"Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе"

Автор: Филиппова Римма Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1415 с углубленным изучением английского языка
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе"
Дата публикации: 12.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе
В учебно-методической литературе всегда подчёркивается необходимость развития индивидуальных способностей учащихся, создание благоприятных условий для всестороннего их развития, воспитания творческой личности. Один из этапов урока русского языка в начальной школе – словарно- орфографическая работа, заключающаяся в изучении правописания слов, не проверяемых правилами, трудных по написанию или малоизвестных школьникам по значению. Её цель – создать условия для прочного запоминания непроверяемой буквы, пробудить интерес к слову, развить интеллектуальные качества, создающие функциональный базис для самообразования. Для этого необходима постоянная системная работа над словом. Все непроверяемые слова могут быть разделены на тематические группы по 5-6 слов в I-м классе, 7-8 во II-м классе, 9-12 в III-IV классах. Работа с одной группой слов проводится как в классной, так и в домашней работе. Дома дети выполняют задания по определённой схеме.
Понедельник
: написать слова, выделить непроверяемую букву, поставить ударение. С одним из слов составить предложение, состоящее из 5-6 слов.
Вторник
: написать слова, выделить непроверяемую букву, подчеркнуть красным карандашом гласные, зелёным — мягкие согласные, синим — твёрдые согласные. С одним из слов составить предложение. Подчеркнуть подлежащее и сказуемое.
Среда
: написать слова в алфавитном порядке. Указать количество букв и звуков в слове.
Четверг
: написать слова, деля их для переноса. С одним из слов составить предложение.
Пятница
: провести словарный диктант (домашнего задания в этот день нет). В классе работа проводится с той же группой слов, но включаются слова из ранее изученных групп. Как правило, после подобной работы ошибки в словарных словах изученной группы – большая редкость. 1. Рассмотрим группу слов по теме «деревня» (II класс): Деревня, лопата, молоко, корова, петух, собака. Сначала ученики записывают слова, изученные в I классе: корова, собака, петух. Они выделяют непроверяемую букву, делят слова на слоги, ставят ударение. Далее учитель демонстрирует карточку с новым словарным словом: лопата. Ученикам предлагается попробовать проверить безударную гласную. Дети делают вывод: безударную гласную надо запомнить, т.к. проверить её нельзя. Затем класс читает слово хором орфографически по слогам, ставит ударение. После этого учитель рассказывает об этимологии слова: в старину существовало слово «лоп», означающее «плоское расширение, лист». От этого слова образованы такие слова, как «лопух», «лопасть», «лопоухий». Лопух – большой лист. Лопата, лопасть имеют также как и лопух, широкую поверхность. Затем дети вместе с учителем могут подобрать к данному слову прилагательные или глаголы. Лопата (какая?) старая, новая, ржавая, железная, острая, тупая. Лопата (что делает?) стоит, лежит, падает. Возможен также подбор синонимов: лопата — заступ (металлическая лопата для земляных работ). Работа с остальными словами данной группы проводится аналогично.
2. На уроках развития речи учитель предлагает придумать историю, состоящую из 3-4 предложений с использованием слов изучаемой группы. У детей получаются интересные импровизации, например, предложения по теме «город» (III класс). «Мы подъехали к городу на машине и увидели трубы большого завода. На нём трудится много рабочих. Хорошие автомобили выезжают из ворот этого завода. Скоро мы увидим их на улицах Москвы». 3. Необходимо пропустить словарное слово через сознание ребёнка. Для этого на уроках можно использовать упражнения, которые свяжут орфограмму с ярким ассоциативным образом. Например, слово из группы «огород» - горох. Необходимо проверить безударную гласную «о». Дети делают вывод о том, что безударную гласную проверить нельзя, её нужно запомнить. «Давайте превратим гласную «о» в горошину, она такая же круглая, как буква «о», — говорит учитель. Создан «образ» буквы на основе ассоциации. Таким образом, работа со словарными словами проходит быстро, увлекательно и плодотворно. 4. После того, как изучены все слова из одной группы, учитель проводит углублённую работу по их запоминанию: предметно-картинные словарные диктанты, выборочные диктанты, лингвистические упражнения. Например, на доске записаны слова в два столбика (группа «школа»): дежурный пишет ребята лежит учитель убирает тетрадь объясняет ученик смеются – Что общего у слов первого столбика? – Эти слова обозначают предмет. – Что общего у слов второго столбика? – Они обозначают действие предмета. Необходимо подобрать к каждому слову из первого столбика соответствующее ему слово из второго столбика. 5. На доске записаны поговорки: В сентябре огонь и в поле, и в избе. Октябрь землю кроет, где листиком, где снежком. Ноябрь – сентябрю внук, октябрю сын, зиме родной брат. Декабрь год кончает, а зиму начинает. Январь – году начало, зиме середина. Февраль – месяц лютый, спрашивает, кто обутый. Задание: прочитай поговорки. Какой темой они объединены? Выпиши названия зимних месяцев. 6. К каждому слову подбери синоним из словарных слов (IV класс): автомашина (автомобиль), полевод (агроном), пожитки (багаж), разговор (беседа), книгохранилище (библиотека), село (деревня), путь (дорога), начальник (командир), судно (корабль).
7. В каждом столбике найди лишнее слово (III класс): воробей суббота хороший ворона четверг чёрный соловей пятница (однажды) (заяц) понедельник жёлтый петух (февраль) субботний К существительным первого столбика подбери прилагательные (какой? какая? какое? какие?). К прилагательным из третьего столбика существительные (кто? что?). Словарно-орфографическая работа, проведённая таким образом, помогает достичь желаемых результатов, увлекает и развивает младших школьников. Библиография 1. Ерёмина О.А., Кривенкова М.М. Я выучу словарные слова! Сборник задач и упражнений по русскому языку для 3 класса. – М.: Грамотей, 2005 2. Начальная школа. 2004. №7. С. 25-28 3. Ушакова О.Д. Словарные слова: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008
Филиппова Римма Борисовна ГОУ СОШ №1415 г. Москвы, учитель начальных классов г. Москва, ул.Декабристов, д.36, к.1, кв.160 8-903-003-50-10 klar_da@mail Аннотация В статье затронуты проблемы работы над словами с непроверяемым написанием. Приведено несколько видов работ, формирующих навыки правописания, предложены упражнения, которые соответствуют основным темам, изучаемым в школе. Ключевые слова: Словарные слова, непроверяемое написание, начальная школа, словарно- орфографическая работа, правописание.