителями и заболеваниями, которые они вызывают. Задание №2. Установите соответствие между возбудителями и заболеваниями, которые они вызывают. Заболевания Возбудители А) гепатит А) бактерии Б) малярия Б) вирус В) туберкулез Г) грипп Д) бешенство Е) СПИД Ё) ветряная оспа 4.
Закрепление нового материала – 5 мин
Выполняют задание №3. Закончите предложения, вставив пропущенные слова.


Отвечают на вопросы (устный опрос), индивидуальная письменная работа (тест), комментируют ответы Задание №3. Закончите предложения, вставив пропущенные слова. 1. Наука, изучающая строение и поведение вирусов_____________ 2.Неклеточная форма жизни, паразит на генетическом уровне, способная проникнуть в живую клетку и размножаться внутри ее это_______ 3 . Вирусы бактерий называют ________ 4. Внутреннее содержимое вируса окружено защитной белковой оболочкой, которая называется_________ 5. Один из путей передачи вирусной инфекции контактный_________
Тест
1.Вирусы открыл: А) Виноградский Б) Павлов В) Ивановский Г) Вернадский 2. Клеточного строения не имеют: А) Сине-зеленые водоросли Б) Бактерии В) Дрожжи Г) Вирусы 3. Обязательным компонентом любого вируса являются: А) Липиды Б) Нуклеиновые кислоты В) Полисахариды Г) Белки 4. Вирусы размножаются: А) Только в клетках хозяина Б) Самостоятельно вне клетки В) Оба ответа верны 5. Нарушает работу иммунной системы человека вирус: А) Полиомиелита Б) Оспы В) ВИЧ 6. Вирус – это: А) Доклеточные формы жизни Б) Древнейшие эукариоты В) Примитивные бактерии 7. Синтез вирусного белка осуществляется: А) На рибосомах клетки Б) На собственных рибосомах вируса В) Синтез белков вируса идет без участия рибосом
5. Подведение итогов урока – 1 мин.

Получают оценки за урок. 6
. Домашнее задание – 1 мин
Записывают домашнее задание