"Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов"

Автор: Михайленко Светлана Николаевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МАНОУ "Шуховский лицей"
Населённый пункт: Белгород
Наименование материала: статья
Тема: "Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов"
Дата публикации: 14.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


УРОК 7: Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве

композиторов – 1 час

Цель:
продолжить знакомство учащихся с эмоционально-образным строем русской песни.
Задачи:
· знакомство с музыкальными образами народных песен и произведениями изобразительного искусства, связанных с обрядами и обычаями в фольклоре и в творчестве композиторов;  формировать умение давать характеристику музыкальным темам, проводить аналогии с пройденными произведениями;  развивать музыкальное мышление, навыки творческого анализа музыкального произведения. Музыкальный материал: • народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно»; • хор «Плывёт, плывёт лебёдушка» из оперы «Хованщина» М. Мусоргского; ·хор «Разгулялися, развалилися воды вешние по лугам» из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки.
Оборудование:
магнитофон, CDдиск, портреты М. Мусоргского, М. Глинки.
ОД УРОКА

1 этап: организационный момент
Здравствуйте, ребята. Эпиграфом нашему уроку сегодня будут слова великого Александра Сергеевича Пушкина из поэмы «Руслан и Людмила»: Дела давно минувших дней, Преданья старины глубокой… Обратите внимание не тему урока: «Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов» (написана на доске). - Как вы понимаете слово ФОЛЬКЛОР?
Фолькло́

р
— народное творчество, чаще всего именно устное;
2 этап: повторение пройденного материала
ФОЛЬКЛОР делится на две группы — обрядовый и необрядовый. К обрядовому фольклору относятся: · календарный фольклор (колядки, масленичные песни, веснянки), · семейный фольклор (семейные рассказы, колыбельные, свадебные песни,причитания), · окказиональный фольклор (песни, заговоры, исполнявшиеся по важному для жизни и благополучия общины случаю — например, засухи, мора скота). Обряды в русской деревне считались столь же необходимым компонентом жизни, как и праздники. Все более или менее значительные события в жизни людей — будь то рождение ребенка, вступление в брак, смерть, смена времен года, начало и конец сельскохозяйственных работ — сопровождались исполнением специальных, приуроченных к данному случаю, обрядовых действий. Более того, религиозным сознанием людей крестьянского, традиционного общества обряд осмыслялся как действие, фактически создающее событие. Обряды, знакомые нам по материалам XVIII— XX вв., возникли в глубокой древности и воплощали древние верования. Сегодня мы будем говорить о поэтизации быта и жизненного уклада русского народа на основе одного из обрядов – старинной русской свадьбы (в том числе включённой в оперный жанр)

3 этап: изучение нового материала

Из ИСТОРИИ свадебных обрядов на Руси
С момента возникновения русских селений, свадьба была главным, основным торжественным обрядом. Любая девушка или парень с трепетом относились к дню, когда вступят в брак. Хотя решение принималось не самими молодыми, а их родителями, все равно невесты проводили целые ночи, гадая на своего жениха. На Руси молодые люди вступали в брак в возрасте 13-15 лет. Все, кто засиделся в невестах или женихах до 20 лет, вызывали опасения у соседей и знакомых. Родители старались найти подходящую пару для своего ребенка, когда тот только начинал ходить и говорить. Мнение самих детей практически никогда не учитывалось, так как старшее поколение было более опытным и знающим. Отсюда и пошли поговорки: «Стерпится - слюбится», «С лица воды не пить» и многие другие. Не могло не отразиться такое положение вещей в русской песне. СЛУШАНИЕ: русская народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно» в исполнении Ж. Бичевской. - Какое настроение создаёт эта песня? - Эта песня построена в форме монолога невесты? (нет, есть диалог девушки и матери) Рассмотрим мелодический рисунок в нотах. (нотная запись мелодии на доске) Что вы видите? Тема дочери Тема матери взволнованное обращение дочери построено на повторяющихся нисходящих и вновь взлетающих интонациях, которые не получают завершения Смятение, тревога, переживание, драматический накал чувств Успокаивающие ответы матери построены на неторопливой, постепенно спускающейся мелодии, которая приводит к устою (устойчивому звучанию в тонике) Покорность, смирение с безвыходной ситуацией Песня звучит напряжённо, в миноре - Как вы думаете, почему героиня песни так встревожена? Создать более полный образ песни и всего происходящего в ней помогут вам произведения художников. Рассмотрим некоторые их них. СЛАЙД-шоу или репродукции картин: «Приготовление невесты к венцу» В. Феклистова, «Перед венцом» Фирса Журавлёва, «Сватовство майора» Павла Федотова, «Портрет молодой женщины в сарафане» П. Барбье. - Что вы видите на этих картинах? - Какие эмоции переживают героини этих картин? (смятение и тревогу или покорность свой доле) - Эти переживания схожи с настроением героини песни «Матушка…»? Запишем текст песни в тетрадь и попробуем исполнить её в лицах. ПЕНИЕ: народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно»
Матушка, что во поле пыльно?

Русская народная песня
- Матушка, матушка, что во поле пыльно? Сударыня матушка, что во поле пыльно? - Дитятко милое, кони разыгралися.
- Матушка, матушка, на двор гости едут, Сударыня матушка, на двор гости едут!.. - Дитятко милое, я тебя не выдам! - Матушка, матушка, на крылечко идут, Сударыня матушка, на крылечко идут!.. - Дитятко милое, не бойсь, не пужайся... - Матушка, матушка, в нову горницу идут, Сударыня матушка, в нову горницу идут!.. - Дитятко милое, я тебя не выдам! - Матушка, матушка, за столы садятся, Сударыня матушка, за столы садятся! - Дитятко милое, не бойсь, не пужайся! - Матушка, матушка, образа снимают, Сударыня матушка... Меня благословляют... - Дитятко милое, господь с тобою!
Сцены свадьбы в операх русских композиторов.
Свадебные хоры из опер, воссоздают народный обряд. Сегодня мы познакомимся с лирическим образом и образом величальной заздравной песни. СЛУШАНИЕ: хор «Плывёт, плывёт лебёдушка» из оперы «Хованщина» М. Мусоргского; СЛУШАНИЕ: хор «Разгулялися, развалилися воды вешние по лугам» из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки. Сравнительный анализ этих музыкальных фрагментов запишем в таблицу. ЛИРИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ВЕЛИЧАЛЬНАЯ ПЕСНЯ жанр обрядового фольклора. В них прославлялись как отдельные лица, так и коллектив. Опера «Иван Сусанин» М. Глинки Опера «Хованщина» М. Мусоргского Хор ДЕВУШЕК «Разгулялися, развалилися воды вешние по лугам» Хор «Плывёт, плывёт лебёдушка» Музыка М. Глинки в духе народной песни Народная песня, включённая в оперу ВЫВОД: обращение к народному творчеству помогает слушателю почувствовать национальную принадлежность музыки.
4 этап: домашнее задание
Записать в тетрадь текст русской народной песни, нарисовать к ней иллюстрацию.
5 этап: подведение итогов урока
Светлые свадебные эпизоды, воспроизведённые во многих русских операх, являются драматургически значимыми моментами в развитии действия оперы. Опера – это не отдельные номера, не концерт в костюмах, а художественно воссозданная драма жизни. На сегодняшнем уроке мы познакомились с народной песней «Матушка…» в обработке Михаила Матвеева, народной песней «Плывёт, плывёт лебёдушка», включённой в оперу
«Хованщина» Модеста Мусоргского и мелодией в народном стиле «Разгулялися, развалилися воды вешние по лугам» Михаила Глинки. - Существует интонационная общность этих произведений? ВЫВОД должны сформулировать ученики: существует родственное внимание к миру, оценке всего происходящего и выражения отношения к жизни. Спасибо за урок.