"Родительское собрание"

Автор: Кекулова Татьяна Леонидовна
Должность: учитель
Учебное заведение: МКОУ"Глядянская СОШ"
Населённый пункт: Курганская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Родительское собрание"
Дата публикации: 12.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Родительское собрание в 10 классе . «
Роль

самооценки

в

формировании

личности

подростка

».

Задачи

:
познакомить родителей с причинами формирования самооценки подростка ; рассказать о возможных последствиях низкой и высокой самооценки .
Форма

проведения

:
лекция + ролевой диалог
Оборудование

:
Эпиграф ( доска ), запись притчи У. Л. Ларнед «Раскаяние отца»(6 мин31 сек), мультимедиа , компьютер .
Подготовка

к

собранию

:
o тестирование по шкале тревоги Спилберга ( информативный способ самооценки уровня тревожности в данный момент ).


Когда

у

тебя

рождается

ребенок

,

приготовься



к

тому

,

что

отныне

твое

сердце

всегда

будет



жить



отдельно



от



тебя

.



Ход

собрания

Вступительное

слово

классного

руководителя
Я хочу начать наше общение с одного письма . Оно было опубликовано в прошлом веке в одном американском журнале и вызвало настоящий шквал откликов . Прошло более ста лет , но многие узнают в авторе самого себя . Меня оно тоже потрясло . ( Чтение письма Уильяма Ливингстона Ларнед «Раскаяние отца» ) Раскаяние отца :
«
Послушай , сын . Я произношу эти слова в то время , когда ты спишь ; твоя маленькая рука подложена под щечку , а вьющиеся белокурые волосы слиплись на влажном лбу . Я один прокрался в твою комнату . Несколько минут назад , когда я читал газету , на меня нахлынула тяжелая волна раскаяния . Я пришел к твоей кроватке с сознанием своей вины . Вот о чем я думал , сын : я сорвал на тебе свое плохое настроение . Я выбранил тебя , когда ты одевался , чтобы идти в школу , так как ты только прикоснулся к своему лицу мокрым полотенцем . Я отчитал тебя за то , что ты не почистил ботинки . Я сердито закричал на тебя , когда ты бросил что - то из своей одежды на пол . За завтраком я тоже к тебе придирался . Ты пролил чай . Ты жадно глотал пищу . Ты положил локти на стол . Ты слишком густо намазал хлеб маслом . А затем , когда ты отправился поиграть , а я торопился на работу , ты обернулся , помахал мне рукой и крикнул : « До свидания , папа !», я же нахмурил брови и отвечал : « Распрями плечи !»
Затем , в конце дня , все началось снова . Идя по дороге домой , я заметил тебя , когда ты на коленях играл в шарики . На твоих чулках была грязь , я отругал тебя , унизил перед твоими товарищами , заставив идти домой впереди меня . Чулки стоят денег – и если бы ты должен был покупать на свои деньги , то был бы более аккуратным ! Вообрази , сын , что это говорил твой отец ! Помнишь , как ты вошел затем в библиотеку , где я читал , - робко , с болью во взгляде ? Когда я мельком взглянул на тебя поверх газеты , раздраженный тем , что мне помешали . « Что тебе нужно ?» - резко спросил я . Ты ничего не ответил , но порывисто бросился ко мне , обнял за шею и поцеловал . Твои ручки сжали меня с любовью , которую Бог вложил в твое сердце , и которую даже мое пренебрежительное отношение не смогло иссушить . А затем ты ушел , семеня ножками . Так вот , сын , вскоре после этого газета выскользнула у меня из рук , и мною овладел ужасный страх . Что со мной сделала привычка ? Привычка придираться , распекать – такова моя награда тебе за то , что ты маленький мальчик . Нельзя ведь сказать , что я не любил тебя . Все дело в том , что я ожидал слишком многого от тебя и мерил меркой своих собственных лет . А в твоем характере так много искреннего . Я пришел к твоей кроватке в темноте и , пристыженный , преклонил перед тобой колени ! Это слабое искупление . Я знаю , ты не понял бы этих вещей , если бы я тебе сказал все это , когда ты проснешься . Но завтра я буду настоящим отцом ! Я буду дружить с тобой . Я прикушу свой язык , когда с него будет готово сорваться раздраженное слово . Я постоянно буду говорить как заклинание 6 « Он ведь только мальчик , маленький мальчик !» Сейчас , когда я вижу тебя устало съежившегося в своей кроватке , я понимаю , что ты еще ребенок . Еще вчера твоя головка лежала на плече матери . Я требовал слишком многого , слишком многого ».
Комментарий



классного



руководителя

.
Потрясающее письмо . Какая самооценка у отца своих неправильных действий по отношению к маленькому сыну . Хорошо , что он это осознал , пока сын еще не вырос . А как вести себя , когда дети выросли !?
Нет

точных

ответов

,

есть

только

советы

.
Сегодня мы будем говорить о самооценке наших детей и ее роли в формировании личности . Почему я решила поговорить об этом сегодня ? Потому что вижу , что многие наши ребята на пороге выхода из школы во взрослую жизнь не совсем уверены в своих действиях , имеют низкую самооценку , а другие – высокую . В психологическом словаре
самооценка
толкуется как « оценка личностью самой себя , своих возможностей , качеств и места среди других людей ».
Самооценка
– оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка является важным регулятором поведения. От нее зависят
взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Можно отметить особенности поведения учащихся с различным уровнем самооценки.
Адекватная самооценка
характеризуется – активностью, общительностью, оптимизмом.
Высокая самооценка
- стремление к успехам в различных видах деятельности, уверенность в своих силах.
Завышенная самооценка
– высокомерие, бестактность. Переоценка своих возможностей, недооценка чужих.
Низкая самооценка –
неуверенность в себе, застенчивость, повышенная тревожность.
Заниженная самооценка
– пассивность, замкнутость. Постоянная недооценка своих возможностей, переоценка чужих. Для каждого возрастного периода характерны различные факторы, которые влияют на формирование самооценки. В
младшем школьном возрасте
личностное развитие ребенка в значительной степени определяется учебной деятельностью, ее результативностью . Оценка успеваемости в начале школьного обучения по существу является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка в классе. Дети ориентируясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверстников отличниками, двоечниками и троечниками, хорошими и средними учениками. У отличников и некоторых хорошо успевающих детей может сложиться завышенная самооценка. Такие дети постоянно ждут самых высоких оценок в свой адрес, и достаточно тяжело переживают не только отсутствие похвалы, но и чужую пятерку. Поставленная им четверка может вызвать острую эмоциональную реакцию – обиду, слезы, непонимание, за что поставлена отметка, даже обвинения учителя в несправедливости. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки расшатывает их уверенность в себе, в своих возможностях. Во – вторых, становление самооценки младшего школьника зависит не только от его успеваемости и особенностей общения учителя с детьми. Большое значение имеют стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.  Дети с завышенной самооценкой воспитываются по принципу кумира семьи, в обстановке некритичности и рано осознают свою исключительность.  В семьях, где растут дети с высокой, но незавышенной самооценкой, внимание к личности ребенка ( его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетается с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает.  Дети с заниженной самооценкой (необязательно очень низкой) самооценкой пользуются дома большой свободой, но эта свобода, по сути – бесконтрольность, следствие равнодушия родителей к детям и друг другу. Родители таких детей
включаются в их жизнь тогда, когда возникают конкретные проблемы, в частности с успеваемостью, а обычно мало интересуются их занятиями и переживаниями. Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят родителей, - поддержание престижа разговоры дома вращаются вокруг, вопроса: «А кто еще в классе получил пятерку?», послушание («Тебя сегодня не ругали?») и т.д. Когда ребенок приходит в школу, он принимает ценности и притязания родителей, но позже он в большей или меньшей мере начинает ориентироваться на результаты своей деятельности, свою реальную успеваемость и место, занимаемое среди сверстников. Школа и семья – внешние факторы развития самосознания. К концу начальных классов самооценка снижается.
Подростковый возраст
. Для подросткового возраста характерны колебания и снижение уровня самооценки. Поведение и самосознание ребенка во многом зависит от внешних оценок. Иногда случайная фраза, комплимент или насмешка приводит к заметному сдвигу в самооценке. Подросток, со своей метущейся душой, пытается понять себя и открыть в себе все новые и новые черты. Проявляется интерес к своим личностным качествам, своим переживаниям, ребенок как бы открывает для себя собственный внутренний мир. Анализируя свои переживания, поступки и черты, подросток стремится понять, какой он есть на самом деле и каким он хотел бы быть, познать себя ему помогают друзья – сверстники, в которых он смотрится, как в зеркало, в поисках сходства и отчасти близкие взрослые. Важное место в самооценке подростка занимает образ физического «Я». Интерес к своей внешности резко повышается из-за ее изменения. Бурный рост, появление вторичных половых признаков, подростковая неуклюжесть, угловатость, утрата детской чистоты кожи – все это вызывает пристальный интерес и беспокойство. Представление о своей физической непривлекательности или даже «уродстве» могут приводить к возникновению чувства неполноценности, замкнутости, неврозу. Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность у подростков смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны, разумеется, проявить и понимание и тактичность. И наоборот, бестактные замечания и ирония в семье по поводу физических данных ребенка усугубляют его пессимизм и дополнительно невротизируют. Низкая оценка своего физического «Я» подростком может приводить к нарушениям в поведении и снижении успеваемости в школе. Чувство взрослости становится важным новообразованием данного возраста. В чем это проявляется. Прежде всего в желании, чтобы все – и взрослые, и сверстники – относились к нему не как к маленькому, а как ко взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, может быть – учебы. В последнем случае отвергается не только контроль за успеваемостью, временем выполнения домашнего
задания и т.п., но и зачастую и помощь. Кроме того, появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения. Подросток с жаром отстаивает их (будь то пристрастие к какому – то направлению в современной музыке или отношение к новому учителю), даже, несмотря на неодобрение окружающих. Поскольку в подростковом возрасте все нестабильно, взгляды могут измениться через пару недель, но защищать противоположную точку зрения ребенок будет столь же эмоционально. Так же большое влияние на формирование самооценки оказывают значимые взрослые. Если взрослые – и учителя и родители – будут постоянно подчеркивать неудачи, промахи, а успехи объяснять случайностью, у подростка сформируется низкая самооценка, препятствующая нормальному развитию. Для ребенка важно не только знать, какой он есть на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные особенности. Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившихся главным образом благодаря влиянию семьи и сверстников. Разные дети поэтому по разному переживают отсутствие красоты, блестящего интеллекта или физической силы. Для кого-то осознание своей бездарности – трагедия, вызывающая невротические реакции. Для других это неважно: они не способны к наукам, но зато сильны и предприимчивы, их это вполне устраивает. В данный период подросток создает в своем воображении идеальный образ (человека на которого он хочет быть похож). Идеалом может стать для него кто-то из родственников или других близких взрослых, популярный певец или артист, герой любовного романа или кинофильма. Помимо содержания идеального образа, на который ориентируется подросток, важно и то, как этот идеал соотносится с представлениями о себе сегодняшнем. Если идеальный образ сильно отличается от реального представления о себе. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности или пассивности, апатии. Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию. Подросток не только мечтает о том, каким он будет в ближайшем будущем, но и стремится развить в себе желательные качества.
Рекомендации:

Неудачником вырастет тот ребенок, которого…
 Постоянно сравнивают с другими детьми, подчеркивая его недостатки;  Используют в отношении его слова «тупой», «глупый», «надоел», «не приставай», «нельзя», «отстань»;  Регулярно высмеивают, подчеркивают, что он маленький и слабый;  Следят за каждым его шагом, делают «правильные» замечания, не оставляют наедине со своими мыслями;  Держат в ежовых рукавицах, не балуют разговорами по душам, не отвечают на его «дурацкие» вопросы, не гладят по голове и не целуют…

Полезные советы
: · Принимайте ребенка таким, какой он есть, без оценивания и сравнивания его с другими детьми. · Если Вы запугиваете, угрожаете ребенку: Вы рискуете потерять веру в вашу любовь и воспитать неуверенного в себе человека. · Если Вы прибегаете к насилию: ребенок усвоит этот метод как способ общения. · Если Вы шантажируете и подкупаете ребенка: он станет манипулировать людьми и чувствами. · Говорите о своих чувствах сразу: выраженные позднее, они лишаются своей подлинности и им трудно поверить. · Говорите о своих проблемах и тревогах, выслушивайте мнение детей по этому поводу. · Принимайте ребенка, как бы тяжко он не провинился перед вами. · Не приносите жертв: детям хорошо только тогда, когда по-настоящему хорошо их родителям. От самооценки зависит будущее, успехи и неудачи. Другими словами, от самооценки зависит, каким в жизни будет ваш ребенок. У нас еще есть время изменить что-то в лучшую сторону. Сейчас наши ребята переживают самый сложный период, период взросления, когда особенно проявляется потребность самоутвердиться, найти свое место в жизни. Под влиянием сверстников складывается отношение к себе, своя самооценка. Мы подошли к моменту, когда полезно и даже необходимо выяснить самооценку вашего ребенка.
Примечание.
Для того чтобы определить уровень самооценки, необязательно обращаться к специалисту. Один из простых способов: нарисовать на чистом листе бумаги лестницу из 10 ступенек и дать инструкцию: На верхней ступени находятся самые удачливые люди. Они красивы, талантливы, уверенны, у них все получается хорошо, легко. Их любят, ими восхищаются. А на самой нижней ступени – неудачники. Они не уверены в себе, не обладают талантами. Их сторонятся окружающие. Все остальные находятся на других ступенях: одни выше, другие ниже.
Задание. Подумай, где твое место на этой лестнице в данный момент, и укажи его.
Если подросток поместил себя на одной из трех нижних ступенек – это тревожный симптом. Значит, уважаемые родители, настало время бить тревогу. Чувство неполноценности может проявиться самым непредсказуемым образом. Оно может снизить эффективность учебы. Низкая самооценка влияет на выбор друзей. К тому же такие подростки стараются не ставить перед собой труднодостижимых целей. Но самыми опасными последствиями заниженной самооценки являются маски, которые помогают подростку спрятаться от внешнего мира. Одна из них
«маска шута»
, когда человек
высмеивает себя. Другая
«маска щита»,
когда человек взрывается, набрасывается с кулаками, иногда сам провоцирует ссоры. Самые опасные последствия – это пристрастие к пагубным привычкам. Попробовав курить, пить, попробовав наркотики, подросток утверждается в собственной значимости, у него появляются «ложные» друзья. В таком мире нет проблем, а значит, не нужно искать их решения. Я провела с ребятами этот своеобразный тест, а вы посмотрите сами, на какую ступень поместил себя ваш подросток, есть ли тревожные симптомы. Общая картина выглядит не так плохо, в классе нет ребят, которые определили для себя 9, 10 ступени, но заметьте: есть подростки, которые определили для себя место на 6, 7, 8 ступеньках. Эти отклонения требуют особого внимания. на 1- ой ступени - 2 человека на 6 –ой 2 человека на 2- ой - 4 человека на 7-ой 1 человек на 3- ей - 4 человека на 8 –ой 1 человек на 4 -ой - 3 человека на 9 –ой --- на 5 – ой - 3 человека на 10 –ой ---

Классный руководитель фамилии учащихся не называет. Каждый родитель получает листочек, на котором сын (дочь) определили свою ступеньку (уровень самооценки). Каким образом можно повысить самооценку ребенка? Уважаемые родители! Обратите внимание: есть 4 предмета, которые хорошо было бы преподавать дома и в школе:
счастье, уверенность, позитивные мысли, осанка

счастливого человека,
четыре больших успеха. Каждый родитель хотел бы, чтобы жизнь его ребенка удалась в полной мере. Некоторые думают: учись хорошо – многого добьешься; не будешь учиться – ничего не получится в жизни. Но это не так.
99% успеха

зависит от роли самооценки личности.
Во многом успех зависит от физиологии нашего тела. Есть 2 модели поведения. Первая – модель поведения рабов : опущенные плечи, виноватый вид, глаза смотрят вниз. Такие люди ничего не добьются. И вторая - модель поведения королей: расправленные плечи, гордый взгляд, приподнятый подбородок. Такие люди многого добьются. Чем больше человек смотрит на мир с улыбкой, тем позитивнее складывается его жизнь. Заметьте: ни питание, ни таблетки, ни свежий воздух – только радостное отношение к окружающим, жизни способны продлить наш век. Не стоит спрашивать, среди каких людей вы хотели бы увидеть своего ребенка. Вывод очевиден: не среди затравленных неудачников, а среди гордых счастливых людей. Научив своего ребенка смело смотреть вперед, ощущать свою значимость в мире, вы научите его мощно воздействовать на других, на самого себя, на судьбу. Что же делать? Какие существуют правила?
Правило первое
. Ежедневно вселяйте в своих детей чувство УВЕРЕННОСТИ. Только уверенность способна сохранить в нас личность . Только уверенные люди ч аще всего
бывают счастливыми. Если подросток за эти годы привык быть неуверенным, то он потом будет страдать везде. Индийские мудрецы говорят:
«Относитесь к своему ребенку, как к

лучшему гостю в доме».
Какая глубина мысли. Ребенок, действительно, гостит в семье, в школе, а потом покидает их. Поэтому как можно чаще говорите своему ребенку, что он родился под счастливой звездой, что он красивый, смелый, талантливый. И не важно, сколько вашему ребенку лет. Ведь человек на протяжении всей жизни может испытывать неудачи. Как важно, чтобы близкие люди постоянно говорили: «Ты справишься, у тебя все получится!» К сожалению, мы часто недооцениваем значение слов. А ведь известно, что слова материализуются. Говори ребенку каждый день, что он «дурак», «идиот», «трус» - и будешь пожинать плоды своих дурных мыслей. Поэтому родители просто обязаны как можно чаще вслух восхищаться своим ребенком. Это так легко, но мы так редко это говорим.
Правило второе.
Работайте над осанкой своих детей. Делайте что хотите, но добейтесь, чтобы ребенок выходил из дома с прямой спиной и расправленными плечами. Осанка влияет на внутренний мир человека, на отношение к тебе людей. Тренируйте уже сейчас, наращивайте запас душевной щедрости. Начните с себя. Сами будьте уверенными людьми, примером для своего ребенка. К сожалению, многие семьи - пример того, как не надо вести себя. Привычка распекать, придираться, грубо орать, некрасиво выражаться – для многих родителей уже становится нормой (вспомните письмо отца в начале собрания). Правильно говорят: перелюбить ребенка невозможно, но можно недодать, недолюбить.
Дети, которых любят родители, уверенные и счастливые
(такие подростки никогда не поставят свое «Я» ниже 5-ой ступеньки).
Родительская любовь – сложное явление. Она должна быть мудрой. Заметьте: не

слепой и безоглядной, а мудрой,
чтобы суметь отойти на второй план, когда ребенок становится самостоятельным. Особенно это касается выбора жизненного пути. Хорошо, если у подростка есть определенные способности к чему-либо, а если его ни к чему не тянет, если он до сих пор не определился… Надо помочь подростку состояться в той или ионной профессии. История знает немало случаев, когда способности человека оценивались ниже среднего, а человек становился выдающейся личностью:  Великого Бетховена учитель музыки называл самым бездарным учеником;  Влад. Высоцкого учительница пения выгоняла с уроков, чтобы не мешал детям красиво петь в хоре;  Майкла Джордана, величайшего баскетболиста, не взяли в школьную сборную по баскетболу из-за отсутствия способностей;  Эйнштейна до 9 лет считали слабоумным ребенком; Томас Эдисон по физике в школе не вылазил из троек;
 Отец Дарвина постоянно сокрушался: Мой сын – бездарь, его ничего не интересует, кроме собак»;  Отец автомобильного магната Форда заставлял сына стать фермером; для того чтобы выбить чудачества – он ежедневно стегал его ремнем;  Гениального Чайковского в 10 лет отдали учиться в училище правоведения. Композитор потом говорил, что 9 лет он вычеркнул из своей жизни;  Отец Ахматовой запрещал дочери писать стихи и ставить свою фамилию «Горенко», чтобы не позорить его имя. Эти примеры можно продолжать до бесконечности. Хорошо, когда у человека хватает силы воли преодолеть родительское сопротивление. А если не хватает!! Страшно, когда родители выбирают жизненный путь своих детей. Я предлагаю об этом поговорить на следующем родительском собрании, его тема:
«Профессии, которые выбирают наши дети».
К следующему собранию я предлагаю вам ответить на вопросы анкеты вместе с детьми. Посмотрим, расходятся ли ваши взгляды по данной теме, есть ли у нас проблемы в этом плане и наметим пути их решения.
Примечание.
Методика проведения тестирования старшеклассника по шкале Ч.Д.Спилберга, адаптированная Ю.Л. Ханиным широко представлена в сети Интернет, которую можно скачать бесплатно.
Литература
1. Столяренко Л. Д. Психология: Учебник для вузов / Л. Д. Столяренко. - СПб. : Лидер, 2004 2. Н. И. Дереклеева. Новые родительские собрания: 10-11 классы.-М.: ВАКО, 2006. - С. 163-167. 3. Настольная книга умных родителей. ИЗДАНИЕ ТРЕТЬЕ, ДОПОЛНЕННОЕ Владимир Довгань, Елена Минилбаева ЂК богатству – с пеленокї М.: EDELSTAR, 2007