"Сказочная страна"

Автор: Черницкая Марина Алексеевна
Должность: воспитатель группы компенсирующей направленности
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад Улыбка"
Населённый пункт: Тихвин
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: "Сказочная страна"
Дата публикации: 15.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад Улыбка» КОНСПЕКТ занятия по развитию речи «Сказочная страна» Составил: воспитатель высшей квалификационной категории Черницкая М.А.

Тема:
Сказочная страна.
Цель
: Формирование речевых умений и навыков на основе устного народного творчества.
Задачи
:
Обучающие
: Упражнять в различии понятий «звук», «слог», «слово», «предложение»; совершенствовать фонематический слух; упражнять в подборе слов с определенным звуком; упражнять в звуко - буквенном анализе слов; активизировать речь детей с помощью слов, противоположных по значению; совершенствовать умение составлять предложения и образовывать сложные прилагательные; закрепить навык складывания фигуры из бумаги (голубя) способом оригами.
Развивающие:
Развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление; развивать навык самоконтроля.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к произведениям устного народного творчества; воспитывать самостоятельность, взаимопомощь, дружеские отношения друг с другом.
Интеграция образовательных областей:
«Художественно-эстетическое развитие»», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Предварительная работа воспитателя:
изготовление бутафорской книги «В гостях у сказки», конверта с письмом, карточек для игровых заданий с пропущенными буквами, карточек с числом «5», подбор наглядного и музыкального материала.
Предварительная работа с детьми:
проведение викторины «Угадай сказку», использование игровых упражнений по обучению грамоте, складывание фигур из бумаги способом оригами, разучивание музыкально- ритмической композиции «Песня Красной шапочки», отгадывание загадок.
Материал и оборудование
: магнитофон; аудиозаписи; мольберт с магнитами; книга бутафорская; карточки со словами и изображениями тарелки, метлы, кареты; поднос; картинки с изображением бегемота, обезьяны, льва, крокодила, зайца; карандаши по количеству детей (простые, цветные - зеленый, синий, красный); листы бумаги в клетку по количеству детей; бумага белого цвета квадратной формы, ножницы по количеству детей; карточка со словом волк; карточки с оценками.
2


Ход занятия:

1. Организационный момент.
Дети находятся в группе. Воспитатель: -Ребята! Сегодня к нам пришли в гости - воспитатели нашего детского сада и учителя школы. Поздоровайтесь, пожалуйста, с гостями. А вы знаете, что обозначает слово «здравствуйте»? (Ответы детей) Воспитатель: -Это приветствие, пожелание здоровья и добра. Давайте поприветствуем друг друга! Коммуникативная игра. Оглянись скорей вокруг! Здравствуй, здравствуй милый друг! Поскорее улыбнись И дружочку поклонись! Давайте улыбнемся и нашим гостям!
2. Беседа, создание игровой ситуации.
Воспитатель: Ветерок весенний дует, вертит, В форточку влетел конвертик. Ну-ка, (имя), посмотри, Что за вести там внутри? Ребенок открывает конверт, в нем находится письмо-загадка. Воспитатель предлагает прочитать письмо ребенку. Ребенок читает письмо.
Дорогие ребята!

Мы живём в стране чудес и волшебства.

Здесь добро всегда побеждает зло.

Мы приготовили для вас задания.

Ждём встречи!
Воспитатель: -Как вы думаете, от кого письмо? (Ответы детей) Воспитатель: -Да, это письмо от сказочных героев. Хотите с ними встретиться? Тогда отправляемся в сказочную страну. (Звучит фонограмма лирической музыки). Воспитатель: Хлопните, топните, повернитесь, В сказке тотчас очутитесь!
3. Актуализация знаний.
Воспитатель: -Вот мы и в сказочной стране. Герои сказок приготовили для вас сюрприз – волшебную книгу. (Показывает книгу детям).
3

Книга непростая, на каждой странице задание от сказочного героя. Открываем первую страницу. -Кто это? Дети: -Вини-пух. Воспитатель: Вини-пух любит сочинять сопелки, пыхтелки, нелепицы. Я сейчас прочитаю одну из его нелепиц. А вам надо внимательно ее послушать и запомнить, что в ней, правда, что нет? Воспитатель читает стихотворение. Теплая весна сейчас, Виноград созрел у нас. Конь рогатый на лугу, Летом прыгает в снегу. Поздней осенью медведь Любит в речке посидеть. И зимой среди ветвей Га-га-га пел соловей. Быстро дайте мне ответ: Что здесь, правда? А что нет? (Ответы детей) Воспитатель: -Справились с первым заданием. Вторая сказочная героиня любит трудиться, наводить порядок. Ее имя от слова «зола». Кто это? Дети: -Золушка. (Воспитатель переворачивает страницу книги). Воспитатель: -Золушка просит вас помочь ей. Надо составить предложения по картинкам: метла, тарелка, карета. (Дети составляют предложения по картинкам). Воспитатель: -Молодцы! Помогли Золушке. Она вам очень благодарна. Воспитатель: - Если вы сейчас отгадаете загадку, то узнаете, кто изображен на следующей странице? Бабушка девочку очень любила, Шапочку красную ей подарила. Девочка имя забыла свое. А ну, подскажите, как звали ее? (Ответы детей) (Воспитатель показывает страницу книги с изображением Красной шапочки). Воспитатель: -Скажите, кто повстречался на лесной тропинке Красной шапочке в лесу?
4

(Ответы детей). (Воспитатель прикрепляет к магнитной доске карточку со словом волк). Придумайте, пожалуйста, слова со звуками этого слова. В - вода, вата, ворота, ваза. О- окна, озеро, обруч, облако. Л - лак, луна, лампа, лужа. К - кот, ком, куб, крот, кот. Воспитатель: - Вы отлично справились с этим заданием. Предлагаю вам отдохнуть вместе с Красной шапочкой.
Физкультминутка.
Музыкально-ритмическая композиция «Песня Красной шапочки» Автор Ким. Ю., музыка Рыбников А. Воспитатель: -Продолжаем рассматривать сказочную книгу. Отгадайте, кто изображен на следующей странице? Круглый бок, румяный бок. Милый, славный ….(колобок). Воспитатель: -Ребята, а из чего испечен Колобок? Дети: -Из муки. Воспитатель: -А кто съел Колобка? Дети: -Лиса. Воспитатель: - А вот задание от Колобка. Он просит мальчиков выполнить звуко - буквенный анализ слова лиса, а девочек - слова мука. Для выполнения задания сядьте, пожалуйста, за столы. (Дети садятся за столы). Воспитатель: -Я хочу напомнить вам , что Стол, ребята, не кровать. И нельзя на ней лежать. За столом сиди ты стройно И веди себя достойно! (Дети садятся за столы и выполняют задание). (Воспитатель следит во время выполнения деятельности за осанкой детей). Воспитатель: -Ребята! Поменяйтесь, пожалуйста, листочками и проверьте друг у друга выполненное задание. (Проводится взаимопроверка, анализ) Воспитатель: -Молодцы! И мальчики, девочки выполнили задание верно.
5

Следующий сказочный герой носит имя, как наша группа. Как вы думаете, кто это? (Ответы детей). Воспитатель: -Буратино хочет, чтобы поиграть с вами в игру «Кто самый упрямый?» Нужно назвать слово наоборот. (Игра «Подбери слово, противоположное по значению») Веселый -…. (грустный) Быстро -……(медленно) Трудолюбивая - ……(ленивая) Молчать -…. (кричать) Тихо -….(громко) Мальчик - …(девочка) Стоять- …….(бежать) Утро -…(ночь) Добрая -….(злая) Воспитатель: - А скажите, кто из сказочных героинь злой? (Ответы детей). Воспитатель: -Верно, Баба-яга. (Воспитатель открывает страницу книги, на которой изображена Баба- яга). Воспитатель: -Баба-яга любит вредничать. Она спрятала буквы в словах. Напишите, пожалуйста, спрятанную букву в словах. (Дети берут с подноса по одной карточке и пишут пропущенную букву). С. к (о) М. к (а) М. р (и) Д. м (о) Шар. (ы) К. т (о) Луж. (а) Сан. (и) Л. на (у) Воспитатель: -Ребята, прочитайте слова, которые у вас получились. (Дети читают слова). Воспитатель: -Молодцы! Это задание вы тоже выполнили на «отлично». А вот следующий сказочный герой лечит птиц и зверей. Кто это? (Ответы детей). (Воспитатель открывает страницу с изображением Айболита). Воспитатель:
6

-Айболит подготовил такое задание. Он просит образовать сложные прилагательные про животных, которые изображены на картинках. Например, у обезьяны длинный хвост, значит она ….длиннохвостая. У бегемота короткие ноги, он…(коротконогий). У льва пышная грива, он….пышногривый. У крокодила острые зубы –он…(острозубый). У зайца длинные уши - он….длинноухий. Воспитатель: -Вы верно назвали сложные прилагательные. Айболит благодарит вас за помощь. А на следующей странице сказочной книги герой, который живет на крыше и летает всех выше. Кто же это? (Воспитатель открывает страницу с изображением Карлсона). Воспитатель: -Задание от веселого Карлсона: назовите, какое слово самое короткое? Малыш, дом, пропеллер. -Какое слово самое длинное? Сок, джем, варенье. Воспитатель: -Отлично. Открываем следующую страницу волшебной книги. (Воспитатель открывает страницу с изображением совы). Воспитатель: -Кто на этой странице? (Ответы детей). Воспитатель: - Да, сова - символ мудрости. Она хочет, чтобы вы назвали птицу - символа мира. (Ответы детей) Воспитатель: -Совершенно верно. Голубь является символом мира. Я предлагаю сложить из бумаги эту замечательную птицу. (Дети складывают из бумаги фигуру голубя способом оригами). Воспитатель: -Подарите, пожалуйста, голубей нашим гостям. Пусть всегда на нашей планете Земля и в сказках царят мир и добро! (Дети вручают гостям фигурки голубей). Воспитатель: -Открываем последнюю страницу сказочной книги. Что на ней написано? (Дети читают: «Молодцы!») Воспитатель: Ребята, какие вы умницы и умники! Вы многому научились в детском саду и готовы к школе. Герои сказок благодарят вас и в память о встрече дарят «5». (Вручение детям карточек с изображением «5»)
7


4. Итог занятия.
Воспитатель: - Ребята, пора возвращаться в детский сад. Хлопните, топните, вокруг себя повернитесь, в детском саду очутитесь. Воспитатель: -Вам понравилось в сказочной стране? А что больше всего понравилось тебе (имя)? Расскажи, (имя), что для тебя было самым интересным? Трудным? Расскажите, пожалуйста, вечером своим родителям о встрече со сказочными героями.
8


Литература:
Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду.- М. 1974. Максаков А.И. Учите, играя. - М.: Просвещение, 1983. Синицына Е. Умные слова. - М.: Аист, 1997. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи в детском саду. - М.: Совершенство, 1998. Ушакова О.С. Придумай слово.- М.: Просвещение, 1996.
9