"Духовная музыка в художественно-эстетическом воспитании дошкольников".

Автор: Кузнецова Татьяна Викторовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МКДОУ БГО Детский сад №7 комбинированного вида
Населённый пункт: город Борисоглебск, Воронежская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Духовная музыка в художественно-эстетическом воспитании дошкольников".
Дата публикации: 15.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


ДУХОВНАЯ МУЗЫКА В ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ

ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Кузнецова Татьяна Викторовна,

музыкальный руководитель МКДОУ БГО

Детский сад №7 комбинированного вида

г. Борисоглебск
В наш скоростной XXI век, век новых технологий и возможностей, в связи с развитием радио- и телекоммуникаций, появлением мультимедийных средств и высококачественной цифровой аудио- и видеоаппаратуры, музыка для людей стала очень доступной. Она звучит постоянно и везде! В домах, на улицах, в часы работы и досуга. Но такая музыка имеет преимущественно лёгкий, развлекательный характер. Она не даёт пищи для размышлений, не заставляет задуматься, не поднимает человека над обыденностью. Ещё в далёкие времена древнегреческий философ Платон утверждал, что музыка должна стать средством воспитания молодёжи. В трудах русских философов В.С. Соловьёва, Н.Л. Бердяева, П.А. Флоренского обосновывается основополагающее значение духовной музыки в системе национальных ценностей. М.А. Лисицын, Д.В. Разумовский, С.Г. Зверева рассматривали феномен духовной музыки как важнейшее средство нравственного совершенствования человека. Д.Б. Кабалевский, автор концепции музыкального воспитания подрастающего поколения, писал, что музыка – не просто развлечение и не добавление, «гарнир» к жизни, которым можно пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека. Отображая в своих образах чувства и переживания человека, музыка развивает её духовное начало, стимулирует творческое отношение. За многовековую историю христианской Руси накоплен большой опыт, создан огромный пласт духовной музыки, начиная от достаточно простых песнопений и молитв, читаемых нараспев, до истинных шедевров, имеющих подлинную художественную ценность. Произведения М.С. Березовского, Д.С. Бортнянского, А.Д. Кастальского, П.Г. Чеснокова, П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова вошли в сокровищницу не только русской, но и мировой музыки. Ошибочно мнение, что музыка серьёзная, в т.ч. и духовная, воспринимается сама по себе, без всяких усилий со стороны ребёнка. 1
Восприятие и исполнение духовной музыки – это напряжённая работа души, сердца и ума. Это своеобразный процесс «соработничества», накопления духовной энергии, процесс духовного возрастания человека. Огромное значение имеет и то, что такая музыка не просто слушается, а пропевается человеком. Мысль, заложенная в основу произведения, становится прочувствованной, согретой теплом души человека, при этом полнее раскрывается смысл слова, и этот смысл становится личностно значимым для ребёнка. Чувства, заложенные в духовной вокальной музыке, многократно усиливаются оттого, что одновременно поёт не один человек, а большое количество людей. К сожалению, духовные христианско-исторические традиции в течение нескольких десятилетий были прерваны. В последнее время наблюдается возрождение духовно-нравственных традиций русского народа. В школах вводится обязательный предмет Религиоведение. В воспитательном процессе в условиях детского сада можно начинать работу по приобщению детей к истокам русской культуры. Знакомство с лучшими образцами духовной музыки является благодатной почвой для нравственного развития ребёнка, что может защитить его от пагубного влияния современной эрзац- культуры. Началом может послужить знакомство с традиционными православными праздниками: Пасха, Рождество Христово, Покров, Троица и др. Дошкольники знакомятся с обрядами и узнают, что все праздники обязательно сопровождаются особой музыкой. Дети разучивают короткие песенки («Вербочки», рождественские колядки, «Мы маленькие свечи» Е. Кавериной), хорошей традицией стало приглашение в детский сад вокального ансамбля педагогического института с исполнением песнопений «Благослови, еси Господи» В. Сариева, «Радуйся, Росско Земле (виватный кант неизвестного автора). Перед праздниками дети просматривают фрагменты телевизионной передачи «Играй, гармонь», мультфильмы православной тематики «Сказание о Петре и Февронии», «Про Василия Блаженного», знакомятся с русской иконописью: Донской иконой Божией Матери Феофана Грека, «Троицей» А. Рублёва. В г. Борисоглебске проводится ежегодный православный фестиваль во имя Бориса и Глеба, в котором принимают участие родители и дети нашего детского сада. Духовная музыка способствует развитию всего самого лучшего в душе человека, она воспитывает чувства доброты и терпимости, красоты и гармонии. Духовная музыка содержит в себе своеобразный код долговременных связей не только между отдельными людьми, но даже между 2
поколениями. Такого рода связи воспринимаются как историческая вертикаль, как ось, скрепляющая различные эпохи. Литература. 1. Зелинский К.В. Нравственное воспитание школьников. Философские, психологические и педагогические истоки. – М: Глобус, 2009. – 112 с. 2. Кошмина И.Д. Наследие духовной культуры. Ж. Искусство в школе, 2007, №4, с. 38. 3. Щирин, Д. В. О восприятии духовной музыки студентами гуманитарного вуза (по данным социологического наблюдения) /Д. В. Щирин //Социологические исследования : Научный журнал /Российская Академия наук. – 2006. – № 6. – С. 98–102. 3