"Игровые и творческие элементы урока как средство формирования лингвистической компетенции учащихся"

Автор: Архипова Ирина Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 270
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Игровые и творческие элементы урока как средство формирования лингвистической компетенции учащихся"
Дата публикации: 14.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 270 Красносельский район г. Санкт- Петербург. Тема: «
Игровые

и

творческие

элементы

урока

как

средство

формирования

лингвистической

компетенции

учащихся»

.
Архипова Ирина Викторовна учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 270 Санкт-Петербург
2016г. Игровые и творческие элементы урока как средство формирования лингвистической компетенции учащихся . Игра в творчестве приводит в действие механизм мысли. М. Твен. Работа со словом, многостороннее его исследование является одной из важнейших задач урока русского языка и литературы. В процессе урока у учащихся происходит формирование различных учебных компетенций: коммуникативной, речевой, лингвистической. И формирование данных компетенций невозможно без использования учителем различных педагогических технологий., в том числе и игровых. На различных этапах урока русского языка очень важным является использование разного рода игровых и творческих элементов работы. Важность игры и творчества в образовательном процессе отмечали многие филологи и языковеды. Януш Корчак писал: «Игра – это возможность для ребёнка отыскать себя в учебном коллективе, себя в человечестве, себя во Вселенной». Игровые и творческие технологии в воспитании и обучении самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра и сейчас остаётся действенным методом для развития на уроке у учащихся лингвистической и других учебных компетенций. В своей педагогической практике я достаточно широко использую различного рода игровые и творческие работы на уроке. Это обусловлено реалиями современного учебного процесса обучения. Замечательный учёный –лингвист М. Л. Львов , размышляя о новых подходах к преподаванию языка и литературы, отмечает, что « привычный путь от теории к практике оказывается малоэффективным и недейственным…нужны новые формы работы с языком, творческие методы». Несомненно, что игровые и творческие элементы, включаемые учителем в урок, не должны быть каким – то отдельным и абстрактным элементом урока. Целью обращения к игре на уроке русского языка является приобретение учащимися конкретных практических навыков, перевод знаний в опыт. Обобщённо это можно выразить так:
1.ИГРА 2.ПОЛЬЗА 3.ПОЗНАНИЕ Применение игровых форм на уроках русского языка способствует лучшему усвоению знаний, развитию лингвистического чутья у учащихся. В. И. Буслаев утверждал: «Разнообразие – добрый знак хорошего образования» В учебном процессе урока я стремлюсь использовать разнообразные методические формы заданий и методические игровые приёмы для успешного обучения русскому языку. Игровые технологии используются мною достаточно часто.
Лингвистические

игры

и

творческие

задания
. - орфоэпические(конкурс дикторов, творческое задание «Поставь ударение») -лексико-фразеологические(«Найди нужный фразеологизм», «Стоп-кадр», «Найди лишнее», «Составь диалог по теме», «Тёмная лошадка», «Кто быстрее», «Найди пару», «Ромашка Блума») -игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных навыков (цифровой диктант, словарный диктант, диктант- шутка, лингвистический «футбол», «лингвистическое сложение», «лингвистическое вычитание», «Перепутаница» , «Слово-загадка») -Различные ролевые и деловые игры(«Учитель-ученик», «Мы в диалоге», «Тематическая сценка», «Игра в группе») -Использование различных кроссвордов и ребусов. -задания творческой направленности(«Мастерская творческого письма», «Методика ассоциативного эксперимента», написание синквейна)
Пример

игрового

задания
«
Слово

-

загадка»

(5-6

классы

):
Местоимение. Предлог. Меж них фамилия поэта. А вместе всё – известный плод, Что зреет на исходе лета. (Ответ – яблоко) При становлении лингвистической компетенции я часто использую на уроках русского языка текст или его фрагмент (тексты различных жанров и стилей, но занимательные по содержанию) в качестве контекста для иллюстрации, наблюдения, осмысления и анализа языковых единиц, их формирования и
развития в системе языка. Это и написание различного рода сочинений -миниатюр. -сочинение-описание картины(пример: сочинение по картине Левитана «Март») -сочинение-зарисовка (пример: «Запечатлённые звуки дождя») -сочинение-ассоциация (пример: «Непостижимая тайна неба») -сочинение-этюд («Узоры на морозном окне») Причём я практикую данные виды вид творческих работ как в классах среднего звена, так и в старших классах.
Пример текста – иллюстрации творческого задания на уроке русского

языка.

Михаил

Пришвин

.
«
После

грозы»

.
Утро, как счастье, пришло. После грозы и дождя все дорожки в лесу, доступные солнечным лучам, курились. Даже в тёмном ельнике лучи, пробиваясь сквозь полог косыми столбами, падали внутрь леса, и там, в этих столбах, показывалось наряженное, как к Новому году, дерево, сверкающее огнями всех цветов. Задания:1.Используя образные средства языка, опишите своё восприятие грозы в детстве..2.Охарактеризуйте все синтаксические конструкции в данном тексте. Несомненно, действенным средством в системе уроков по формированию у учащихся лингвистической компетенции является использование методического материала различного рода пособий, учебников, а также различные тематические презентации на электронных носителях. В этом плане, например, представляют интерес для учителей русского языка методические пособия Т. Рик из серии «Весёлые учебники» , рекомендованные Министерством образования России.
Т. Рик. «Здравствуйте, имя Существительное». Т. Рик. «Доброе утро, имя Прилагательное». Т. Рик. «Здравствуй, дядюшка Глагол». Т. Рик. «Как живёшь, Наречие?». Т. Рик. «Привет, Причастие!». Диапазон игр и творческих заданий, которые могут быть использованы в образовательном процессе на уроках русского языка, значительно более широк и разнообразен, чем это представлено в данной статье. Значение игры невозможно оценить. В этом и состоит её феномен. Изначально являясь развлечением, она способна перерасти в обучение, творчество, воспитание. Она – средство развития у учащихся лингвистических умений и навыков. В заключение я приведу высказывание М. Г. Ермолаевой, преподавателя кафедры педагогики СПбАППО:
«Хочется дополнить инструментарий педагогов игровыми

формами познания. Представляется важным ввести игровые элементы в

учебный процесс как законное педагогическое средство, как педагогический

феномен, обладающий повышенным воспитательно-образовательным

потенциалом и активно формирующий учебные компетенции».
( Ермолаева М. Г. Игра в образовательном процессе. СПб, 2005г.) -