"По чашкам темною струею уже душистый чай бежал".

Автор: Федорова Татьяна Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "ООШ №2"
Населённый пункт: г. Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: конспект музейного урока
Тема: "По чашкам темною струею уже душистый чай бежал".
Дата публикации: 15.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Музейный урок «По чашкам темною струею уже душистый чай бежал» (традиции семейного чаепития) (традиции семейного чаепития)
Цели урока
: познакомить учащихся с традицией русского чаепития; развивать воображение детей, творческую инициативу; умение рассуждать на основе наблюдений, делать выводы; воспитывать эстетическую культуру, любовь к родной природе, бережное к ней отношение.
Формировать УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение. Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания. Форма проведения: путешествие в прошлое, домашние посиделки. Методы и приемы: вовлечение в прошлое, наглядность (музейные предметы, репродукции, ксерокопии фотографий самоваров), смена интерьера, обыгрывание ситуаций, эвристическая беседа, листки активности. Оборудование: зал экспозиции (интерьер комнаты небогатого селянина, подворье), репродукции картин Б. М. Кустодиева «Купчиха за чаем», «На террасе», фотографии чайной плантации, ксерокопия различных форм самоваров, экспонаты музея, баранки, пряники, бублики, сахар-рафинад, варенье, лимон, фрукты. Место проведения: школьный музей Русского быта. Подготовка к мероприятию. Время проведения:35-40мин. 1. Поисковая работа учащихся. 2. Подготовка костюмов, наглядно-иллюстративного материала. Сценарий урока Первое действие проходит на «крестьянском подворье» музея Русского быта. Звучит песня «У самовара я и моя Маша». Хозяин. Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть, да в окна глядеть! Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться! 1
Хозяйка. Рады видеть вас у себя в гостях, в нашей горнице. Стук в дверь Хозяин. Пожалуйте, гости дорогие! Веселья вам да радости! Заходит первая группа. Хозяйка. Здравствуйте, проходите, будьте как дома! Гость. Не беспокойся, хозяюшка, мы дома не лежим и в гостях не стоим. Хозяйка усаживает гостей на лавку, входит вторая группа. Хозяин. У нас для каждого найдется и местечко, и словечко. Хозяин усаживает вторую группу, входит третья. Хозяйка. Редкий гость никогда не в тягость. Проходите, пожалуйста. Гость. Дома сидеть, ничего не высидеть. Решили на людей посмотреть, да себя показать. Хозяин. Собралось у нас много гостей. Ну что ж, доброе начало, как говорится, половина дела. Хозяин. Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило? Гость. Гостям-то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам? Хозяйка. В тесноте, да не в обиде! Сядем рядком, да поговорим ладком о жизни семейной. Хозяин. Это всё для вас, гости дорогие! Калачи, ватрушки, пышки, и баранки, и коврижки! Хозяйка. Всех гостей мы сегодня угостим ароматным крепким чаем! Ведущий. Хозяйка и хозяин по доброй русской традиции пригласили нас на чай. А что это значит? Ученик. Приглашение на чай известно на Руси с конца XVIII века. «Пригласить на чай» или «пригласить на чашечку чая» означало «пригласить в гости». «На чашечку чая» обычно приглашали хороших знакомых или друзей дома, близких родственников. Приглашали, как правило, для беседы, во время которой или после которой устраивался непременно чайный стол – с чаем, печеньем, сладкими пирогами, ватрушками. Ведущий 1. Чаепитие на Руси – это признак хорошего тона, а задушевный, застольный разговор за чаем – национальная русская традиция. Сегодня мы поговорим о традициях семейного чаепития. Ведущий 2. До появления на Руси чая наши предки с удовольствием пили лесные чаи, приготовленные из различных ягод и трав: шиповника, земляники, малины, ежевики, морошки, липы, зверобоя и других растений. Ведь в них было много витаминов. Ученик. Чай не знал социальных различий - он был любим и в царской семье, и в деревенской хатенке, и в рабочих бараках, и в дорогих ресторанах. Чаепитие в России нечто большее, чем просто застольная традиция - это образ жизни, черта национального характера, символ хлебосольства и гостеприимства. Ученица. Всегда считалось: принимающий гостей принимает Бога и ангелов 2
Его. В православной семье всякая «общечеловеческая» трапеза любви становится образом, иконой Трапезы Господней. «Накануне крестных страданий Христос преломил ученикам хлеб и благословил общую чашу. И сказал об этой трапезе: это — Я, этот хлеб — мое Тело, это вино — моя Кровь, проливаемая за мир». Собираясь за общим столом в дни праздников или ради чести пришедшему гостю, православные христиане вновь создают, составляют собою икону Христовой любви и участия в Трапезе Небесного Царства. Ученик. Смеркалось: на столе блистая, Шипел вечерний самовар… (А.С.Пушкин) Ведущий 1. Постепенно традиционные и домашние чаепития превращаются в своеобразные ритуалы. Образную зарисовку купеческого чаепития дал Александр Островский: «В четыре часа по всему Замоскворечью слышен ропот самоваров. Если это летом, то в домах открываются все окна для прохлады, у открытого окна вокруг кипящего самовара составляются семейные картины». Сразу же вспоминаются знаменитые картины Б.М.Кустодиева «На террасе» и «Купчиха за чаем». (Ведущий обращает внимание на репродукцию картины Б.М. Кустодиева «Купчиха за чаем») Удобно устроившись, подперев локоть одной руки другой, молодая женщина чинно пьет чай из блюдца, сидя на балконе деревянного особняка. Перед ней богатый натюрморт: огромный, начищенный до блеска самовар, чайник с портретами, расшитое полотенце, сочный арбуз, фрукты и сласти. Художник концентрирует наше внимание на героине и подчеркивает значимость для нее происходящего: чаепитие – это некий ритуал, воплощение всего уклада ее жизни. Безмятежность и покой чаепития подчеркивается голубым небом на фоне террасы. В сознании художника душевное равновесие, уют сердечного настроения непременно ассоциируется с традиционным чаепитием. Ведущий 2. (Работа по репродукции картины Б.М. Кустодиева «На террасе») Семья художника собралась за послеобеденным чаем в яблочный Спас. Стол накрыт на террасе у дома… Эту картину можно назвать своеобразным гимном семьи. Перед нами предстает размеренная жизнь дома, залогом счастья, которого является уважение и взаимопонимание между членами семьи. И, наконец, глубокая традиционная черта русского чаепития, - оно всегда служило целью объединения семьи, когда вокруг самовара собирались все члены, и стар и млад. Таким образом, русская чайная церемония способствовала укреплению внутрисемейных связей, помогала людям разных поколений находить общий язык. За чайным столом семья проникалась единой атмосферой покоя. Ведущий 1. «Говорят, что русский быт умер... Это чепуха! Быта не убить, т. к. быт - это человек...», писал Б. Кустодиев. Его философский взгляд по- прежнему актуален для нашей культуры, стремящейся к восстановлению и 3
сохранению глубоких семейных традиций, включая чайную. Ученица. В каждой семье чай устраивали в разное время. Но обычно вечером, после 16 часов, а летом и того позже, в 7 – 9 часов вечера. Ученик. Во многих православных русских семьях во время чаепития не подавались спиртные напитки, не разрешалось курить, не принято играть на музыкальных инструментах, петь. Как правило, во время чая почти не спорили, громко не разговаривали. Ведущий 2. По старинному обычаю хозяин, приглашая гостя к столу, говорил ему приятные слова, чтобы беседа протекала спокойно и мирно. Хозяин. Дорогие гостюшки-голубушки! Покидайте-ка лавочки, умывайте-ка рученьки! Берите-ка чайную чашечку да пригласите друг друга к чаю (дети и гости, передавая чашку из рук в руки, приглашают друг друга к столу). Второе действие мероприятия проходит в горнице за столом. Хозяйка. А вы знаете, как ласково называли в старину стол? (ответы участников посиделок) Раньше стол называли «Божья ладонь» или «сердце матери»? А почему? (заботился обо всех, старался накормить каждого). Но если стол, как сердце матери, можно ли его обижать? А радовать? В традициях русского народа заложены и правила поведения за столом. Назовите их? (Дети высказывают свои предположения) Нельзя стучать по столу ложкой или рукой, класть локти на стол, болтать ногами, громко чавкать, ругать еду, которую подает хозяйка на стол. Даже невкусное блюдо, если его похвалить, станет от этого вкуснее. В старину если роняли кусочек хлеба, то просили у него прощения и целовали. Ели раньше из общей миски (блюда). Каждый брал угощение в свой черед, по старшинству – верили, что это приведет к миру и согласию в доме и т.д. Ведущий 2. Каждая чайная церемония в православных семьях, да и не только чайная, а любая, связанная с приемом пищи, начиналась с молитвы. Обычно читали «Отче наш». Звучит песнопенье «Отче наш» под музыку П.И.Чайковского. Ученица. Вот как писал об этом в своей поэме «Евгений Онегин» А.С.Пушкин: Сдабривал свой чай не сахаром. Скрашивал его не молоком. Благость Божьим словом поднимая, "Отче Наш" смиренно повторяя… Ведущий 1. А после принятия пищи и чаепития с благодарностью произносили "Благодарим Тя, Христе Боже наш... " Дети и гости слушают запись молитвы после вкушения пищи. Ученик. В семьях священнослужителей читают специально составленные молитвословия перед и после приема пищи, в зависимости от времени суток, дня недели или чему, кому эта трапеза посвящена. Хозяин. А из какой же посуды пили чай? 4
Ученица. Как правило, это фарфоровая или фаянсовая посуда. Особая гордость радушной хозяйки — чайный сервиз, который она достает из буфета по особо торжественным случаям. В некоторых семья сохранилась традиция пить чай из стеклянных стаканов с подстаканниками. Хозяйка. С чем пили чай? Ученик. К чаю, горячие крендельки и булочки, баранки и сушки, мед. Ученица. А у бедных намоченный хлеб, посыпанный сахаром, считался лакомством. Ведущий 2. Любители чая умудрялись с маленьким кусочком сахара выпить 7-8 стаканов. Хозяин. Чем накрывали стол и что ставили в центр стола? Ученик. Стол накрывали скатертью, а самовар ставили в центре на специальный поднос. Ведущий 1. «Дорогой», «родной», «золотой Иван Иваныч», «семейный очаг» - так на Руси величали самовар. Обратите, пожалуйста, внимание на выставку самоваров и фотографии. Какое разнообразие! Были самовары «на каждый день» и гостевые, парадные. Были прямоугольные, которые можно упаковывать в дорожные сундучки. Самовары-гиганты вмещали несколько ведер воды, а «малышки» всего один стакан – таким дали имя эгоист. Ученик. А я знаю, что вода в самоваре долго оставалась горячей, и за чаем сидели иногда по нескольку часов, вели неторопливые разговоры. Самовар стал символом домашнего уюта, благополучия и мира в семье. Ведущий 1. А вы знаете, что самый дешевый самовар стоил 3 рубля, а самовар из накладного серебра можно было приобрести за 25-100 рублей (для сравнения корова стоила 15 рублей). А как вы думаете, а для чего еще служил самовар? Согреть воду, погреть руки, разогреть баранки, и наконец, многие хозяйки варили в нем яйца, ведь утром печь не топили. Ведущий 2. А кто разливал чай? Положено, чтобы чай разливала хозяйка, и только в случае крайней необходимости это действие доверялось старшей дочери. (встает хозяйка) Хозяйка. По одну сторону от меня находится самовар, а по другую - чайные полотенца. А для чего они нужны? Ученик. Мы, как добропорядочные гости, выпьем не одну чашку чая, и наверняка нам станет жарко. Мужчины вешали полотенце на шею, а женщины утирались передником (повесит на шею на одного из мальчиков рушник). Ученица. Чайные полотенца были особой гордостью в каждом доме. Они с любовью вышивались девушками. В каждой семье был свой узор, который передавался по наследству. Хозяйка. Прямо передо мной стоит полоскательница. Для чего? (предположение детей) 5
Раньше, прежде чем налить вторую чашку, следовало ополоснуть ее (показ). Ведущий 1. Китайский трактат гласит: «Чай усиливает дух, смягчает сердце, пробуждает мысли, не позволяет лениться». Чтобы «не растерять» полезные свойства чай следует правильно заваривать. А как? Предположение детей. Хозяйка. Для заваривания подходит только керамический чайник. Его ополаскивают кипятком и сушат на огне. Заварку насыпают из расчета 1 ч.л. на чайник и на 1 стакан. Чайник заливают кипятком («белым ключом») на треть объема, а через 7-10 минут наполняют до краев. Если на поверхности появилась пенка, чай заварен правильно. Ароматным, вкусным и полезным чай будет только первые 8-10 минут после заваривания. А какие способы заваривания чая знаете вы? Ведущий 2. Передавать чашку за столом полагалось обязательно обеими руками, улыбаясь, с добрым напутствием: "На здоровье!". Принимая чашку чая, гости отвечали хозяевам: "Спаси Бог вас", "Благо дарю вам" (показ). Ведущий 1. Восточная мудрость гласит: «Свежий чай подобен бальзаму, а чай оставленный на ночь, – подобен укусу змеи». Ребята, вспомните, что говорит народная мудрость о чае? Чай пить – не дрова рубить. Выпей чайку – забудешь тоску. Чай не пьёшь – какая сила? Чаем на Руси никто не подавился. Чай человеку подать – уважение оказать! Хозяин. Иногда, уровень, до которого наливали чай в стакан, в разных семьях отличался. А в каких семьях наливали до краев? В бедных – наша хозяйка тем самым показывала свое гостеприимство («Пейте гости дорогие, ничего для вас не жалко») (наливаем чай). Ученик. Но с другой стороны, в полный стакан и сливок не нальешь, и сахара не положишь! По правилам этикета следует не доливать один-два сантиметра от края чашки — это признак хорошего тона (наливаем чай). Еще один атрибут русского чаепития — специальные грелки, которыми накрывают заварочный чайник. Сшитые из плотного материала колоритные петухи, сказочные птицы или куклы-матрешки по-настоящему украшают стол. Ученица. В конце чаепития члены семьи или гости переворачивали чашку или стакан вверх дном или прикрывали его блюдцем, показывая, что они напились чаю. Скажите, а какие традиции чаепития существуют в ваших семьях? Дети и гости рассказывают о традиции чаепития в своей семье, пьют чай, заполняются листки-активности. Ведущий 1. Давайте позвоним родителям, бабушкам, дедушкам и встретимся снова всей семьей, совсем как в те времена, когда вы были маленькими. Сядем вокруг самовара или современного чайника и просто тепло побеседуем 1. Ланкова, Н.М. Работа со школьниками в краеведческом музее / Н. М. Ланкова - М: ГИЗ, 2001. 6
7