"В гостях у пропорциональности"

Автор: Власенко Нина Михайловна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: "Ленинская средняя общеобразовательная школа №1"
Населённый пункт: г.Ленинск, Волгоградская область
Наименование материала: конспект
Тема: "В гостях у пропорциональности"
Дата публикации: 13.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Конспект урока

«

В гостях у пропорциональности

» 6 класс
Власенк
о
Нина Михайловна учитель математики Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Ленинская средняя общеобразовательная школа №1» Ленинского муниципального района Волгоградской области.
Цели урока:
Образовательные: - повторить, обобщить и систематизировать знания по теме « Пропорциональность», выявить и устранить пробелы в знаниях, подготовить к предстоящей контрольной работе. Развивающие: - развивать вычислительные навыки, познавательный интерес; - способствовать формированию умений применять приемы сравнения, обобщения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию; - развитие математического кругозора, мышления, памяти; - развивать коммуникативные навыки при работе в группах Воспитательные: - воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего мира, создавать условия для реализации самооценки учащихся, реализации его как личности; - воспитание усидчивости, необходимого для данного возраста.
Задачи:
- выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме; - обобщить материал по данной теме.
Тип урока:
- урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений.
Вид урока:
- комбинированный.
Формы работы на уроке:
- групповая, фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения:
- словесный, практический, наглядный, проблемный.

Оснащение урока:
1. Раздаточный материал (карточки с дифференцированными заданиями); 2.Сигнальные карточки, рабочие тетради; 3. Компьютер, проектор, презентация. 4. Магнитики.
Структура урока:
1. Организационный момент, сообщение цели и задач урока. 2.Устный счет. 3. Повторение и систематизация теоретических знаний. 4. Повторение и систематизация практических ЗУНов. 5.Физкультминутка, гимнастика для глаз. 6. Рефлексия. 7.Подведение итогов, постановка домашнего задания.

Ход урока:
Деятельность учителя Деятельность учащихся 1. Организационный момент, сообщение цели и задач урока. - Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Сегодня у нас обобщающий урок по теме « В гостях у пропорциональности». (
1 слайд)
Откройте тетради, запишите число, классная работа. Чтобы отправиться в гости, мы должны подготовиться, проведем разминку в виде устного счета. Сегодняшний урок посвящен закреплению темы. Наша цель - повторить, обобщить и систематизировать знания по теме « Пропорциональность », выявить и устранить пробелы в знаниях, подготовиться к предстоящей контрольной работе. Я помогу вам систематизировать знания, а вы поможете ответить мне на вопрос:
как красоту и

гармонию объясняет пропорция?
(
2 слайд)
В ходе урока мы повторим знакомые нам понятия: (
3 слайд)
 Отношения и пропорции  Пропорциональные величины  Деление в данном отношении 2. Устный счет Чтобы отправиться в гости, мы должны подготовиться, проведем разминку в виде устного счета. Записываю в тетрадях число, классная работа. Считают устно,
Вычислить Представить в виде неправильной дроби 0,1•5 +0,19 :0,1 _________ 6,9 8,1:9 +5,3 :10 _________ 0,62 2 3 11 , 4 1 7 , Представить в виде неправильной дроби 11 4 , 19 6 5:25 (0,5,50%) 0,5 :0,3 ( 1 2 3 ) 3. Повторение и систематизация теоретических знаний; Первый этап нашего повторения Отношения и пропорции.
(

4 слайд)
Цель: 1.повторить теоретический материал 2.развивать коммуникативные навыки при работе в группах Вспомним: Что называют отношением двух чисел? Что показывает отношение двух чисел?

Прочитать отношения
(

5 слайд)
3:5; 15:34; 0,45: 3,07; 2: 6000; 1:100; 7/8 : 3/5 Молодцы, вспомнили, что такое отношение, поговорим о пропорции. (
6 слайд)
сигнальными карточками подтверждают правильность ответа. Частное двух величин, измеренных в одинаковых единицах, называют отношением этих величин. Во сколько раз первая величина больше второй. Читают вслух отношения. Верное равенство двух
 Что такое пропорция?  Как проверить, верна ли пропорция? • Как найти неизвестный член пропорции? Хорошо, молодцы! Еще раз посмотрите на запись и чтение пропорции.
( 7 слайд ) , ( 8 слайд ), ( 9 слайд )
А вы знаете, кто первым ввел в обиход слово «пропорция»?
( 10 слайд)
Цицерон был римским оратором, юристом, политическим деятелем и мыслителем I века до нашей эры. Многие из его философских работ известны и актуальны спустя 20 веков после их написания. 4. Повторение и систематизация практических ЗУНов; Задания с пропорциями встречаются на экзаменах, которые как лото требуют выбора правильного ответа. Задания по нахождению неизвестного члена пропорции выполните в тетрадях с помощью карточек лото. №1 ОТВЕТЫ БУКВА 0,4 5 = х 10 Х = 0, 8 У 8: у=20 :5 У = 2 Д у 40 = 13 10 У = 52 А Х: 2,45 = 4:2 Х = 4,9 Ч 8 32 = Х = 8,4 А отношений называют пропорцией. В пропорции произведение крайних членов равно произведению средних членов. Перемножить крайние члены и разделить на известный средний член. Работа в парах. На столах карточка с пропорцией и три карточки с ответами, на оборотной стороне которых написана буква. Учащиеся находят неизвестный член пропорции, выбирают карточку с нужным ответом и кладут ее обратной стороной. В
2,1 Х №2 ОТВЕТЫ БУКВА 1 У = 7 1,4 У = 0,2 У Х : 3 =8:6 Х = 4 С 12 20 = Х 60 Х = 36 П Х : 3=7:2,1 Х = 10 Е 0,7 :42 = 21:Х Х = 126 Х 6:х=3:1,5 Х=3 у 2 :5=х :3 Х =1,2 р 7 18 : 5 9 = х : 3 14 Х = 3 20 А Работать будете парами. На столах у вас карточка с пропорцией и три карточки с ответами, на оборотной стороне которых написана буква. Надо найти неизвестный член пропорции, выбрать карточку с нужным ответом и положить обратной стороной. В каждой паре появится буква, из них сложим слово. Итак, мы с вами повторили, как находить неизвестный член пропорции и получили слова. Так пусть на протяжении всего урока нам сопутствует УДАЧА и УСПЕХ, УРА! 5.Физкультминутка, гимнастика для глаз. каждой паре появляется буква, из них складываем слово. Буквы каждая пара прикрепляет на доске магнитиками. Получились слова УДАЧА, УСПЕХ, УРА!
Буратино потянулся, Раз – нагнулся, два – нагнулся. Руки в стороны развел, Видно ключик не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать! Утром бабочка проснулась! Раз – росой она умылась, Два - изящно покрутилась. Три - нагнулась и присела, На четыре улетела! - Следующий этап нашего урока
Пропорциональные величины

(11 слайд )
Цель: повторить теоретический материал выявить и устранить пробелы в знаниях.  На какие виды делятся все пропорциональные зависимости?
(12 слайд )
 Какая зависимость называется прямой?  Какая зависимость называется обратной? Пропорциональность, как хорошая хозяйка желает знать, а умеете ли вы решать задачи.
( 13 слайд ),

( 14 слайд )


Прочтите внимательно условие задачи, определите вид пропорциональности, запишите соответствующую пропорцию, ответе на поставленный вопрос. 1. Машинистка печатает 4страницы за 26 минут. За какое время она сможет напечатать 100 страниц? Учащиеся выполняют упражнения и делают гимнастику для глаз. Прямая пропорциональная зависимость и обратная пропорциональная зависимость. При увеличении одной из величин в несколько раз во столько же раз увеличивается и другая величина. При увеличении одной из обратно пропорциональных величин в несколько раз другая величина во столько же раз уменьшается. Один учащийся решает задачу у доски, потом идет проверка решения. Правильность ответа
2. Автобус проезжает расстояние от города до деревни со скоростью 60 км/ч за 3,6 ч. Сколько времени затратит на этот путь автомобилист, если будет ехать со скоростью 90 км/ч?
Деление в данном отношении .

(15 слайд )
А теперь немного истории. У меня в руках три прямоугольника. Прямоугольники неравные, но один из них имеет размеры 5х8. На какой прямоугольник приятнее смотреть? (Учащиеся отвечают.) Древние греки считали, что прямоугольники, у которых стороны относятся как 5 к 8-ми (стороны образуют «золотое» сечение) имеют наиболее приятную форму. Они приписывали «золотому» сечению магические свойства и использовали при расчетах. Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище с таким же соотношением сторон 5:8. Докажем пропорции, что мы можем решать задачи на деление в данном отношении .Решим задачу 7 стр.25 из рабочей тетради.
( 16 - 20 слайд )
Правильное соотношение размеров возводимых древними греками дворцов и храмов придавало этим зданиям ту необыкновенную красоту, которая сегодня восхищает нас. Окружающие нас предметы также часто дают примеры «золотого» сечения. Вы теперь сможете ответить мне на вопрос:
как красоту и гармонию

объясняет пропорция?
ответить мне на вопрос:
как

красоту и гармонию объясняет пропорция?
(
21

слайд)

7.Подведение итогов
.
«
Есть в математике нечто, вызывающее человеческий восторг» Ф. Хаусдорф Пропорция – это подтверждается сигнальными карточками. Прямоугольник , имеющий размеры 5х8. Решают задачу из рабочей тетради самостоятельно, затем проверяется правильность решения.
красота неточность хаос порядок равновесие беспорядок гармония
6. Рефлексия
Вот мы и побывали в гостях у пропорциональности. В гостях хорошо, а какое у вас настроение после похода в гости? И какое же у вас настроение после похода в гости? Если ваше настроение соответствует 1,2 или 3, поднимаете карточку зеленого цвета, а если 4 или 5- то красного. 1. ПОНРАВИЛОСЬ 2. ДОВОЛЕН СОБОЙ 3. УЗНАЛ НОВОЕ 4. БЫЛО ТРУДНО 5. УСТАЛ ДУМАТЬ Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет. Пусть добрым будет ум у вас, А сердце умным будет. С. Маршак , 7.
Постановка домашнего задания
Домашнее задание: - повторить теоретический материал, просмотреть решение уравнений и задач на пропорциональную зависимость. №116(1,2) Спасибо за урок! Красота, порядок, равновесие, гармония. Поднимают карточки соответствующего цвета. Записывают домашнее задание.