"Программа по спортивным бальным танцам"

Автор: Павлова Мария Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1692
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Учебная программа
Тема: "Программа по спортивным бальным танцам"
Дата публикации: 13.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Пояснительная записка.
Дополнительная образовательная программа "Спортивные бальные танцы" имеет статус модифицированной программы и относится к физкультурно- спортивной направленности. Занятия проводятся по ознакомительному, базовому и углубленному уровню. Ознакомительной уровень: занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу ( 72 часа). Базовый уровень: занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа ( 144 часа). Углубленный уровень: занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа (216 часов). Основу данной программы составляет, с одной стороны, ориентация на общечеловеческие ценности мировой танцевальной культуры, а с другой- установка на развитие творческой индивидуальности воспитанника. В основу программы заложены документы: 1. Закон РФ «Об образовании» (1992 г.) 2. Конвенция о правах ребенка (1989 г.) 3. СаНПиН № 2.4.4.1251-03 4. «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей школьного возраста в организованных формах обучения». Программа построена с учетом возрастных особенностей детей и на основе индивидуального подхода к каждому ребенку.
Цель программы
- научить воспитанников технически правильно и эмоционально исполнять латиноамериканскую и европейскую танцевальные программы.
Обучающие задачи:
- изучение истории танцевальной культуры, основ актерского мастерства танцоров; - формирование художественного вкуса и эстетических наклонностей в выборе имиджа, культуры эмпатического общения; - подготовка детей к творческому самосохранению в реалиях современной жизни; - выполнение элементов сложности класса "Н", "Е", "Д"; - умение самостоятельно составить танцевальные комбинации с использованием базовых шагов и усложненных элементов;
Развивающие задачи:
- развитие чувства ритма и музыкальности детей, их моторико- двигательной и логической памяти; -развитие творческой инициативы и способности к самовыражению в танце; - укрепление физического развития, формирование осанки, красивой походки, правильного дыхания, эластичности мышц, подвижности суставов, пластичности суставов; - развитие у детей творческого начала, умения применять элементы бального танца в импровизации;
Воспитательные задачи:
- воспитание высоких нравственных качеств. Формирование эмоционально- эстетического восприятия окружающего мира через музыку и движение; - воспитание умения работать в команде, дисциплины, научить прислушиваться к мнению других, уважать их точку зрения и радоваться их успехам; - воспитание любви к танцу, привлечение воспитанников к систематическим занятиям; - воспитание желания укрепить здоровье, совершенствование физических качеств на основе разносторонней физической подготовки.

Режим занятий.
Группа 1-го года обучения детей 7-9 лет, в количестве 15 человек, занимается 2 раза в неделю по 1 часу. Группа 2-го года обучения детей 8-10 лет, в количестве 12 человек, занимается 2 раза в неделю по 2 часа. Группа 3-го года обучения детей 9-11 лет, в количестве 12 человек, занимается 3 раза в неделю по 2 часа.
Организация учебного процесса.
Организация учебного процесса строится следующим образом: 1. Вводная часть занятия - объявляется тема, цель и задачи занятия; - подготовка мышц тела для дальнейшей нагрузки( разминка). По продолжительности занимает 10-20% от времени занятия и включает в себя комплекс общефизических и специальных упражнений направленных на подготовку разных групп мышц к основной части занятия 2. Основная часть занятия может включать в себя: - объяснение нового материала; - постановка танцевальных номеров для концертной программы - повторение пройденного материала; ( по усмотрению педагога можно строить комплексные занятия, объяснение нового материала и постановка танцевальных номеров для концертной программы и т.д.) 3. Заключительная часть занятия: - восстановление дыхания; - подведение итогов занятия
Прогнозируемые результаты и способы их проверки

К концу 1-го года обучения дети будут знать:
- начальные понятия танцевальной, музыкальной азбуки (музыкальная фраза, ритм, музыкальный размер); - историю рождения танцев; - историю и географию изучаемых танцев; - историю костюма; - танцевальную терминологию на русском языке.
К концу 1-го года обучения дети будут уметь:
- правильно слышать музыкальный ритм; - ориентироваться в пространстве зала и относительно друг друга( осуществлять перестроения); - освоят постановку корпуса, ног, рук; - будут уметь исполнять элементы основ бальной хореографии; - будут уметь исполнять основные фигуры в танцах европейской программы и латиноамериканской
К концу 2-го года обучения дети будут знать:
- историю европейской и латиноамериканской танцевальных программ; - названия фигур на русском и английском языках; -танцевальные достижения лучших российских и зарубежных танцевальных пар;
К концу 2-го года обучения дети будут уметь:
- слышать музыкальный ритм в новых танцах; - самостоятельно танцевать вариации из сочетания фигур; - будут знать новые фигуры в танцах европейской и латиноамериканской танцевальных программах
К концу 3-го года обучения дети будут знать:
- историю европейской и латиноамериканской танцевальных программ; - названия фигур на русском и английском языках;
-танцевальные достижения лучших российских и зарубежных танцевальных пар;
К концу 3-го года обучения дети будут уметь:
- слышать музыкальный ритм в новых танцах; - самостоятельно танцевать вариации из сочетания фигур; - будут знать новые фигуры в танцах европейской и латиноамериканской танцевальных программа
Учебно- тематический план.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Цель: технически правильно исполнять основы бальной хореографии Задачи:- научит правильно слышать музыкальный ритм; - научить ориентироваться в пространстве зала и относительно друг друга( осуществлять перестроения); - научить правильной постановке корпуса, ног, рук; -научить исполнять основные фигуры в танцах европейской программы и латиноамериканской Ознакомительный уровень. Возраст: 7-9 лет. 1 год обучения. № Наименование тем Теория Практика Всего 1. Вводное занятие
1

1
2. Общеразвивающие детские танцы
6

16

22
2.1 Полька 3 8 11 2.2 Диско 3 8 11 3 Европейская программа
4

12

16
3.1 Медленный вальс 4 12 16 4 Латиноамериканская программа
8

24

32
4.1 Самба 4 12 16 4.2 Ча-ча-ча 4 12 16 5 Итоговое занятие
1

1
Итого:
19

53

72
Содержание программы 1-го года обучения Раздел 1."Вводное занятие". Теория. Знакомство педагога с воспитанниками. Знакомство с традициями и правилами коллектива. Ознакомление детей с предстоящими занятиями. Знакомство детей с бальными танцами с помощью видеозаписей. Знакомство воспитанников с мерами безопасности и действиями в экстремальной ситуации. Раздел 2. Общеразвивающие детские танцы. Теория. История развития детского танца, ритмический рисунок танца. Разнообразие мелодий этого танца, и способы правильного исполнения танца. Практика. Тема 1. "Полька". Изучаемые фигуры: - галоп вправо и влево - каблук носок в сторону - хлопки в ладони и о колени - повороты - вариация из сочетания фигур Тема 2. "Диско". Изучаемые фигуры: - тройной шаг в сторону - прыжки с выносом ноги вперед - ковырялочка - хлопки в ладони и о колени
- вариация из сочетания фигур Раздел 3. "Европейская программа" Теория. Происхождение танцев европейского стандарта. История стилизации костюма. Практика. Тема 1. "Медленный вальс". Изучаемые фигуры: - маятник - малый квадрат с правой ноги - малый квадрат с левой ноги - открытые перемены с правой ноги - открытые перемены с левой ноги Раздел 4. "Латиноамериканская программа" Тория. История становления латиноамериканской программы спортивных танцев, история костюма, рассказ о всемирно известных педагогах и исполнителях спортивных бальных танцев. Практика. Тема 1. "Ча-ча-ча". Изучаемые фигуры: -шассе вправо и влево - основное движение в закрытой позиции - раскрытие вперед - вариация из сочетания фигур Тема 2. "Самба". Изучаемые фигуры: - пружинка - основной шаг - виск влево и вправо - вариация из сочетания фигур Раздел 5. "Итоговое занятие" - концерт для родителей воспитанников. Подведение итогов работы детского объединения. Поощрение детей за хорошую работу. Беседа о перспективах дальнейшего развития полученных результатов.
Учебно-тематический план.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа
Цель: улучшить технику и эмоциональность исполнения бальных танцев. Задачи:- научить слышать музыкальный ритм в новых танцах; - научить самостоятельно танцевать вариации из сочетания фигур; - обучить новым фигурам в танцах европейской и латиноамериканской танцевальных программах
.
Базовый уровень. Возраст: 8-10 лет. 2 год обучения. № Наименование тем Теория Практика Всего 1. Вводное занятие
1

1

2
2. Европейская программа
12

44

56
2.1 Медленный вальс 6 22 28 2.2 Быстрый фокстрот 6 22 28 3 Латиноамериканская программа
18

66

84
3.1 Самба 6 22 28 3.2 Ча-ча-ча 6 22 28 3.3 Джайв 6 22 28 4 Итоговое занятие
2

2
Итого:
31

113

144

Содержание программы 2-го года обучения Раздел 1. "Вводное занятие". Теория. Объяснение цели и задач на учебный год. Ознакомление с предстоящими занятиями. Знакомство воспитанников с мерами безопасности и действиями в экстремальной ситуации. Раздел 2. "Европейская программа" Теория. Происхождение танцев европейского стандарта. История стилизации костюма. Практика. Тема 1."Медленный вальс". К изученным фигурам добавляются: - натуральный поворот - обратный поворот - вариация из сочетания фигур Тема 2. "Быстрый фокстрот". Изучаемые фигуры: - четвертной поворот - лок вперед - вариация из сочетания фигур Раздел 3. "Латиноамериканская программа" Тория. История становления латиноамериканской программы спортивных танцев, история костюма, рассказ о всемирно известных педагогах и исполнителях спортивных бальных танцев. Практика. Тема 1. "Ча-ча-ча". К изученным фигурам прибавляются: - тайм степ - спот поворот влево и вправо - поворот под рукой влево и вправо - вариация из сочетания фигур Тема 2. "Самба". К изученным фигурам прибавляются: - самба ход на месте - бота фого в променаде и в контр-променаде - поворот под рукой - вариация из сочетания фигур Тема 3. "Джайв". Изучаемые фигуры: - основное движение на месте - смена направлений справа налево - смена направлений слева направо - вариация из сочетания фигур Раздел 4. "Итоговое занятие". - концерт для родителей воспитанников. Подведение итогов работы детского объединения. Поощрение детей за хорошую работу. Беседа о перспективах дальнейшего развития полученных результатов.
Учебно- тематический план.

Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа.
Цель: научить технически правильно и самостоятельно исполнять латиноамериканскую и европейскую танцевальные программы. Задачи: - научить слышать музыкальный ритм в новых танцах; - научить синхронному исполнению движений; - научить самостоятельно танцевать вариации из сочетания фигур; - освоить новые фигуры в танцах европейской и латиноамериканской танцевальных программах. Углубленный уровень. Возраст:9-11 лет. 3 год обучения
№ Наименование тем Теория Практика Всего
1. Вводное занятие
1

1

2
2. Европейская программа
15

74

89
2.1 Медленный вальс 5 30 35 2.2 Быстрый фокстрот 5 30 35 2.3 Танго 5 14 19 3 Латиноамериканская программа
15

90

105
3.1 Самба 5 30 35 3.2 Ча-ча-ча 5 30 35 3.3 Джайв 5 30 35 4 Постановочные концертные танцы 3 15 18 5 Итоговое занятие
2

2
Итого:
34

182

216
Содержание программы 3-ий год обучения. Раздел 1. "Вводное занятие". Теория. Объяснение цели и задач на учебный год. Ознакомление с предстоящими занятиями. Знакомство воспитанников с мерами безопасности и действиями в экстремальной ситуации. Раздел 2. "Европейская программа" Теория. Происхождение танцев европейского стандарта. История стилизации костюма. Практика. Тема 1."Медленный вальс". Ведется работа над техникой исполения вариации, работой корпуса, стопы, стойки. Тема 2. "Быстрый фокстрот". Изучаемые фигуры: - натуральный поворот - вариация из сочетания фигур Тема 3. "Танго". Изучаемые фигуры: - ход с левой и правой ноги - прогрессивное звено - закрытый променад - вариация из сочетания фигур Раздел 4. "Латиноамериканская программа" Тория. История становления латиноамериканской программы спортивных танцев, история костюма, рассказ о всемирно известных педагогах и исполнителях спортивных бальных танцев. Практика. Тема 1. "Ча-ча-ча". К изученным фигурам прибавляются: - алемана - поворот на двух ногах - синкопированное шоссе - вариация из сочетания фигур Тема 2. "Самба". К изученным фигурам прибавляются: - вольты - расходка - повороты - вариация из сочетания фигур Тема 3. "Джайв". К изученным фигурам прибавляются: - волчек - пируэт - вариация из сочетания фигур Раздел 4. "Постановочные концертная программа".
Практика. Разучивание танцев, которые поставил педагог, для выступлений на концертах. Раздел 5. "Итоговое занятие". - концерт для родителей воспитанников. Подведение итогов работы детского объединения. Поощрение детей за хорошую работу. Беседа о перспективах дальнейшего развития полученных результатов.
Особенности методики учебной работы с детьми
Данная программа в методическом плане позволяет решить задачи начального танцевального обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся. Танцевальный репертуар и физическая нагрузка в программе спланированы с учетом специфики возраста обучаемых, их интересов, уровня интеллектуального и физического развития, что позволяет последовательно реализовывать принцип постепенности обучения, движения от простого к сложному и еще к более сложному. Обучение начинается с освоения пяти танцев: "Полька", "Диско", "Медленный вальс", "Ча-ча-ча", «Самба». Танец "Полька" позволяет развить мышечную систему, легкость и выносливость для исполнения более сложных элементов. Стиль исполнения "Диско" развивает координацию и стимулирует поиск новых оригинальных движений. "Медленный вальс" имеет более сложный ритмический рисунок и способствует развитию музыкального слуха. Являясь ярко характерными и оригинальными, танцы "Самба" и "Ча- ча-ча" знакомит воспитанников с богатством культуры Бразилии и Латинской Америки. Так, на каждом году обучения через танец, сопровождающийся изучением истории костюма, истории танца, ребята не только научаются самим танцам, но и постигают "связь времен", знакомятся с культурой разных народов. Другой, не менее важной частью педагогического процесса, является личностное развитие воспитанников посредством ориентации детей на творчество, на привитие им навыков общения в коллективе и культуры общения в паре. Решить эти трудные задачи помогает, прежде всего, собственный пример педагога. Тон голоса педагога, его внешний вид, выражение лица, а также и настроение, как педагога, так и группы в целом, подбор музыки,- все должно находиться в гармоничном соответствии поставленных задач и используемых средств обучения. Год за годом, в процессе обучения ребята готовятся к конкурсным соревнованиям, воспитывают в себе силу воли, дисциплинированность, стремление быть лучшими. В процесс обучения включаются не только сами воспитанники, педагоги, но и их родители. Все педагоги понимают как важны поддержка и понимание, тех кто находится в непосредственной близости к ребенку: родных, друзей. Умение правильно наладить взаимоотношение с родителями, понять их, заразить общим делом и сплотить в единый творческий коллектив - является одним из главных методических приемов в коллективе. Поэтому важным элементом методического обеспечения является психолого- педагогическое сопровождение программы. Оно заключается в беседах педагога с детьми на занятиях, консультациях родителей и детей по вопросам оптимального распределения нагрузки, особенности питания в день занятий, а также сборе информации об индивидуальных особенностях ребенка. Основные методические приемы: 1. Последовательность решения задач в каждом упражнении 2. Неоднократное повторение упражнения при разучивании 3. Объяснение значения и названия каждого упражнения 4. Изображение движения на схеме 5. Постепенное сокращение объяснений при освоении техники упражнения 6. Требование синхронности и единой формы исполнения 7. Предупреждение и исправление ошибок по ходу выполнения упражнения 8. Собеседование, как средство проверки знаний учащихся 9. Показ преподавателем упражнения в законченной форме 10. Подготовительные упражнения при освоении сложных двигательных навыков
11. Применение контрольных упражнений, как средства проверки освоенной техники
Материально- технические средства обеспечения программы.
Помещение для занятий должно отвечать санитарно- техническим требованиям, обеспечиваться теплом и электроснабжением в пределах общего режима здания, иметь паркетный пол, хорошо проветриваться, отвечать акустическим требованиям для работы с радиоаппаратурой, а также для нормального функционирования коллектива необходимы помещения для раздевалок и комната для отдыха педагога с местом для хранения радиоаппаратуры, музыкальных фонограмм, документации и других предметов и средств обучения необходимых в работе.
Технические средства обеспечения программы.
Для проведения занятий необходимы: - проигрыватель компакт-дисков - компакт-диски с танцевальной музыкой - гимнастические коврики - зеркала - хореографический станок В целях визуального контроля обучающихся, периодического разбора их технических ошибок, демонстрации лучших танцевальных пар, дополнительно в работе могут использоваться: - видеокамера - DVD плеер - телевизор, ноутбук - учебно- методические материалы
Список литературы.
1. "Техника освоения европейских танцев", под ред. Ю. Пина, Лондон- Санкт- Петербург, 2003 год. 2. "Техника освоения латиоамериканских танцев", под ред. Ю. Пина, Лондон- Санкт- Петербург, 2003год. 3. "Ритмическая гимнастика и игровой танец". Учебно- методический центр "Аллегро", СПБ 1993год. 4. Танцевальная импровизация- теория, история и практика. 1999год. 5. Шлимак О.А. Авторская учебная программа СТК "Каштан" 2000год. 6. Детские танцы с Климовой Анной. Видеоколлекция.- М., 2003год. 7. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология.- М., 2007год.