"Гендерная идентичность, как направление совместной образовательной деятельности с детьми и родителями ДОУ"
Автор: Винюкова Анжела Анатольевна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 69
Населённый пункт: Республика САХА (Якутия), село Маган
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Гендерная идентичность, как направление совместной образовательной деятельности с детьми и родителями ДОУ"
« Гендерная идентичность, как направление
совместной образовательной деятельности с детьми и
родителями ДОУ»
Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в
процессе воспитания личности и включающий в себя психологические,
социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и
женщинами (девочками), а существующие свойства и отношения
называются гендерными.
Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги
и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные
возможности, которые даны ему своим полом.
В возрасте 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо
мальчик, и обозначают себя соответствующим образом;
В возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям
становится понятно, что гендер не изменяется: мальчики становятся
мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не
изменится.
При обучении детей воспитателю важно учитывать, что девочки нуждаются
в стимулах,
в большей степени построенных на основе слухового
восприятия. девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки,
ее публичности. Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в
присутствии других детей, родителей и т.п…
Мальчики плохо воспринимают объяснение воспитателя на слух и для них
предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на
зрительном восприятии
,
наиболее значимым является указание на то, что он
добился результата именно в этом: научился здороваться, чистить зубы,
конструировать что-то и т.п. Каждый приобретенный навык, результат,
который мальчику удалось получить, положительно сказывается на его
личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым
достижениям. Но именно у мальчиков наблюдается тенденция к тому, что
добившись результата в каком-то виде деятельности, они так счастливы
этим, что готовы конструировать или рисовать одно и то же, что позволяет
им утвердиться в своих достижениях, но требует правильного понимания со
стороны воспитателя.
Особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста в
игровой деятельности. Ученые отмечают разное содержание и игровые
стили, которые часто не могут быть реализованы детьми в силу того, что
воспитателям – женщинам ближе тихие игры девочек на семейно-бытовые
темы. Мальчики очень любят дружеские потасовки, что не является
проявлением агрессии и создает у детей положительный эмоциональный
фон. Воспитатели не всегда правильно понимают потребность мальчиков в
этих потасовках и резко прерывают их, лишая детей радости, которую они
при этом испытывают. Шумные, наполненные движением игры мальчиков
вызывают у воспитателей раздражение, так как они считают, что такого рода
игры являются лишь бессмысленной беготней и могут привести к травме, а,
следовательно, им не место в жизни группы и они должны быть
прекращены. В результате мальчики лишены истинно «мужских игр», что
отрицательно сказывается на их личностном развитии.
При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной
педагогической задачей является преодоление разобщенности между детьми
и организации совместных игр, в процессе которых дети могли бы
действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Где
мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские.
Организация таких игр может быть построена, через театрализованную
деятельность.
Особого внимания со стороны педагогов требуют проблемы, связанные с
организацией предметно-пространственной среды.
Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития
личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального
опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные
виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т.п.), но
и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных
особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть
перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить
их усилия на использование отдельных элементов ее с учетом гендерных,
индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.
В нашем детском саду используется гендерная принадлежность, через
непосредственно – образовательную деятельность: Беседы
«Кто я:
мальчик или девочка?», «Чем мы похожи и чем отличаемся?»… «Мои
достоинства», «Мои таланты», «Мои недостатки»…
Словесные игры «Мир без тебя», «На какого сказочного героя я похож
(похожа)?», «Что умеют руки мальчиков?», «Что умеют руки девочек?»…
Тренинги и педагогические ситуации
«Обратись ко мне по имени»,
«Поможем девочкам», Волшебная ромашка», «Снежный ком из ласковых
имен», «Комплименты»…
Чтение художественной литературы:
Чтение таких р.н.сказок, как
«Крошечка-Хаврошечка», «Как аукнется, так и откликнется», «Рукодельница
и ленивица», сказки Г.Х.Андерсена «Снежная Королева», «Дикие лебеди» ,
«Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо», «Царевна лягушка», рассказы о
русских солдатах, «Рассказ о неизвестном герое» С.Маршака и др.
Важной неотъемлемой частью работы воспитателя в ДОУ по гендерному
воспитанию является вовлечение в эту работу родителей.
В нашем детском саду работа с родителями носит информационный
характер, так как для полноценного воспитания ребенка важно, чтобы
родители были грамотными в вопросе гендерного воспитания детей: беседы,
наглядная информация по таким темам как: « Мальчики и девочки – любить
по разному, воспитывать по разному», « Мир движений мальчиков и
девочек», « Как и во что играют мальчики и девочки» и др
. К празднику 23
Февраля были оформлены выставки « Мой папа лучше всех». В прошлом
году к 9 мая прошла выставка поделок «Папины руки не знают скуки». К 8
Марта совместно с детьми оформляем выставку « Мамочка любимая моя».
Планируем в следующем году совместно с родителями в ДОУ проводить
культурно – досуговые мероприятия, спортивные праздники.
В результате всей работы по гендерному воспитанию у детей расширяется
кругозор, повышается интерес к близким людям, их взаимоотношениям, дети
стали проявлять внимание, вежливость по отношению друг к другу. Хочется
надеется, что в положенное время из этих ребятишек вырастут настоящие
защитники и хранительницы уюта.