Напоминание

"Использование электронной информационно-образовательной среды училища для повышения эффективности учебного процесса на уроках информатики и ИКТ"

Автор: Фоменкова Татьяна Анатольевна
Должность: преподаватель информатики и ИКТ
Учебное заведение: ФГКОУ "ТвСВУ МО РФ"
Населённый пункт: город Тверь
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Использование электронной информационно-образовательной среды училища для повышения эффективности учебного процесса на уроках информатики и ИКТ"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Преподаватель информатики и ИКТ Фоменкова Т . А .
Методическая разработка

на тему:

«Использование электронной информационно-образовательной

среды училища для повышения эффективности учебного

процесса на уроках информатики и ИКТ».


Содержание
I. Введение……………………………………………………………………3 1. Актуальность выбранной темы. 2. Противоречия. 3. Объект, предмет, гипотеза исследования. 4. Цель проекта. 5. Задачи. 6. Образовательная среда. 7. Методы исследования. 8. Прогнозируемые результаты. II. Описание проектной работы……………………………………………..6 III. Выводы………………………………………………………………….....8 IV. Список литературы………………………………………………………..9 Приложения……………………………………………………………………….10

I.

Введение

1.

Актуальность выбранной темы
Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения меняет представление о результатах образования: стандарт ориентируется не только на предметные, как это было раньше, но и на метапредметные и личностные результаты. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы отражают необходимость применения информационно- коммуникационных технологий в образовательном процессе и обеспечивают подготовку воспитанника к адекватному существованию в современном информационном обществе. Федеральные государственные образовательные стандарты ориентируют педагогов на широкое использование цифровых инструментов как необходимое условие решения поставленных перед образовательным учреждением задач в условиях развития информационного общества. Училище, выполняя образовательную функцию, занимает ключевое положение в подготовке человека к функционированию в общемировом информационном пространстве, что определяет необходимость формирования новой информационно-образовательной среды училища, и, в целом, единой информационно-образовательной среды России. Под созданием информационно-образовательной среды понимается «… процесс, направленный на реализацию замысла повышения качества содержания образования, сопровождение и развитие, замену традиционных технологий на более эффективные информационные во всех видах деятельности в системе образования» (Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации. – М., Минобразования РФ, 1998). Актуальность данной темы заключается в формировании ИКТ- компетентностей обучающихся, ключевых навыков (самостоятельного приобретения и переноса знаний, сотрудничества и коммуникации, решения проблем и самоорганизации, рефлексии и ценностно-смысловых ориентаций), а также навыков использования ИКТ. На сегодняшний день существует большое количество образовательных сайтов, электронных пособий, но мы не всегда можем ими воспользоваться в режиме online, а также каждый преподаватель, используя готовые электронные пособия, хочет их немного изменить, сделав их применимыми для конкретного урока, для конкретного взвода.
2.

Противоречия

1. Между компетентностно-ориентированным содержанием образования в стандартах второго поколения и традиционным (знаниевым) подходом в преподавании предмета. 2. Между характером взаимодействия обучающихся на уроке и вне урока и требованиями к выпускнику образовательного учреждения современного общества. 3. Между негативным социализирующим влиянием неограниченной информации и неготовностью обучающихся к обработке, использовании этой информации в жизнедеятельности. 4. Между вводимыми Едиными учебными стандартами для общеобразовательных школ понятия коммуникативной компетентности и фрагментарным использованием на уроках методов и приёмов, формирующих общение. Это несоответствие порождает проблему включения училища в интенсивно развивающийся процесс информатизации.
3.

Программа реализации проекта
Объект исследования — участники проекта, суворовцы 10-х классов. Предмет исследования — влияние информационной среды на эффективность обучения. Гипотеза исследования, заключается в том, что развитая информационная среда образовательного учреждения позволит организовать учебный процесс на современном техническом и методическом уровне, повысит качество обучения и подготовит суворовцев к жизни в условиях информационного общества, если: - будет разработана система управления формированием единой информационной образовательной среды в аспекте училища; - содержание образования в училище будет основано на проектном подходе и интерактивных формах взаимодействия человека и компьютера; - информационные коммуникационные технологии будут внедрены в образовательный процесс; - будет сформирована информационная и проектная культура у всех участников образовательного процесса; - будет создана система психолого-педагогических условий, позволяющих строить образовательный процесс с учётом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов суворовцев.
4.

Цель проекта
1. Создать условия эффективного использования новой информационной образовательной среды на уроках информатики как средства обучения и развития всех участников образовательного процесса. 2. Апробировать электронный образовательный ресурс как технологию обучения и метод электронного образования.
3. Подобрать задания с практическим содержанием, развивающие творческие способности суворовцев и интерес к предмету, а также материалы для подготовки к ЕГЭ по информатике.
5.

Задачи
1. Создать информационно - образовательное пространство, направленное на индивидуализацию обучения, интенсификацию учебной деятельности суворовцев, формирование современных общих и предметных компетенций. 2. Интегрировать цифровой образовательный учебник в реальный учебный процесс. 3. Апробировать электронный образовательный учебник «Информатика и ИКТ» в параллели суворовцев 10-х классов. 4. Формировать информационную культуру суворовцев, повысить качество образовательной и профессиональной подготовки суворовцев в области применения современных информационных технологий. 5. Защитить воспитанников училища от информации, способной причинить вред их здоровью и развитию. 6. Повысить мотивацию суворовцев к самостоятельной исследовательской и проектной деятельности.
6.

Образовательная среда
Техническое оснащение кабинета информатики и ИКТ позволяет успешно организовывать учебный процесс на уроках информатики и ИКТ. 2 кабинета имеют по 14 рабочих мест – компьютеры Pentium 4. Для объяснения материала используется демонстрационно-компьютерный комплекс. Хорошее оснащение кабинета (техническое и программное) позволяет обеспечить научную организацию труда преподавателя и суворовцев, создавать доброжелательный психологический микроклимат, обеспечивать достаточно высокий уровень обучения, осуществлять постоянную работу по развитию умственных и творческих способностей суворовцев.
7.

Методы исследования
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений используются следующие методы исследования Эмпирические методы: - изучение и анализ документов, - педагогическое наблюдение, - изучение и обобщение опыта, - мониторинг, - эксперимент. Теоретические методы: - теоретический анализ; - сравнение;
- классификация
8.

Прогнозируемые результаты
1. Организация учебного процесса на современном техническом и методическом уровне. 2. Повышение результативности обучения суворовцев и профессионализма педагогов. 3. Повышение ИКТ-компетентности и ИКТ-грамотности суворовцев и педагогического состава училища. 4. Сформированность информационной и проектной культуры суворовцев и педагогов. 5. Создание оптимальной модели единой информационной образовательной среды, ориентированной на индивидуализацию и социализацию обучения. 6. Использование дистанционного обучения.
II. Описание проектной работы
Электронная информационно-образовательная среда получила своё развитие в начале этого учебного года и функционирует на внутреннем портале училища. Урок информатики отличается от других учебных предметов: во-первых, наличием специальных технических средств задействованных в учебном процессе; во-вторых, компьютерный класс организован особенным образом: каждый ученик имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой – доступ к общим ресурсам. Ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках. в-третьих, именно на уроках информатики самостоятельная деятельность направлена на создание собственного, личностно-значимого продукта. При проектировании данного продукта учитывались особенности организации процесса обучения информатике. Авторы проекта стремились сделать такой учебник, который отвечал бы современным требованиям и применение которого на уроках и самоподготовки не вызывало сложностей ни у суворовцев, ни у преподавателя. Для успешного использования в учебном процессе ЭУ по информатике, в электронный продукт включили ряд обязательных компонентов:
1. Блок теоретического материала, разбитый на небольшие, но логически завершенные фрагменты, содержащие основную информацию, подлежащую усвоению. 2. Набор лекций в виде презентаций по каждой из изучаемых тем, использование которых позволит преподавателю облегчить подготовку к уроку и интенсифицировать процесс усвоения суворовцами знаний. 3. Блок формирования знаний, умений и навыков, содержащий виртуальные демонстрации, практические работы, комплекс разноуровневых количественных и качественных задач по каждой теме. 4. Блок контроля знаний суворовцев по каждой теме, содержащий разноуровневые задания и тесты. 5. Справочник, включающий таблицы данных и формулы, не вошедшие в раздел теории, но необходимые для решения задач и разработки алгоритмов (программ). 6. Блок заданий на самоподготовку, которые можно использовать для закрепления материала, для развития индивидуальных способностей суворовцев. Индивидуальные задания используются в воспитательных целях, а также для развития способностей особо одарённых воспитанников. На этапе объяснения нового материала преподаватель использует встроенные презентации, что позволяет повысить наглядность предъявляемого материала. Содержание лекций продублировано в блоке теоретического материала. Это способствует активному усвоению материала суворовцами (они не тратят время на запись лекции, что позволяет сконцентрироваться на понимании нового материала, задавать вопросы прямо по ходу лекции). Меняется и характер взаимодействия преподавателя и суворовца. Теперь педагог не просто рассказывает, он обсуждает с суворовцами материал лекции, а суворовцы делают необходимые, с их точки зрения, записи в рабочие тетради, связанные с используемым электронным учебником. Далее целесообразно организовывать индивидуальную работу суворовцев с использованием ЭУ. Ребята, выбирая индивидуальную траекторию освоения темы, тем не менее находятся под неявным управлением системы «учебник- тетрадь-компьютер». Преподаватель превращается в консультанта и лишь на самом последнем этапе фиксирует успешность усвоения материала, основываясь на оценке выполненных заданий и ответах суворовцев при тестировании, при рефлексии. В блоке формирования знаний, умений и навыков электронного учебника включены и задания по подготовке к ГИА и ЕГЭ по информатике. Зайдя на внутренний портал, суворовцы всегда могут получить необходимые консультации благодаря материалу электронного учебника или общению с преподавателем через форум. Требования новых стандартов ориентируют педагогов на переход от традиционных технологий к технологиям обучения на основе «учебных ситуаций»; проектной деятельности; информационных и коммуникационных технологий; активных форм обучения. Современный проект суворовца – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.
Учебных проектов, реализуемых в рамках предмета «Информатика и ИКТ» не так много. Количество учебных проектов может быть расширено межпредметными проектно-исследовательскими работами. Технологический компонент информатики в ходе выполнения проектной работы нацеливает исследовательскую деятельность суворовцев на метапредметные результаты обучения, связанные с использованием средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. Как итог – суворовцы, работая над проектом (мини-проектом), получают информацию, общаются, совершенствуют свои знания, чувствуют себя увереннее в современном информационном обществе. Конечно, использование межпредметных связей – одна из наиболее сложных методических задач преподавателя. Она требует знаний содержания программ и учебников по другим предметам. Реализация межпредметных связей в практике обучения предполагает сотрудничество преподавателя информатики с другими преподавателями-предметниками, взаимопосещение уроков и посещение открытых мероприятий. Для эффективности проведения таких уроков мы используем разработанные преподавателями-предметниками электронно-иллюстрированные материалы, расположенные на внутреннем портале электронной информационно-образовательной среды нашего училища. Электронные учебники по предметам содержат не только материалы уроков образовательного процесса, но и интересные факты, видеоматериалы, справочную информацию, биографические справки, статьи и др.. При решении задач на базе знаний предмета математики, учащиеся используют материалы, опубликованные на динамическом сайте «Мир математики», созданном суворовцами 11 класса физико-математического профиля.
III.

Выводы
При создании электронного учебника мы старались создать электронный продукт простой и надежный в управлении. В настоящее время существует большое количество различного рода Интернет-технологий, предлагаемых для использования при преподавании и изучении учебных предметов, однако они носят разрозненный характер, поэтому их трудно использовать в учебно- воспитательном процессе. Разработанный электронный учебник – не попытка заменить преподавателя, ведь всем известно, что живое человеческое общение не может заменить ни одна компьютерная технология. Основная цель данного продукта – создать современные комфортные условия для формирования научного мировоззрения суворовцев при изучении информатики. Электронный учебник позволяет облегчить работу преподавателя, избавить его от монотонной, иногда многочасовой проверки работ, внести в деятельность больше элементов творчества. Подводя итог, отметим, что использование электронного учебника на различных этапах занятия позволяет решить следующие задачи: 1. Индивидуализация, дифференциация обучения. 2. Стимулирование разнообразной творческой деятельности суворовцев.
3. Развитие навыков самоконтроля, привычки к рефлексии. 4. Изменение роли ученика в процессе от пассивного наблюдателя до активного исследователя. 5. Формирование навыков исследовательской деятельности. 6. Обеспечение доступа к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам. Дидактические материалы, размещенные по определенным разделам электронного учебника, не должны оставаться статичными. Необходимо постоянно осуществлять обновление учебных материалов. Эффективность работы в электронной информационно-образовательной среде училища определит время, но уже сегодня понятно, что информационная образовательная среда развивается, уровень информационной культуры преподавателей и суворовцев повышается, а сетевое взаимодействие становится востребованным.

IV.

Список литературы
1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Электронный ресурс] // Режим доступа: 2. Угринович Н. Информатика и ИКТ: учебник для 10 класса - \М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. 3. Электронная образовательная среда училища. [Электронный ресурс] // Режим доступа:
Приложение 1 Пример1. Раздел 2. Графика в QBASIC Пример 2. Раздел 6. Технология обработки числовой информации
Пример 3. Раздел 7. Основы объектно-ориентированного визуального программирования.
Приложение 2
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
ТЕМА УРОКА
:
«Построение графиков функций». МЕТОДИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ : Активизация познавательной деятельности обучающихся с использованием элементов ИКТ технологии. УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ: 1. Повторить алгоритм построения графиков функций, форматы и назначения операторов графики и цикла с параметром. 2. Усвоить назначение и форматы операторов View и Window. 3. Сформировать навыки составления алгоритма построения графика функции на языке Qbasic. РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ: Развивать компетентности: учебно-коммуникативные, учебно-интеллектуальные, учебно-организационные, учебно-информационные. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ: 1. Воспитывать учебно-познавательную активность суворовцев, интерес к предмету. 2. Формировать ответственность, трудолюбие, организованность в работе на уроке. ТИП УРОКА: урок формирования умений и навыков
.
ВИД УРОКА: комбинированный. МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: Интерактивная доска, аудиовизуальная информация, материалы единой электронной образовательной среды. УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Повторение алгоритм построения графиков функций, форматы и назначения операторов графики и цикла с параметром. 2. Знакомство с операторами View и Window и алгоритмом построения графика функции на языке Qbasic. 3. Применение знаний операторов графики, цикла с параметром и алгоритма построения графика функции в общем виде для решения задач на ПК.


п/п

Название

современных

образовательных

технологий,

применяемых в

УВП

Этапы урока/занятия, на

которых технология

применяется

Компетенции
1
ИКТ технология

Практическая работа
Выполняют задания практической работы, используя материалы единой электронной образовательной среды училища.
ИКТ-компетенции:
умение использовать возможности внутреннего портала училища;
информационные:
получать, систематизировать и использовать в новых условиях информацию, размещенную в электронном учебнике по информатике.


Со Содержание урока

Время

Работа


суворовцев
I II III IV
Организация начала урока

Объявление темы и целей урока
Товарищи суворовцы, на прошлом занятии мы применили циклические алгоритмы для решения задач на построение графических изображений. Целью сегодняшнего занятия является применить знание операторов графики и циклических алгоритмов для построения графиков функций. Для достижения указанной цели в ходе урока нами будут рассмотрены следующие вопросы: 1. Повторение алгоритма построения графика функции. 2. Знакомство с операторами View и Window, используемых при построении графиков в языке программирования QBasic. 3. Составление программы построения графиков. 4. Построение графиков на ПК.
Актуализация опорных знаний
Вспомним, как вы строите графики функций на уроках математики? Какие операторы вам понадобятся, чтобы запрограммировать этот алгоритм? Назовите назначение и расшифруйте аргументы следующих операторов.
Изучение нового материала
2 мин 2 мин 8 мин 12 мин Рапорт ЗКВ. Приветствие взвода. Слушают. Отвечают на вопросы преподавателя, слушают отвечающих. Слушают. Отвечают на вопросы преподавателя.
V
Практическая работа.
Вариант 1 1. Постройте график функции
y = |x|
2. Решите уравнение 7 x + 4 x 2 + 5 = 0,6 x 2 − 5 x + 9,5 , используя программу построения графиков функций
1) x + 1 = 0

2) x

2

– 4 = 0

3) х

3

= – х

2

+ 2
Вариант 2
1.
Постройте график функции
y = -2x

2

+ 6x + 5
2. Решите уравнение 7 x + 4 x 2 + 5 = 0,6 x 2 − 5 x + 9,5 , используя программу построения графиков функций
1) х

3

– х

2

= 0

2) |x

2

- 5| + 1= 0

3) x + 1 = x

2

– 5
Критерии оценки На «3» - №1 и №2(1) На «4» - №1, №2(1,2) 15 мин Решают задачи на ПК.
VI VII На «5» - №1, №2(1,2,3)
Подведение итогов урока.
Подведение итогов выполнения практической работы (Приложение 1), постановка задач на следующий урок.
Задание на самоподготовку.
5мин 1 мин Заполняют опросный лист (Приложение 2) Слушают.
Приложение 1 Вариант 1 1. Постройте график функции
y = |x|
2. Решите уравнение 7 x + 4 x 2 + 5 = 0,6 x 2 − 5 x + 9,5 , используя программу построения графиков функций
1) x + 1 = 0

2) x

2

– 4 = 0

3) х

3

= – х

2

+ 2
Критерии оценки На «3» - №1 и №2(1) На «4» - №1, №2(1,2) На «5» - №1, №2(1,2,3)
Вариант 2
1.
Постройте график функции
y = -2x

2

+ 6x + 5
2. Решите уравнение 7 x + 4 x 2 + 5 = 0,6 x 2 − 5 x + 9,5 , используя программу построения графиков функций
1) х

3

– х

2

= 0

2) |x

2

- 5| + 1= 0



3) x + 1 = x

2

– 5
Критерии оценки На «3» - №1 и №2(1) На «4» - №1, №2(1,2) На «5» - №1, №2(1,2,3)
Приложение 2