"Что узнали. Чему научились. Закрепление внетабличного умножения и деления".

Автор: Чернышова Галина Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ с.Измалково Липецкой области
Населённый пункт: с.Измалково Липецкой области
Наименование материала: Методическая разработка урока математики
Тема: "Что узнали. Чему научились. Закрепление внетабличного умножения и деления".
Дата публикации: 13.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа»

с. Измалково Липецкой области

Урок математики (ФГОС)

3 класс

«Что узнали. Чему научились»

УМК «Школа России»

Учитель начальных классов

МБОУ ООШ с. Измалково

Чернышова Галина Валентиновна

Измалково 2016


Математика

Тема урока
Что узнали. Чему научились. Закрепление внетабличного умножения и деления.
Дата
11.02.2016
Тип урока
Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
Цель

деятельности

учителя
Подготовка к контрольной работе, способствование закреплению умений выполнять вычисления, решать уравнения на основе знания связей между компонентами и результатом действий умножения и деления, внетабличного умножения и деления, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях.
Планируемые

результаты

(предметные)
Умеют решать уравнения на основе знания связей между компонентами и результатом действий умножения и деления, выполнять внетабличное умножение и деление, осуществлять арифметические действия, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок.
Универсальные

учебные действия

(метапредметные

)
Владеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользо- ваться учебником, строят несложные рассуждения, делают выводы, устанавливают причинно-след- ственные связи, проявляют познавательную инициативу, определяют трудности, видят способы их преодоления; выполняют действия по инструкциям, участвуют в диалоге, общей беседе; строят мо- нологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи; ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
Личностные

результаты
Представляют значение математических знаний в жизни человека, при изучении других школьных дисциплин, владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях и условиях; умеют находить выход из спорных ситуаций; воспринимают речь учителя и одноклассников, обращённую к ним.
Основное

содержание темы,

понятия

и термины
Числовое выражение, уравнения, задача, периметр, площадь, прямоугольник.
Образовательные

ресурсы
Учебник, презентация к уроку.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

УУД

1. Мотивирование к учебной деятельности. Оргмомент.

Титульный слайд
Приветствует учащихся. Активизирует учащихся. Эмоционально на- страивает на работу. Создаёт условия для рабочей установки на урок.


Слайд № 2 (солнышко)
Читает ученик: Встало солнышко давно, Заглянуло к нам в окно. Нас оно торопит в класс, Математика у нас! - Садитесь! - Руки? - На месте! - Ноги? - На месте! - Локти? - У края! - Спинка? - Прямая! - Повторим законы наших уроков. - Чтобы цифры и буквы сегодня ложились на строку правильно и красиво, мы сделаем пальчиковую гимнастику. Слушают учителя. Демон- стрируют готовность к уроку, организуют рабо- чее место, проверяют на- личие индивидуальных учебных принадлежно- стей на столе.
К
– планируют учеб- ное сотрудничество с учителем и сверстни- ками.
Л
– понимают значе- ние знаний для чело- века; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемо- му предмету.

Упражнения:
1. Солнышко – тучка. 2. Дождик стучит. 3. Покатать ручку между ладонями. - Вспомним девиз письма: «Красиво пишет тот, кто правильно сидит». Проверьте свою посадку. - Теперь откройте свои тетради и запишите число и вид работы.
2. Постановка цели и задач урока.

Слайд № 3 (тема урока)
Подводит к определению темы и цели урока. Ждёт нас сегодня работа важная: Что изучили – будем закреплять, Что мы знаем – будем повторять, Что забыли – будем вспоминать. - С помощью этого четверостишья сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Закрепление изученного материала) (Открываю тему на доске «Что узнали. Чему научились. Подготовка к контрольной работе») - Что бы вы хотели закрепить на уроке? (решение задач, умножение и деление двузначных чисел на однознач- ные, …) - Посмотрим, совпадают ли ваши пожелания с моими. Итак, наши задачи: (На доске - карточки с видами работы на уроке) Объясняют смысл выра- жения «здоровый образ жизни». Слушают стихотворение. Формулируют тему и цели урока.
- Оценивать свою работу вы сегодня будете сами по таблице «Мои успехи на уроке».
3. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
Проводит устный счёт.
1. Устный счёт.
В математике любая работа Не обходится без устного счёта. а) Презентация «Таблица умножения». Работа в парах (2 пары)
Слайды № 4, 5 (карточки с таблицей)

Слайд № 6 (пустой)
б) Игра «Да», «нет» - Приготовьте смайлы. Внимательно слушайте высказывания. Если вы с ними согласны, поднимайте жёлтый смайл, если нет – красный. - 5 в 3 раза меньше, чем 15 (+) - 1м = 100см (+) - 1 неделя = 10 суток (-). А сколько суток в неделе? - если 7 ∙ 7, получится 47 (-). А сколько? - если первый и второй множители 8, то произведение 64 (+) - частное чисел 14 и 2 равно 7 (+) - 1мм меньше 1см (+) - 3дм меньше 29 см (-). Почему? - 5см 7мм = 57мм (+) - периметр квадрата со стороной 4см равен 12см (-). А чему он равен? - Давайте немножко поговорим о здоровье. Как вы понимаете выражение «здоровый образ жизни»? (закаляться, заниматься спортом, гулять на свежем воздухе, не курить, не пить алкогольные напитки, не принимать наркотики …) - Чтобы укреплять здоровье, надо каждый день гулять на свежем воздухе. А в какие игры можно играть зимой на улице? (лыжи, коньки, санки, снежки, хоккей, строить крепости) в ) Решение задачи. Повторяют таблицу умно- жения с помощью презен-тации. У доски работают ученики по двое. По оче-реди читают примеры из таблицы, называют ответ, проверяют, кликая по карточкам. Внимательно слушают высказывания учителя, пишут + или -, соглашаясь или не соглашаясь с этими высказываниями. Вспоминают игры на све- жем воздухе. Готовятся к решению задачи. Производят в устные вы-
П
– устанавливают взаимосвязи в явле- ниях и процессах, осознанно и произ- вольно строят рече- вое высказывание.
Мальчики бросали снежки по мишеням. Витя набрал 12 очков. Петя набрал вдвое больше очков, чем Витя. Сколько очков набрал Петя? (24) Назовите разрядный состав числа 24. А Серёжа набрал втрое больше очков, чем Петя. Сколько очков набрал Серёжа? (72) Назовите разрядный состав числа 72. - Какие качества развивает игра в снежки? (меткость, внимательность)
- Оцените свою работу по таблице «Мои успехи на уроке».
- А сейчас я проверю, достаточно ли вы внимательны, чтобы продол- жить урок? - Как правильно записать: «7 плюс 5 равно одиннадцати или адиннадца- ти?» (12) - Кто недостаточно внимателен, соберитесь, пожалуйста. - Продолжим наш урок. числения, представляют числа в виде суммы раз- рядных слагаемых. Выполняют задание на внимательность.
4. Закрепление материала в знакомой ситуации (типовые задания)
Организует работу по закреплению изученного материала. - Математика - наука, требующая определённого порядка. С этим мы столкнулись, когда изучали порядок действий в математических выра- жениях. Давайте вспомним алгоритм выполнения действий (дети выве- шивают на доску карточки с алгоритмом). 1. Действия в скобках 2. Умножение и деление по порядку 3. Сложение и вычитание по порядку - Знать алгоритм – мало, нужно уметь им пользоваться. Проверим, как вы этому научились. В этом нам поможет математический диктант. 1. Работа у доски. Математический диктант: 1) Из произведения чисел 12 и 5 вычесть частное чисел 21 и 7. 12 ∙ 5 – 21 : 7 = 57 2) 8 умножить на разность чисел 70 и 58 и вычесть 6. 8 ∙ (70 – 58) – 6 = 90
Слайд № 7 (выражение)
Повторяют алгоритм по- рядка выполнения дей- ствий в числовых выраже- ниях. Закрепляют алгоритм во время самостоятельной работы.
П
– осуществляют анализ, синтез, срав- нение, обобщение; устанавливают при- чинно-следственные связи.
Р
– осуществляют контроль, коррекцию
К
– выражают свои мысли с достаточной полнотой и точно- стью; используют критерии для обосно- вания своего сужде- ния.
Самостоятельная работа: На доске: 14 ∙ 7 – (50 + 4) (44) - Записано выражение. Как вы его продиктуете классу? Кто продиктовал бы так же, поднимите руку. Записывайте выражение, находите его значение. Проверка: Чему равно значение выражения? (3 – 4 ученика), открывается снежинка на слайде.
- Оцените свою работу на данном этапе.
2. Работа с комментированием. - Читать правильно выражения вы умеете, вычислять тоже. А рассуждать? Посмотрим, как это у вас получается? На доске выражения:
Слайд № 8 (примеры)
- Найдите значения выражений самостоятельно. Послушайте, по каким критериям будем оценивать эту работу: 1) прочитать выражение; 2) подробно объяснить, как находили его значение; 3) назвать результат. 84 : 4 48 : 12 26 ∙ 3 52 : 4 - Прочитайте выражения по-разному. Вычисление с подробным объяснением у доски. (ребёнок убирает снежинку, открывается результат) (класс оценивает смайлами) - Что повторили? (внетабличное умножение и деление)
- Оцените свою работу на данном этапе.

Слайд № 9 (пустой)
Выполняют решение с комментированием, по- вторяют внетабличное ум- ножение и деление,упраж- няются в правильном чте- нии числовых выражений.
Физминутка.
Организует проведение физминутки с целью снятия утомления. - Можно ли на уроке математики укреплять здоровье? Как? Мы руками хлоп – хлоп! Мы ногами топ – топ! Участвуют в проведении физкультминутки. Выполняют движения по тексту под руководством
Л
– осуществляют профилактику утом- ления, активно уча- ствуют в физкульт-
Мы плечами чик – чик! Раз – сюда, два – туда, Повернись вокруг себя, Раз – присели, два – привстали. Руки кверху все подняли. Раз – два, раз – два, Заниматься нам пора! учителя. минутке, ориентиру- ются на здоровый об- раз жизни, придер- живаются режима дня.
Продолжение работы по закреплению изученного материала.
2. Решение задачи. Задачи решать - нелёгкое дело, Но за него возьмёмся мы смело. А чтобы ошибок не допускать, Будем думать, смекать, вычислять. - В какую область математики мы сейчас отправляемся? (в область задач)
Слайд № 10 (задача)
На доске задача: Для отправки в магазин 75 кг ягод малины разложили поровну в 25 одинаковых пакетов. Сколько пакетов потребуется, чтобы разложить 90 кг ягод малины? Составление у доски краткой записи. - Ребята, кто подаёт сигнал SOS? (даю им карточки с вопросами к задаче) - Кто уверен, что справится самостоятельно с задачей? Решайте с пояснениями. - Кому нужна совсем маленькая помощь? (Выходят к доске) (Учитель вместе с детьми у доски составляет план решения задачи. Дети возвращаются на место и решают).
Выключить презентацию, включить документ-камеру.
Проверка с помощью документ-камеры (по эталону). Ученик объясняет решение задачи. С помощью стихотворно- го текста определяют вид работы. Знакомятся с задачей, со- ставляют краткую запись к ней. Определяют свои возмож- ности перед решением за- дачи. Участвуют в проверке ре- шения задачи по эталону. Оценивают свою деятель- ность на данном этапе
П
– осуществляют логические действия.
Р
– принимают и со- храняют цели и зада- чи учебной деятель- ности; осуществляют планирование и кон- троль учебной дея- тельности, волевую саморегуляцию при возникновении за- труднений.
К
– строят речевое высказывание соглас- но поставленным учебным задачам, устанавливают мате- матические отноше- ния между объекта- ми; строят логиче- скую цепь рассужде- ний.
Самооценка ребёнка, работающего с документ-камерой, по критериям самооценки. 1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.) 2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.) 3.Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки.) 4.Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.) 5. Какое умение развивали при выполнении задания? 6. Каков был уровень задания (задачи)? 7. Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу. 8. Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить.
- Оцените свою работу на данном этапе урока.
- Ребята, а кто любит малину, поднимите руку. - Почему вы её любите? - Какая польза от малины? - При каких болезнях полезно пить чай с малиной? - А ещё чем можно лечиться? (таблетки, лекарства, уколы) - А знаете ли вы, что смех тоже помогает бороться с болезнями. Недаром говорят, что смех продлевает жизнь. урока. Отвечают на вопросы учи- теля, используя свой жиз- ненный опыт.
Физминутка.
Организует физминутку с целью профилактики утомления. - Проведём сеанс смехотерапии. Я подбрасываю вверх воздушный ша- рик. Пока он находится в воздухе, вы следите за ним глазками и смеётесь. Как только он оказывается у меня в руках, вы замолкаете. По окончании физминутки. - Чем больше вы будете смеяться, тем крепче будет ваше здоровье. Продолжаем наш урок. Участвуют в проведении физкультминутки. С по- мощью смеха поднимают себе настроение.
Л
– осуществляют профилактику утом- ления, активно уча- ствуют в физкульт- минутке, ориентиру- ются на здоровый об- раз жизни, придер- живаются режима дня.

Продолжение работы по закреплению изученного материала.
3. Решение уравнений. Ох уж эти уравненья! Интересны без сомненья! Так похожи на загадки. Порешаем их, ребятки? - Сначала вспомним, что такое уравнение? Работа по учебнику (в парах по рядам) - Повернитесь и прочитайте задание на зрительной метке. (На зрительной метке записано: Учебник, с. 21 № 1 (нижняя строка)) - Первый ряд – 1 уравнение, второй ряд – 2 уравнение, третий ряд – 3 уравнение. Работать будете в парах. Вспомните правила работы в парах. Начинайте работу. Проверка. - Ребята, давайте проверим, что у вас получилось. (От каждого ряда отвечает одна пара: 1 ученик называет корень уравне- ния, а 2 – правило, которым пользовались для его решения) - У кого возникали трудности при решении уравнений? - В чём была причина затруднения? -
Оцените свою работу на данном этапе урока.
Работают в парах при ре- шении уравнений. Вспоминают определение уравнения. Участвуют в проверке за- дания. Оценивают свою работу на данном этапе урока.
П
– осознают позна- вательную задачу и решают её самостоя- тельно в парах.
Л
– способны адек- ватно рассуждать о причинах своего ус- пеха или неуспеха в учении, связывая ус- пехи с усилиями,тру- долюбием.
К
– обмениваются мнениями; слушают друг друга; строят понятные речевые высказывания; могут работать в паре; ува- жают мнение товари- ща, строят монологи- ческое высказывание с учётом поставлен- ной коммуникатив- ной задачи.
Р
– ориентируются в учебнике; находят способ решения учебной задачи и вы- полняют учебные действия, осмыслива-ют и
оценивают свою деятельность на дан- ном этапе урока.
5. Закрепление материала в изменённой ситуации (конструктивные задания)
Работа с геометрическим материалом. - А сейчас очень ответственный момент. Каждый из вас сейчас ещё раз проверит свои знания по таблице умножения, но задание это с секретом. Я предлагаю вам графический диктант, соедините с помощью линейки ответы – точки. 6 ∙ 7, 8 ∙ 4, 7 ∙ 9, 9 ∙ 9, 7 ∙ 6 - Какая фигура у вас получилась? (прямоугольник) - Что такое прямоугольник? - Какие задания, связанные с этой геометрической фигурой, вы можете предложить? (найти площадь и периметр прямоугольника) - Какую подготовительную работу нужно провести? (измерить стороны прямоугольника) 1 вариант находит площадь, а 2 вариант находит периметр данного прямоугольника. Проверка: - Вопросы 1 варианту: Что такое периметр? Чему равен периметр прямоугольника? - Вопросы 2 варианту? Как найти площадь прямоугольника? Чему равна площадь прямоугольника? - Оцените свою работу на данном этапе по табличке «Мои успехи». Вспоминают таблицу ум- ножения в нестандартной ситуации. Строят прямоугольник. Находят его периметр и площадь. Воспроизводят в памяти теоретический материал по данной теме. Оценивают свою работу на данном этапе.
Пр.
– применяют по- лученные знания в нестандартной ситу- ации. Знают опреде- ление прямоугольни- ка, способы нахожде- ния его периметра и площади.
Л
- владеют навыка- ми познавательной и личностной рефлек- сии.
6. Рефлексия деятельности (подведение итогов урока)
- Вы видите, что колонки в нашей табличке закончились. Это значит, что урок подходит к концу. - Давайте вернёмся к началу урока и посмотрим, выполнили ли мы всё то, что наметили. - Что мы сегодня закрепили? Отвечают на вопросы. Оценивают свою деятель- ность на уроке.
П
– ориентируются в своей системе зна- ний, строят рассуж- дения, делают выво- ды.
- Каким получился урок? - Не обошлось, конечно, и без затруднений. У каждого из вас на парте «лесенка трудностей». Прикрепите тучку туда, где вам было трудно. Выставление отметок. - А теперь оцените аккуратность ваших записей в тетради с помощью линеечки на полях. - Аккуратность оценили, свои знания по изученному материалу в табличке оценены, выберите критерий, который подходит к вашей работе на уроке. Выставьте ту отметку, которую, по вашему мнению, вы сегодня заработали. - Кто поставил себе «5»? Почему? - Кто поставил «4»? Что помешало оценить себя на «5»? - Кому было трудно, и он оценил свою работу «3»? - Вложите «лесенку трудностей» и табличку в тетрадь. Сдайте тетради.
Р
– осмысливают и оценивают свою де- ятельность на уроке.
Л
– проявляют инте- рес к предмету.
7. Домашнее задание.
Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. - У вас на партах лежат карточки. Это ваше домашнее задание. Вы сами сейчас его выберите. Жёлтый цвет – задания совсем не сложные. Зелёный цвет – задания посложнее. Красный цвет – сложные задания. - Оцените свои возможности и положите нужную карточку в дневник. - Вот и кончился урок, Он пошёл, надеюсь, впрок. Дети выходят из класса. Слушают объяснение учи- теля. Делают соответству- ющие записи в дневниках.
Р
– принимают учеб- ное задание в соот- ветствии с уровнем своего развития.