"Цветовосприятие и цветоразличение"

Автор: Золотарёва Ольга Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с № 451
Населённый пункт: город Новосибирск Новосибирская область
Наименование материала: статья
Тема: "Цветовосприятие и цветоразличение"
Дата публикации: 15.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Золотарёва О.С. , МКДОУ д/с №451, воспитатель группы компенсирующей направленности
Тема: «Формирование цветовосприятия и цветоразличения у детей с

нарушениями зрения».
Коррекционную работу я начинаю с формирования первоначальных знаний об эталонах цвета. Развиваю зрительную, перцептивную ориентировку при восприятии цвета. Стимулирую зрительную поисковую деятельность детей на обобщающее понятие «цвет». Это проходит в несколько этапов:  Обучаю детей узнавать, выделять объекты красного, желтого, зеленого, синего, оранжевого, коричневого цвета из группы разноцветных; выделять цвет, отвлекаясь от других признаков предмета (формы, величины, назначения); соотносить три оттенка красного, желтого, синего, зеленого, оранжевого, коричневого; сопоставлять цвет предмета с эталоном. (Например, дидактическая игра «Выбери предметы только красного цвета», «Собери бусы по цвету», «Вставь цветные грибочки в отверстия»). Развиваю способность различать в знакомых предметах красный, синий, желтый, зелёный цвета («Какого цвета платье у Александры?», «Найди красную игрушку на зеленой ёлке»).  Учу узнавать и называть белый и чёрный цвета. Упражняю в узнавании белого (черного) цвета из множества разноцветных (красных, синих, жёлтых, зелёных, оранжевых, коричневых).  Развиваю способность сравнивать три объекта красного, жёлтого, зелёного, синего, оранжевого и коричневого цвета, отличающихся по светлоте. Способствую овладению сравнительной оценкой светлоты предметов (темнее, светлее, еще светлее), учу ранжировать объекты по возрастающей степени светлоты (Например, дидактическая игра «Какой цветок темнее/светлее?»).  Позднее я учу детей узнавать, называть, выделять в окружении основные цвета, учу группировать предметы по цвету вокруг образца
(выбор из 2-4 цветов). Формирую умение получать три оттенка зеленого цвета, используя способ окраски воды, и называть их: «темный», «светлее», «самый светлый». Аналогично с другими цветами. Например, на большом листе бумаги рисую солнышко, а дети – синие облака вокруг него. Затем определяем, какое облачко темнее/светлее. Или же даю каждому ребёнку лист бумаги с наклеенным силуэтом котёнка и предлагаю нарисовать клубочки; затем определяем, какой клубочек темнее/светлее.  Упражняю в применении обобщающего понятия «цвет» в непосредственно образовательной деятельности с различными материалами. Например, на лепке (художественно – эстетическое развитие), наряду с пластилином, предлагаю детям солёное тесто и современные массы для лепки («Живой песок»). Здесь дети сравнивают различные материалы, приходят к выводу, что материалы могут быть разными по консистенции, но по цвету их можно называть одинаково.  Знакомлю детей с предметами окружающего мира, имеющими постоянный признак цвета, учу ориентироваться на этот признак при узнавании предмета (например, «Жёлтый, как лимон»).  Учу соотносить предметы с цветными, с силуэтными и контурными изображениями (например, дидактическая игра «Контур – силуэт»). Процесс поэтапного формирования знаний цвета проходит в форме индивидуальной работы и дифференцированном подходе. Если это индивидуальная работа, то учитываю возможности ребенка в зависимости от остроты зрения, его вхождение в контакт в процесс обучения, устойчивость внимания, работоспособность и т.д. Если дифференцированный подход , то выделяю подгруппы, в состав которых могут входить дети только с низкой остротой или только дети, находящиеся на этапе плеоптического лечения – лечения, направленного на нормализацию и закрепление правильной фиксации, повышение остроты зрения (лечение синдрома ленивого глаза - амблиопии) и т.д.