Автор: Коновалова Яна Викторовна Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ №21
Населённый пункт: п.Чульман Нерюнгринский район
Наименование материала: Статья
Тема: "Технология интерактивного обучения"
Мoderare – в переводе с латинского – приводить в равновесие, управлять,
регулировать. Как образовательная технология модерация была впервые разработана в
60-е - 70-е годы прошлого века в Германии. С тех пор многие ученые и специалисты, в
том числе педагоги, активно развивали и применяли модерацию на практике,
совершенствуя данную технологию.
В основу разработки целей, принципов, содержания и методов модерации были
положены педагогические, психологические и социологические аспекты,
направленные на активное заинтересованное участие всех обучающихся в
образовательном процессе, обеспечение комфортности на уроке каждого ученика, на
формирование нацеленности обучающихся на достижение результатов.
Сегодня модерация – это эффективная технология, которая позволяет значительно
повысить результативность и качество образовательного процесса. Эффективность
модерации определяется тем, что используемые приемы, методы и формы организации
познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и
рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и
проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы
в команде.
Процесс совместной работы, организованный с помощью приемов и методов
модерации способствует снятию барьеров общения, создает условия для развития
творческого мышления и принятия нестандартных решений, формирует и развивает
навыки совместной деятельности.
Методы модерации отличаются от автократичных дидактических способов обучения.
Учитель и ученики являются равноправными участниками образовательного процесса.
От каждого из них в равной мере зависит успех обучения. Ученик перестает быть
объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе. Такой
подход формирует у обучающихся самостоятельность в выработке и принятии
решений, готовность нести ответственность за свои действия, вырабатывает
уверенность в себе, целеустремленность и другие важные качества личности.
При использовании технологии модерации принципиально меняется и роль учителя.
Он становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально
меняет отношение к нему обучающихся – из «контролирующего органа» учитель
превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с
обучающимися. Растет доверие к учителю, растет его авторитет и уважение у
обучающихся. Это требует психологической перестройки и специальной подготовки
учителя по проектированию такого занятия и цикла уроков, знания технологии
модерации, активных методов обучения, психофизиологических особенностей
школьников. Но все эти вложения с лихвой окупаются достигаемыми результатами.
Цели применения модерации – эффективное управление классом в процессе урока,
максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс,
поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего
урока, гарантированное достижение целей урока.
Таким образом, обеспечивается оптимальное использование времени урока
(внеклассного мероприятия), а также энергии и потенциала всех участников
образовательного процесса (учителя, обучающихся).