"Развитие мелкой моторики рук у детей с ОНР"

Автор: Пеганова Татьяна Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СП ГБОУ ООШ№2 " Детский сад№2"
Населённый пункт: г.о.Октябрьск Самарской области
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие мелкой моторики рук у детей с ОНР"
Дата публикации: 13.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Развитие мелкой моторики рук у детей с ОНР.
(Опыт работы воспитателя компенсирующей группы) В последние годы в нашей стране отмечается тенденция увеличения количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагоприятными экологическими условиями, различными инфекциями. У всех детей, имеющих нарушения речи, отмечаются неуверенная координация движений, пальцев, моторная неловкость, неточность движения, трудности усвоения двигательных программ. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Многие дети не любят рисовать, с трудом держит карандаш, особенно заметна моторная неловкость по занятиям аппликации и с пластилином. У детей вызывают затруднения застегивания пуговиц, молний, завязывание узлов, бантов. Еще В.А. Сухомлинский писал: «Источники способностей и дарования детей» - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Учитывая важность проблемы, я сделала вывод, что руку ребенка необходимо развивать, особенно учитывая то, что в основном к 6-7 годам заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Работая с детьми с ОНР, приоритетной целью своей деятельности определила развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук. В начале учебного года были поставлены такие задачи: 1. Развивать и улучшать координацию и точность движений. 2. Развивать и улучшать общую двигательную активность (подвижные игры) 3. Содействовать нормализации речевой функции (пальчиковая гимнастика, стихи, скороговорки, потешки) 4. Развивать психические процессы, а также творческую активность. 5. Учить правильно держать в руке карандаш, ручку, фломастер (правше/левше) 6. Создать эмоционально-комфортную обстановку в общении. 7. Улучшить предметно-развивающую среду группы с ОНР. Так как свою активность и стремление к самостоятельности дети успешно реализовывают в игре, то в первую очередь, были созданы все условия для игровой деятельности. Игровые уголки в группе были расположены так, чтобы машины из «гаража» не проезжали через «жилую комнату».
Социальные отношения позволили детям сформулировать умения принимать и менять роль в процессе сюжетной игры, тем самым, моделируя данные отношения. Для мальчиков созданы специальные сюжетно-ролевые игры, которые не только решают познавательные задачи, но и развивают ручную умелость. «Плотницкая мастерская» - мальчики работают инструментами (пилят, строгают, забивают гвозди и т.д.). Также создали сюжетно-ролевые игры для девочек, которые в значительной степени развивают мелкую моторику. «Поликлиника» - в этой игре мы оформили несколько узких специальностей (хирург, лор, окулист, педиатр). «Салон красоты и здоровья» - девочки делают массажи куклам, маски, прически, маникюр и т.д. В группе, для наиболее эффективного развития мелкой моторики, мы, совместно с родителями, оборудовали специальные полочки, на которых имеется необходимый материал для решения этой задачи (игры дидактические «Шнуровки», «Пазлы», «Выложи узор» (из камешков и другого подручного материала), «Собери бусы», и многое другое). В старшей группе мы начали использовать тетради-штриховки для подготовки руки к письму. У каждого ребенка своя тетрадь, он может работать в ней самостоятельно в свободное время. Такие тетради мы называем «Веселыми прописями». Сначала это была тетрадь в крупную клетку, в которой мы сами писали детям задание и давали для работы дома. Затем, готовые прописи - штриховки со специально подобранными графическими упражнениями (штриховка, обвод контуров, проведение различных линий, раскрашивание предметов и др.). Опыт свидетельствует, что работа в таких тетрадях не только доставляет детям удовольствие, но и эффективно готовит руку к письму. Развивающую среду нашей группы дополняют разные виды театров, которые имеют немаловажное значение в развитии мелкой моторики. Популярен у детей «Театр пальчиков». Здесь требуются умелые руки и желание произносить монологи, даже самостоятельно создавать сценарии. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Считаю, что для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях – на сжатие, на растяжение, на расслабление. Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно. Все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование и т.д.). В нашей группе все эти виды деятельности также нашли широкое применение. Мы организовали специальную зону по изодеятельности. Она оборудована таким образом, что ребенок в любое время самостоятельно может взять необходимые изоматериалы и заниматься самостоятельной
художественной деятельностью. Постаралась привить детям любовь к природным материалам, глине, пластилину. Это очень трудная и кропотливая работа, которая также развивает силу руки и пальцев, обеспечивает смену тонуса мускулатуры рук. Не менее интересными и полезными для развития пальцев рук были занятия с использованием бумаги. Мы ее мяли, рвали, разглаживали, резали – эти упражнения имеют терапевтический характер, положительно влияют на нервную систему, успокаивают детей. Применение крупам (горох, рис, гречка и т.д.) нашли не только в мозаике, но в других видах деятельности, развивающих мелкую моторику (дети перебирают перемешанную крупу, пишут на крупе). Используя в работе с детками данные методы и приёмы, я заметила положительную динамику. Кисть руки детей приобрела гибкость, уменьшилась скованность движений, появилась согласованность действий обеих рук, движения стали координированными. Таким образом, в результате проделанной работы, я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга.