"Вода - жидкость"

Автор: Левина Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 41
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: Конспект
Тема: "Вода - жидкость"
Дата публикации: 14.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ТЕМА: «ЖИДКОСТЬ – ВОДА. СВОЙСТВА ВОДЫ.

( СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ)

ЦЕЛЬ:
- Познакомить детей с некоторыми свойствами воды; - закрепить знание детей об агрегатном состоянии воды: - развивать у детей анализирующее восприятие предметов неживой природы; - развивать творческое воображение, умение проводить несложные эксперименты; - развивать любознательность, познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с жидкостями; - воспитывать бережное отношение к природным богатствам нашей родины;
ОБОРУДОВАНИЕ:
Визитка «Ученый – исследователь»,
ХОД ЭКСПЕРИМЕНТА:
Ребята, я приглашаю вас пройти в нашу лабораторию, которая называется « Мы – исследователи». Здесь вы видите эмблему нашей лаборатории.
Что изображено на нашей эмблеме?
(микроскоп).
Что такое микроскоп? Что с помощью микроскопа можно делать?
(ответы детей).
Я предлагаю вам надеть бейджики и превратиться а ученых – исследователей.
( каждый ребенок прикрепляет себе на грудь бейдж – МЫ ИССЛЕДОВАТЕЛИ).
Итак,

теперь мы с вами исследователи.

Уважаемые коллеги, а кто же такие «ученые – исследователи»?
(ответы детей: Одно из любимых занятий всех ученых это проведение опытов и экспериментов. Опыты и эксперименты – словно фокусы, помогают узнавать ученым больше обо всех вещах, которые нас окружают.). Сегодня нам предстоит трудная задача: узнать, что такое вода. Что интересного о ней,о её свойствах мы можем узнать.
Вы готовы? Уважаемые коллеги! Приступим к нашим исследованиям.
Вашему вниманию предлагается вот что – воспитатель выставляет на стол глобус.
Что это такое?
(глобус).
Уважаемые, исследователи, что такое глобус?
(ответы детей).
Каким цветом на глобусе обозначена вода?
(голубым).
Чего же больше на нашей Земле воды или суши?
( воды).
Послушайте, какое стихотворение о воде я вам прочитаю:

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,
1

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить!

( Н. Рыжова).

Итак, уважаемые, исследователи приступим!
(дети подходят к столу на котором стоят по два стакана на каждого ребенка: в одном стакане вода, другой пустой).
ОПЫТ 1. «ВОДА – ЖИДКОЕ ТЕЛО».
Дать детям два стаканчика, один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой.
Что происходит с водой?
(она льется)
Почему она льётся?
(потому что она жидкая).
Уважаемые, исследователи, подумайте, как в жидкости расположены

частички, и как они держаться друг за друга?
(между частичками воды большое расстояние и частички свободно держаться друг за друга).
Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

Давайте определим какая схема расположения частичек подходит к воде.
(схема выставляется на каврограф). .
ОПЫТ 2. «У ВОДЫ НЕТ ЗАПАХА».
Дети нюхают воду.
Чем пахнет вода?
(совсем не пахнет).
Вода не имеет запаха, если она чистая. Давайте найдем с

вами схему которой можно обозначить, что вода без запаха.
(карта – схема располагается на каврогрофе). Хочу отметить, уважаемые исследователи, что вода которая течет из водопроводного крана может иметь запах, потому что в неё добавляются специальные вещества с помощью которых воду очищают.
ОПЫТ 3. «У ВОДЫ НЕТ ВКУСА».
Предложить детям через соломинку попробовать воду.
Есть ли у воды вкус?


( У чистой воды нет вкуса). Но когда человек сильно хочет пить, то с удовольствием пьет воду и, что бы выразить свое удовольствие, говорит: « Какая вкусная вода!» Про воду говорят, что она пресная. Но есть вода соленая.
Подумайте, исследователи, где встречается соленая вода?
(в море, в океане).
ОПЫТ 4. « ВОДА ПРОЗРАЧНАЯ»
Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положены ложки.
В каком стаканчике

видна ложка?
( в стаканчике с водой).
Как вы думаете почему в этом стаканчике видна ложка?
(вода прозрачная, а молоко нет
). Давайте найдем с вами схему которая сможет показать, что вода

прозрачная.
(карта – схема выставляется на каврогрофе). Уважаемые, исследователи, я предлагаю вам подумать, что было бы, если бы речная вода была не прозрачной? Как в сказках: река молочная с кисельными берегами.
Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках?
(Нет. Не прозрачная вода не пропускает солнечные лучи. А без этого в реках. В озерах не могут жить растения).

А если не будет растений – не будет рыб и животных. Животным тоже необходима прозрачная вода, чистая. Значит нельзя загрязнять водоемы.
ОПЫТ 5. «ВОДА- РАСТВОРИТЕЛЬ».
Предлагаю, уважаемые исследователи перейти дальше. ( дети переходят к столу на котором расположены четыре больших стакана с водой и тарелочки с сахаром, солью, мукой, песком). В первом стакане растворить сахар. Детям предлагается попробовать раствор – он сладкий. Во втором стакане растворить соль. Детям предлагается попробовать 2
раствор – он соленый. В третьем стакане растворить муку. Раствор становиться мутным. По ходу выполнения опыта заполняется таблица. Уважаемые исследователи.
Мы определили ещё одно свойство воды -растворитель.

ОПЫТ 6. « ТВЕРДОЕ СОСТОЯНИЕ ВОДЫ». Уважаемые коллеги, подумайте и

скажите может ли вода быть твердой?
(ответы детей).
Что произойдет если воду поставить в холодильник?
(она замерзнет и превратится в лед). Предлагаю вам взять кусочек льда в руки и рассказать какой он (твердый, не прозрачный). Давайте найдем схему которая обозначает твердое тело. (схема выставляется на каврограф).
Как расположены частички в твердом теле и

как они держаться между собой?
)ответы детей). Посмотрите, вода может быть жидкой, а может быть твердой.
ОПЫТ 7. «ГАЗООБРАЗНОЕ СОСТОЯНИЕ ВОДЫ ».

Уважаемые,

исследователи, я хочу вам рассказать ещё об одном состоянии воды –

газообразном. Мы проделаем еще один опыт.
Налить в тарелку немного воды и подогреть на пламени спиртовки.
Что вы заметили?

Куда делась вода из тарелки?

Что с ней произошло?
(вода испарилась, превратилась в газ). Давайте схему, которая обозначает газообразное состояние вещества, поместим на каврограф.
Как расположены частички в газообразных веществах?
(они расположены очень далеко, и совсем не соединяются друг с другом Итак, уважаемые исследователи. Проделав ряд опытов, мы с вами узнали много интересного о таком простом веществе как вода. Она может быть жидкой, твердой, газообразной. Давайте с вами покажем, если вода жидкая как расположены частички (дети моделируют расположение частиц воды. Далее показывают модели твердого состояния и газообразного). Давайте посмотрим на наши схемы и расскажем, что ёщё интересного мы узнали: вода не имеет запаха, вкуса, она прозрачная, может быть растворителем. -- Уважаемые, коллеги, нам пора из нашей лаборатории возвращаться в детский сад, но мы с вами обязательно ещё раз встретимся. (дети снимают бейджики и складывают их на стол). 3