"Формы работы с родительской общественностью в образовательной организации"

Автор: Иванова Алла Владимировна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: "Основная школа станции Тулебля"
Населённый пункт: ст.Тулебля, Старорусский район, Новгородская область
Наименование материала: реферат
Тема: "Формы работы с родительской общественностью в образовательной организации"
Дата публикации: 28.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

1 РЕФЕРАТ на тему: «Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении» ВЫПОЛНИЛА: Иванова Алла Владимировна «Основная школа станции Тулебля» учитель начальных классов
2 СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение. Актуальность выбранной темы ………………………...2 2. Основная часть 2.1. Содержание взаимодействия родительской и педагогической общественности в решении проблем современного образования…4 2.2. Ожидаемые результаты взаимодействия специалистов образования с родителями……………………………………………7 2.3. Принципы организации совместной работы родителей и образовательного учреждения………………………………..8 2.4.Основные задачи и функции организации совместной работы родительской общественности и образовательного учреждения....9 2.5. Основные направления сотрудничества семьи и школы……11 2.6. Формы и методы работы по взаимодействию семьи и школы в современных условиях…………………………………………………12 3. Заключение………………………………………………………………15 4. Список используемой литературы……………………………………..17 5. Приложение………………………………………………………………18
1.

Введение

3 Одним из механизмов реализации системы государственно- общественного управления является создание условий для конструктивного партнерства общеобразовательных учреждений и родительской общественности. Родительская общественность недостаточно информирована и привлечена к решению проблем регионального образования. Кроме того, родители, как основные заказчики образовательных услуг, не в полной мере могут осуществлять общественный контроль их качества, не всегда располагают достаточной информацией о состоянии дел в образовательном учреждении, перспективах развития образования. Эффективность участия родителей в управлении требует от них не- обходимых знаний в вопросах нормативной документации, реализации образовательных программ, программы развития образовательного учреждения. Многие родители нуждаются в повышении своей компетенции в вопросах воспитания и обучения, сопровождения введения ФГОС основного общего образования, профориентационной работы, профильного обучения, профилактики правонарушений и девиантного поведения, защиты прав детей и семьи. Необходимость психолого-педагогического просвещения (обучения) родителей обусловлена рядом причин: • потребностями современного общества, характерной особенностью которого является изменение социокультурной ситуации (необходимость обеспечения взаимодействия семьи и школы в процессе формирования ценностных ориентиров у подрастающего поколения); • инновационным отечественным и зарубежным опытом воспитания подрастающего поколения; • открытостью современного педагогического сообщества (в том числе родительского) обществу, прошлому опыту, инновациям. Современная ситуация в сфере воспитания требует создания новой, более эффективной системы социально-педагогического сопровождения
4 семьи, построения новых отношений между институтом семьи и образовательными учреждениями. Организация такого процесса требует глубокого осмысления сущности изменений, происходящих в обществе, согласования позиций, выработки концепции, принимаемой педагогическим и родительским сообществом.
Актуальность
участия родительской общественности в решении проблем современного образования заключается в создании системы работы по развитию государственно-общественного управления с целью повышения качества образования, наиболее эффективного сотрудничества семьи и школы, создания воспитывающей среды и здоровьесберегающих условий для детей и подростков различных социальных групп. Реализация прав педагогов, обучающихся и родителей на участие в управлении образовательным учреждением. Укрепление коммуникативных связей между участниками образовательного процесса и межведомственное взаимодействие заинтересованных ведомств. Повышение правовой грамотности родителей и педагогов, родительский всеобуч. Создание условий для развития гражданской активности, накопления опыта организации реальных социально значимых дел и обеспечение условий для формирования активной жизненной и гражданской позиции всех участников образовательного процесса. Важный ресурс укрепления связи семьи и школы – расширение сотрудничества с органами местного самоуправления, образовательными учреждениями, родительской и педагогической общественностью. Одним из механизмов реализации системы государственно-общественного управления является создание условий для конструктивного партнерства общеобразовательных учреждений и родительской общественности.
2.

Основная часть

5
2.1.

Содержание и формы взаимодействия родительской и

педагогической общественности в решении проблем

современного образования
Современная ситуация в сфере воспитания требует создания новой, более эффективной системы социально-педагогического сопровождения семьи, построения новых отношений между институтом семьи и образовательными учреждениями. Организация такого процесса требует глубокого осмысления сущности изменений, происходящих в обществе, согласования позиций, выработки концепции, принимаемой педагогическим и родительским сообществом. А для этого необходима соответствующая система условий, стимулирующая родителей к собственному педагогическому образованию, повышению педагогической культуры, связанной с: • запросами и потребностями развивающейся личности ребенка (подростка); • спецификой процесса его личностного становления и профессионального самоопределения; • опорой на предшествующий опыт родителей и процесс их педагогического просвещения. Условием взаимодействия родительской общественности и педагогического коллектива является: • согласование воспитательных позиций, ценностей, целей, задач, норм на разных этапах развития детей; • выработка единых подходов и требований в воспитании детей с учетом потребностей и особенностей их возраста, ключевых задач развития на каждом возрастном этапе развития, пола, здоровья, темперамента и т.д. Важнейшим начальным этапом сотрудничества учреждения и семьи является полная информация о социально-экономической, психолого- педагогической ситуации жизни ребенка. В стратегию деятельности педагогов на пути сотрудничества с семьей входит организация
6 взаимодействия родителей, возможности контакта которых в обычной жизни ограничены. И традиционных полуформальных родительских собраний недостаточно. Действенной может оказаться форма так называемого университета для родителей, организация которого находится в прямой зависимости от творческого отношения педагогов и врачей, работающих с детьми, и от взаимной готовности родителей и педагогов к конструктивному диалогу. Очевидно, на этапе адаптации родителей к коллективу сотрудников учреждения и родителям других детей следует больше внимание уделять лекционной форме работы университета, преследующей цель ознакомления родителей с базовыми принципами взаимодействия с детьми. В процессе упрочения отношений и установления взаимопонимания (проведение первых занятий целесообразно доверить психологу) приобретает смысл постепенный переход к беседам, дискуссиям, семинарам и другим формам работы. Кульминацией развития университета может считаться момент установления межличностных контактов, взаимная психологическая поддержка, обмен воспитательного опыта. Такое развитие отношений «педагог – родитель – родитель» позволяет перейти от формального отношения к проблемам ребенка к конструктивному их решению, реализуемому во взаимодействии. На этом этапе психологу и педагогам отводится роль направляющей, регулирующей и консультирующей силы. Уже на начальном этапе работы с родителями необходимо профилировать возможную степень включенности их в работу, объем работы, на который способны родители с учетом различных факторов (профессиональной занятости, материального положения, уровня образования, жилищно-бытовых условий и т. д.); оценивать степень их готовности к сотрудничеству со специалистами разного профиля. В практике достаточно часто встречаются случаи, когда родители на начальном этапе выражают полную готовность к совместной работе, но, столкнувшись с необходимостью систематических и весьма трудоемких занятий с ребенком в течение длительного времени, прекращают деятельность. Поэтому родителей с первой встречи необходимо
7 психологически готовить к сотрудничеству со специалистами, причем не к формальному, а к добросовестному и инициативному выполнению всех поручаемых этими специалистами задач.

2.2.
Ожидаемыми результатами взаимодействия специалистов

образования с родителями являются
: • повышение уровня психологической компетентности;
8 • расширение навыков диалогического общения; • повышение степени осознанности своего поведения; • выработка эффективных моделей семейного взаимодействия; • привлечение к сотрудничеству со школой. Проблемное поле педагогического образования родителей представлено следующими блоками: 1. Здоровье учащихся, коррекция отклонений, пропаганда здорового образа жизни, повышение стрессоустойчивости личности. 2. Обновление системного психолого-педагогического сопровождения родителей учащихся образовательного учреждения в реализации ими воспитательной функции семьи. 3. Психолого-педагогическое сопровождение воспитанника в тяжелой жизненной ситуации его семьи.
2.3.Принципы организации совместной работы родителей и

образовательного учреждения:

9 • первоочередного права родителей на воспитание детей (родители в первую очередь несут ответственность за развитие, здоровье и благополучие своих детей); • достоверности информации (сообщаемая информация должна опираться на научные (медицинские, психологические, педагогические, физиологические, юридические и др.) факты); • практико-ориентированности информации (информация, рекомендованная родителям, должна быть максимально доступной для использования в жизни); • взаимного сотрудничества и взаимоуважения (доверительные взаимоотношения педагогов с родителями учащихся, а также конструктивный поиск решения возникающих проблем воспитания детей); • развития (личности, системы отношений личности, процессов жизнедеятельности); • гуманизации отношений и общения; • системности воспитательных воздействий на ребенка; • преемственности семьи и школы в становлении социокультурного опыта ребенка. Ведущая идея системы работы педагогического коллектива школы с родителями – установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов. Данная идея реализуется на основе и с учетом поставленных задач ФГОС по организации совместной деятельности родителей и образовательного учреждения, направлений содержания деятельности, набора специальных методов и форм работы.
2.4. Основные задачи и функции взаимодействия родительской

общественности и образовательным учреждением.

10 Функции взаимодействия семьи и школы: Информационная. Воспитательно – развивающая. Формирующая. Охранно – оздоровительная. Контролирующая. Бытовая. Основные задачи организации совместной работы школы и родителей: 1) объединение усилий педагогов, родителей учащихся по организации внеурочной деятельности; 2) информирование родителей о возможностях внедрения в образовательных учреждениях ФГОС, ключевых позициях и особенностях Федерального образовательного проекта (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы); 3) создание условий для вовлечения родителей в учебно- воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы); 4) привлечение родителей к управлению школой (совет школы, родительские комитеты) и др. Привлечение родителей к управлению образовательным учреждением, образовательным процессом: • создание управляющего совета; • организация деятельности родительского комитета; • организация деятельности клуба молодой семьи; • разработка системы договоров между родителями и школой; • беседы с учителями по обмену мнениями и пожеланиями совершенствования образовательного процесса; • обеспечение (материальное и техническое) образовательного процесса с учетом возможностей и желаний родителей. Работа в составе школьного совета:
11 • участие родительского комитета в разработке устава школы; • участие в работе школьных и общественных советов (родительских советов, попечительских советов, управляющих советов и в других формах). • проведение общешкольных классных родительских собраний, в рамках которых происходит ознакомление с основными положеними ФГОС, а также участие родительской общественности в разработке плана реализации ФГОС. Формы участия родителей в управлении ОУ: • социальные заказчики образовательных услуг и исполнители дополнительных образовательных услуг; • эксперты качества образования; • защитники прав и интересов ребенка.
2.5.

Основные направления сотрудничества семьи и школы
 Единство требований к учащимся.
12  Согласованность действий (законы, защищающие семью и ребенка, знание обеими сторонами психологических особенностей ребенка).  Взаимодополнение влияний (авторитет родителей, личность учителя, единая трактовка влияния улицы, средств массовой информации).  Преодоление недостатков в формировании личности (работа с детьми, находящимися в особо трудных условиях, психологическая коррекция).  Совместная работа по закреплению и развитию успехов ребенка.  Повышение педагогической культуры родителей.  Различные формы сотрудничества с родителями.
2.6.

Формы и методы работы по взаимодействию семьи и школы в

современных условиях
Включение семьи в деятельность воспитательной системы школы основано на:
13 - гуманистическом стиле общения и взаимодействия; - уважительном отношении семьи и школы к ребенку и друг другу; - систематическом повышении психолого-педагогического уровня учителей и родителей; - умении конструктивно подходить к разрешению конфликтов. Прежде чем начать работу с семьей необходимо изучить ее. В нашей школе мы применяем следующие методы: Формы работы с родителями Встречи за «круглым столом». Родительские собрания. Индивидуальные встречи «разговор по душам». Встречи с директором школы. Психолого-педагогические консультации. День открытых дверей. Конференции отцов. Психологические тренинги. Родительский лекторий для различных групп риска (неполные семьи, многодетные, мелообеспеченные, родители опекаемых детей). Школа молодых родителей. Письменный телефон доверия. Совместные праздники. Семейные конкурсы. Посещение семьи. При работе с родителями в нашей школе мы используем дифференцированный подход. Это позволяет классному руководителю составить конкретный план работы с семьей. Дифференцированный подход в работе с родителями
14 Дифференцированный подход строится на выделении 5-ти типов семей, сгруппированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка. Выделяют следующие типы семей: 1 тип : Семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Частое вмешательство педагога здесь не нужно, хотя отдельные советы и предостережения, связанные с особенностями воспитания, не исключаются. 2 тип: Семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей. Дети могут быть в центре «особых» забот родителей, в связи с чем у ребенка развиваются эгоистические тенденции, что безусловно требует внимания педагога. 3 тип
:
Конфликтные семьи. В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном воспитании нет и речи, все пущено на самотек. Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека. 4 тип
:
Внешне благополучные семьи, в которых процветает бездуховность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена. Но некоторые дети хорошо усваивают психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна. 5 тип
:
Неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания педагога, общественности, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей. Методы изучения семей
15 Наблюдение. Подключенное наблюдение (подключение психолога, актива класса, инспектора ОДН и др.) Индивидуальные беседы. Тестирование. Анкетирование. Диагностика. Деловые игры. Анализ детских рассказов и рисунков о семье. После чего классный руководитель заполняет социальный паспорт семьи. Чтобы работа с родителями давала конкретные результаты необходимо использовать различные формы работы.
3.

Заключение
Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат
16 воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками. Семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребенка. Именно здесь он рождается (желанный или нежеланный), здесь получает зачатки физического и духовного развития (позитивные либо негативные), первые знания об окружающем мире, здесь формируются первые навыки и умения во всех видах деятельности, изначальные критерии оценки добра, истины, красоты. Здесь протекает большая часть его жизнедеятельности, закладываются основы его отношений с миром, т.е. начинается процесс воспитания. Семья со школой создает тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность либо неуспешность всего учебно-воспитательного процесса Современная семья развивается в условиях качественно новой противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей, решение проблем экономического, а порой и физического выживания, усилило социальную тенденцию самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
17
4.

Список используемой литературы
1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223. - (Стандарты второго поколения).
18 2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Уч.издание /сост. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А.. М - 2010. С.23. 3. Справочник заместителя директора по воспитательной работе. //Центр «Педагогический поиск», М., 2002. 4. Ажнина О.В. Формирование позитивных детско-родительских отношений: выступление на педсовете / О.В. Ажнина // Научно-методический журнал заместителя директора по воспитательной работе. – 2009. - № 5. С. 47-52 5. Белякова Л.Ю. Восстановление воспитательных функций семьи и школы / Л.Ю. Белякова // Научно-методический журнал заместителя директора по воспитательной работе. – 2006. - № 6. С. 18-24. 6. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе/ М.И.Рожков, Л.В.Байбородова. – М.: Изд-во центр ВЛАДОС, 2000. – 255 с. 7. Степанов Е.Н. педагогу о воспитательной системе школы и класса: Учебно-методическое пособие. М.: Творческий центр «Сфера», 2004. 8. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности/ Д.И.Фельдштейн. – Избр. тр. в 2 т. – М.; Воронеж: МПСИ НПО 2005. – 566 с. 9. Цабыбин С.А. Взаимодействие школы и семьи (педагогический всеобуч)// Издательство «Учитель», Волглград, 2004. 10. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. М., 2001.