Урок - исследование на тему "Роль второстепенных членов предложения в художественном тексте"

Автор: Романова Лариса Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ ГСШ № 3
Населённый пункт: Городищенский район Волгоградская область
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Урок - исследование на тему "Роль второстепенных членов предложения в художественном тексте"
Дата публикации: 14.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Конспект урока русского языка в 8 классе

ФИО педагога:
Романова Лариса Юрьевна
Место работы:
МБОУ «Городищенская средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением отдельных предметов» Городищенского района Волгоградской области
Должность:
учитель русского языка и литературы
Предмет:
русский язык
Класс:
8 класс
Тема урока:
Роль второстепенных членов предложения в художественном тексте
Цель урока:
обобщить и систематизировать изученное о второстепенных членах предложения на конкретном практическом материале.
Задачи:
образовательные: знать: опознавательные признаки главных и второстепенных членов предложения (определения, дополнения, обстоятельства). уметь: различать главные и второстепенные члены предложения, различать второстепенные члены предложения; уметь находить и определять второстепенные члены предложения в тексте, анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности употребления в речи. развивающие: развивать умения обучающихся пользоваться полученными знаниями при решении различных учебных задач, сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия, способствовать совершенствованию коммуникативной компетенции через осознанное, творческое восприятие текста; развивать устную и письменную речь, умение работать в группах. воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, русской литературе, художественный вкус, потребность правильно оценивать собственную деятельность, культуру речи.

Тип урока
: урок обобщающего повторения
Форма урока
: урок – исследование.
Формы работы на уроке
: фронтальная, групповая и индивидуальная
Методы:
словесные, наглядные, объяснительно-иллюстративные, проблемно-поисковые, практические, диалогический
Основные понятия
: проблемный вопрос, гипотеза, стиль текста, второстепенные члены предложения,
Оборудование
: мультимедийная презентация «Роль второстепенных членов предложения в художественном тексте», презентация «Страницы биографии Н. С. Гумилева», видеоклип на стихотворение Н. С. Гумилева «Жираф», тексты стихотворения Н. С. Гумилева «Жираф», инструкции работы в группе, карточки с домашним заданием, листки самооценки.



Ход урока

Этапы работы

Содержание этапа

1. Организационный момент.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: эмоционально настроить обучающихся на работу и способствовать их подготовке к продуктивной работе. Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке. Методы: словесные. Приветствие: Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые коллеги! Надеюсь, у Вас сейчас хорошее настроение.
2. Постановка учебной цели.
Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе: способствовать созданию проблемной ситуации для постановки учебной задачи. Цель, которая должна быть достигнута обучающимися на данном этапе: принятие цели и задач урока, готовность к выполнению практической работы. Методы: словесные 2.1. - Обратите внимание на тему нашего урока. Что будет являться объектом нашего исследования? А на каком материале мы будем проводить наше исследование? Да, ребята, работать мы будем с текстом художественного стиля, а точнее с лирическим произведением. А что создает поэт в лирическом произведении? А теперь постарайтесь сформулировать цель нашего исследования. Запишите проблемный вопрос в тетради. 2.2. Запись в тетрадях: Проблемный вопрос: Какие второстепенные члены предложения помогают раскрытию художественного образа в большей степени? (слайд № 2) 2.3. Выдвижение гипотезы. - Ребята, а как вы думаете, какой второстепенный член предложения (или какие второстепенные члены предложения) в большей степени помогает(ют) раскрытию художественного образа? 2.4. Запись в тетрадях: Моя гипотеза. Большая роль в развитии художественного образа принадлежит… 2.5. -Ребята, насколько ваши предположения верны, узнаете в конце нашего исследования. Сегодня на уроке мы обобщим полученные знания о второстепенных членах предложения, будем совершенствовать умения находить второстепенные члены предложения в тексте, повторим способы подчинительной связи в словосочетаниях. Кроме того, мы повторим изученные орфограммы. И, конечно же, мы будем на уроке вести работу по развитию речи, обучаться правильному построению своего высказывания как в устной, так и в
письменной форме. Словом, нам предстоит большая, серьезная работа, и я каждому из вас желаю удачи.
3
.
Актуализация опорных знаний
Цель, которую учитель должен достичь на данном этапе: систематизировать изученное о второстепенных членах предложения для работы в исследовательских группах, помочь повысить учебную мотивацию Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: показать знания второстепенных членов предложения, умения различать определения, дополнения и обстоятельства, определять вид второстепенных членов предложения. Методы: стимулирования, наглядные, словесные, создание ситуации выбора. 3.1. Вводное слово учителя: - Но прежде чем мы приступим к исследованию, давайте вспомним, что мы знаем о второстепенных членах предложения. А поможет известный вам прием «Верные и неверные утверждения» (слайды № 4-13) 3.2. Прием «Верные и неверные утверждения» - Верно ли, что подлежащее – главный член предложения? - Верно ли, что дополнение – это второстепенный член предложения, обозначающий качества, свойства и признаки предметов и явлений? - Верно ли, что определение отвечает на вопросы косвенных падежей? - Верно ли, что сказуемое – это второстепенный член предложения? - Верно ли, что обстоятельство отвечает на вопросы: куда, где, зачем? - Верно ли, что приложение – это особая группа определений, выраженных именем существительным, согласованным с определяемым словом в падеже? - Верно ли, что дополнения бывают прямыми и косвенными? - Верно ли, что определение – это второстепенный член предложения, обозначающий различные обстоятельства, при которых происходит действие, и отвечающий на вопросы о месте, времени, причине, цели? - Верно ли, что определения бывают согласованными и несогласованными? 3.3. Составление алгоритма определения вида второстепенных членов предложения. (слайд №14) 1шаг. Найти слово, от которого зависит. 2шаг. Выяснить, что обозначает. 3шаг. Определить, на какой вопрос отвечает. 4шаг. Определить, какой частью речи выражается. 4
. Открытие новых знаний.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: -эмоционально настроить обучающихся на работу; 4.1.Вводное слово учителя: - Молодцы, ребята, теорию вы знаете хорошо. А сейчас нас ждет путешествие в мир поэзии. Каждое стихотворение – тайна, разгадать которую может далеко не каждый. Чтобы познать эту тайну, нужно быть очень вдумчивым и чутким читателем, читать не только глазами, но и сердцем, и душой, учиться открывать тот глубинный смысл и те
- актуализировать соответствующие мыслительные операции, необходимые для открытия «новых знаний»; - организовать деятельность обучающихся в работе с текстом художественного стиля; - развивать коммуникативные способности обучающихся в работе в группе. Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: -эмоционально настроиться на работу с текстом стихотворения Н.С. Гумилева «Жираф»; - систематизировать и углубить свои знания о способах различения второстепенных членов предложения; - углубить знания изученных орфограмм; - показать умения анализировать текст художественного стиля, сравнивать языковые факты и делать соответствующие выводы. Методы: объяснительно-иллюстративные, словесные, проблемно-поисковые, работа в группах. чувства, которые скрыты от невнимательного читателя. В волшебный мир слова поведёт нас сегодня Николай Степанович Гумилев, великий русский поэт, жизнь и творчество которого вы будете изучать в 11 классе. Но чтобы лучше понять содержание стихотворения, в котором мы встретимся с образом изысканного жирафа, Настя познакомит вас с некоторыми фактами из биографии поэта. 4.2.Презентация страниц биографии Н. С. Гумилева (реализация опережающего задания) 4.3. Постановка конкретной учебной цели. - Итак, мы с вами исследователи. Какова цель нашей исследовательской работы? А поможет в нашем исследовании стихотворение необычайной красоты. 4.4. Видеоклип на стихотворение Н. С. Гумилева «Жираф». 4.5. Беседа по содержанию стихотворения. - Каким настроением проникнуто это стихотворение? - Чьи образы вы увидели в этом стихотворении? - А как вы думаете, какой образ является центральным в этом стихотворении? - А является ли это стихотворение рассказом о животном? Почему вы так думаете? - А кому адресован рассказ о животном? 4.6. Практическая работа. Задания для первой группы. 1) Запишите первые две строфы стихотворения 2) Вставьте пропущенные буквы, устно обоснуйте выбор орфограммы. 3) Выпишите словосочетания, в состав которых входят дополнения; определите, какое это дополнение: прямое или косвенное. 4) Определите, какую смысловую нагрузку в этом стихотворении несут дополнения. Задания для второй группы. 1) Запишите третью строфу стихотворения. 2) Вставьте пропущенные буквы, устно обоснуйте выбор орфограммы. 3) Выпишите словосочетания, в состав которых входят обстоятельства, обозначьте их вид.
4) Определите, какой способ подчинительной связи в данных словосочетаниях. 5) Какие обстоятельства стоят в начале предложения. Какова их роль? 6) Есть ли обстоятельства, выраженные какими-либо оборотами? Какова их роль? 7) Определите, какую смысловую нагрузку в этом стихотворении несут обстоятельства Задания для третьей группы. 1) Запишите четвертую и пятую строфы стихотворения. 2) Вставьте пропущенные буквы, устно обоснуйте выбор орфограммы. 3) Выпишите словосочетания, в состав которых входят определения. 4) Каких определений больше, согласованных или несогласованных? Как вы думаете, почему? Назовите эпитеты 5) Как вы думаете, почему жираф не просто пятнистый, длинноногий, а изысканный? 6) Определите, какую смысловую нагрузку в этом стихотворении несут определения? 4.7.Физминутка «И глаза вам скажут «Спасибо» 4.8. Представление результатов исследования. 4.9. Подведение итогов исследования.
5. Закрепление изученного.
Цель, которую учитель хочет достигнуть на данном этапе: - создать условия для систематизации знаний на более высоком уровне; - активизировать творческие способности обучающихся. Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: -закрепить умения анализировать текст художественного стиля, сравнивать языковые явления и делать соответствующие выводы; - умения строить свои собственные 5.1. Учитель:
-
Ребята, мы провели исследовательскую работу, и я вновь предлагаю обратиться к проблемному вопросу: Какой (какие) второстепенные члены помогают раскрытию образа жирафа в большей степени?
(слайд № 17)
А как вы думаете, почему? А как вы думаете, всегда ли определения в большей степени помогают раскрытию художественного образа? А можно ли создать художественный образ без второстепенных членов, только используя подлежащее и сказуемое? И доказательством вашим рассуждением послужат результаты исследовательской работы,
высказывания на лингвистическую тему. Методы стимулирования: похвала, создание ситуации успеха которую провела Даша. 5.2. Презентация индивидуального исследования. 5.3. Творческая работа. -Напишите похвальное слово второстепенным членам предложения.
6. Итог урока. Рефлексия.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: содействовать осознанию обучающихся своей учебной деятельности на уроке. Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: -осознание своей умственной деятельности, самооценка результатов; - умение давать самооценку своим результатам и класса; Методы: репродуктивные, создание ситуации выбора. 6.1. Учитель: - Ребята, наше исследование подходит к завершению, и давайте подведем общий итог нашей работе. Какова была цель нашего исследования? Достигли мы цели? Каковы результаты? А теперь давайте вспомним ваши гипотезы? Кто оказался прав в своих предположениях? Ребята, я надеюсь, что знания о второстепенных членах предложения помогут вам создавать содержательные, яркие собственные высказывания, а также помогут в анализе художественных произведений. 6.2. Аргументированные ответы на вопросы: - Что вы ожидали от урока и что получилось? - Какие этапы урока вы считаете наиболее удачными и почему? - Какой этап урока вы бы опустили, вычеркнули? Почему? - Была ли польза от такого вида работы? 6.3. Заполнение листа самооценки. 6.4. Оценка деятельности обучающихся учителем
7. Домашнее задание

(по группам)
Цель, которую хочет достичь учитель: распределить задания по группам и разъяснить обучающимся критерии успешного выполнения домашнего задания. Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: принятие рекомендаций учителя для успешного выполнения домашнего задания Учитель: – Мы провели исследование на материале текстов художественного стиля и увидели, какую роль играют второстепенные члены предложения в художественном тексте. Дома я вам предлагаю продолжить исследовательскую работу. Задание: восстановить текст, дополнив его второстепенными членами предложения (можно пользоваться словами для справок). Определить стиль текста. Письменно ответить на вопрос: какую роль играют второстепенные члены предложения в данном тексте? Для первой группы предлагается текст официально – делового стиля, для второй группы – публицистического стиля, для третьей группы – научного стиля.