"Наследие Древней Греции"

Автор: Ворошилина Анна Николаевна
Должность: учитель начальных классав
Учебное заведение: МБОУ СОШ №54
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Наследие Древней Греции"
Дата публикации: 14.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

1
Ход урока:

1.Организационный момент

Учитель:
Здравствуйте, ребята!
Дети:
(приветствие)
Учитель:
Эпиграф нашего сегодняшнего урока: (1й слайд - «История – учительница жизни, ведь не знать того, что было до твоего рождения, означает навсегда остаться младенцем». Цицерон) Как вы понимаете это высказывание?
Дети:
Чтобы творить будущее, надо знать прошлое и не повторять его ошибок.
2.Постановка цели урока
(на доске карточки со словами: спорт, театр, амфора, компьютер, небоскреб, луноход)
Учитель:
Распределите слова в две группы. Объясните свой ответ.
Дети:
1 – амфора, спорт, театр. 2 – компьютер, небоскреб, луноход. 1е возникло давно, 2е – недавно.
Учитель:
Какая страна объединяет слова 1й группы?
Дети:
Они все возникли в Древней Греции. (2й слайд - карта)
Учитель:
Верно! Сегодня на уроке мы будем говорить о наследии Древней Греции. Но что же такое наследие?
Дети:
Это то, что осталось.
2
Учитель:
Где можно уточнить значение нового слова?
Дети:
В словаре. (чтение статьи из словаря)
3.Формирование новых знаний
(3й слайд - загадка)
Учитель:
Отгадайте загадку: «Никто ни у кого его не видел, а у каждого оно есть».
Дети:
Это имя.
Учитель:
Молодцы! Говоря о Древней Греции или Элладе, самое первое наследие это наши имена. Что обозначает ваше имя? (4,5й слайд - имена) Артём – посвященный Артемиде, богине охоты Никита – победитель Егор - земледелец Что общего у этих имен?
Дети:
Они мужские, обозначают силу, мужество, надежность.
Учитель:
Наши мальчики – будущие мужчины, опора страны, будущие защитники. А что же представляют собой женские имена? Екатерина – чистота
3 Ксения – гостеприимная Александра - защитница людей Анфиса - цветок, цветущая Вероника - победоносная, несущая победу Ольга - святая Что обозначают женские имена?
Дети:
Семейный уют, они домашние, кроткие.
Учитель:
Женщины в Древней Греции вели весьма замкнутую жизнь, не принимали участия в политической жизни государства, их жизнь всегда контролировалась родственниками мужчинами: отцом, мужем, сыновьями. Итак, из Древней Греции нам достались многие имена. Греции нужны были сильные, мужественные воины. Так, в Спарте дети, по словам греков, принадлежали не родителям, а государству. Когда мальчики достигали 7 лет, их отбирали у родителей и распределяли по отрядам воинов, воспитывали храбро, мужественно защищать свою страну. Ребятишек обучали стойко переносить неудобства и лишения, бегали они необутыми, спали на подстилках, которые сами себе готовили. Кормили мальчиков скудно, побуждая их самих добывать себе пищу. Юных спартанцев учили говорить кратко, давать меткие, точные ответы, такая речь называется лаконичной. Большую часть времени мальчики тренировались, учились владеть различными видами оружия. А вот в Афинах – тоже почитали храбрость и мужество, но, кроме того, придавали огромное значение наукам и искусствам. Особо ценилось в
4 Афинах – красноречие – ораторское искусство. Надо ли нам изучать ораторское искусство?
Дети:
(ответы детей)
Учитель:
Перед вами карточки, на которых записаны человеческие качества и ценности древних греков: 1. Древние греки были мужественными и выносливыми. 2. Древние греки любили и защищали Родину. 3. Древние греки стремились жить в гармонии с природой. 4. Древние греки уважали труд умельцев. 5. Древние греки стремились к физическому совершенству (занимались бегом, борьбой, другими видами спорта, проводили Олимпийские игры). 6. Древние греки любили философствовать, уважали мудрецов. 7. Древние греки заботились о духовном развитии (учились петь, читать стихи, грамотно писать). 8. Древние греки любили театр. 9. Древние греки восхищались и ценили красоту. Вопрос: А какие качества и ценности необходимы современному человеку XXI века?
Дети:
(ответы детей)
Учитель:
Греки любили музыку и были хорошими музыкантами. В основном героями мифов были мужчины. В Греции мужчины занимали особое положение. Мальчики разучивали военные песни, с которыми шли в бой, презирали трусов, обещая в будущем доказать свою храбрость и совершать подвиги, достойные сохраниться в веках. Наряду с пением достойное место в обучении занимал танец, так как он развивал координацию, гибкость. И мы с вами тоже воспроизведем некоторые движения из греческого танца “Сиртаки”.
5
4.Физ.минутка
Элементы танца “Сиртаки”
5.Формирование новых знаний
(Выходят два глашатая со свитками) - Всем! Всем! Всем! - Приближается великий праздник благословенной Эллады - Олимпийские игры! - В честь бога Зевса устраиваем мы это торжество через каждые четыре года. - Объявляется священный мир во всей Элладе! - Все военные действия должны прекратиться. - Горе тому, кто поднимет меч на путника, идущего в Олимпию! - Всем! Всем! Всем! Приглашаем граждан свободной Эллады на священные игры! (6й слайд - карта) (сообщение 1-возникновение Олимпийских игр)
Учитель:
А какой символ Олимпийских игр вы знаете?
Дети:
Олимпийские кольца (7й слайд - кольца)
Учитель:
Что обозначают пять олимпийских колец? Это символ дружбы пяти континентов. Олимпийские игры собирали самых лучших спортсменов
6 со всех стран и континентов. Они показывали чудеса возможностей человека и, конечно, ни одни Олимпийские игры не обходились без рекордов. В прошлом году Олимпийские игры состоялись в нашей стране. Сочи 2014г.
Учитель:
Еще одно из важных наследий Древней Греции – амфоры. (сообщение:2 - роспись сосудов) (8- 10й слайд - сосуды)
Учитель:
Как вы думаете, откуда брали греки сюжеты для росписи сосудов?
Дети:
Из мифов, легенд, сцены повседневной жизни, соревнования атлетов.
Учитель:
На уроках литературного чтения мы знакомились с мифами Древней Греции. Что такое миф?
Дети:
Это повествование о героях, они полубоги, дети богов и смертных. Герои выполняют то, что не под силу простым людям. Мифы
Учитель:
Древней Греции – одни из самых известных в мире. Древние греки верили в разных богов и богинь, которые были на г. Олимп. Какие мифы вы знаете?
Дети:
(ответы детей)
Учитель:
Сейчас мы ощутим себя древнегреческими мастерами и распишем амфоры. (11й слайд – роспись сосудов) (роспись сосудов) (выставка на доске)
6.Итог урока

7
Учитель:
Нам, всему человечеству, досталось огромное наследство от Древней Греции. (12й слайд – текст) Греция – страна чудес, Наук различных форт. С Олимпа славит грозный Зевс Театр, и музыку, и спорт. Морская принесла волна, Разбившись брызгами о рифы, Нам алфавит, и имена, Легенды, сказочные мифы. Греция – мечта и явь – Для нас ясна и непонятна. Ты – дар богов, ты – благодать, И изучать тебя занятно.
Учитель:
захотелось ли Вам узнать о чём – то подробнее?
Дети:
(ответы детей)
7.Домашнее задание
Учебник страницы 49 – 51. Подумайте, что вы хотели бы рассказать о Древней Греции .