Обобщающий урок по теме "Смешанные числа"

Автор: Савиди Зоя Викторовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 3
Населённый пункт: город Абинск, Краснодарского края
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Обобщающий урок по теме "Смешанные числа"
Дата публикации: 15.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МБОУ СОШ № 3 г.Абинска
Обобщающий урок

по теме

«Смешанные числа»

(5 класс)
открытый урок разработала учитель математики Савиди З.В.

Учитель МБОУ СОШ №3 г.Абинска Савиди З.В.

Тема
: Обобщающий урок по теме «Смешанные числа».
Класс:

Цели урока:
1. Создать условия для развития навыков устного счёта, грамотной математической речи навыков контроля и самоконтроля. 2. Продолжить работу над формированием следующих математических умений:  сравнение, сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями;  решение уравнений;  умение выделять целую часть из неправильной дроби;  умение преобразовывать смешанное число в неправильную дробь. 3. Воспитывать аккуратность, культуру и организацию труда.
Оборудование
: набор карточек с тестовыми заданиями.
Тип урока:
урок закрепления знаний, умений и навыков.
Ход урока

1. Организационный момент.
 Определение целей урока. Слово «дробь» в русском языке появилась в 8 веке, и происходит это слово от глаголов: «дробить», «ломать на части». При разделе добычи, при измерении величин люди встречались с необходимостью ввести «ломанные» числа – обыкновенные дроби. Действия над дробями ещё в среднем веке считались самой сложной областью математики. До сих пор немцы говорят, про человека, попавшего в затруднительную ситуацию, что он попал в дроби. Сегодня на уроке мы определим, как вы выходите из затруднительной ситуации, решая примеры и задачи с обыкновенными дробями.
2. Актуализация опорных знаний
1) Устная работа 1. 6 3 6 2 6 5 Назовите, чему равна сумма и разность наибольшего и наименьшего числа в первой и второй строчке. Найдите закономерность и заполните пустое место. 7 1 7 2 7 3 9 5 9 1 2. Назовите числа. Найдите лишнее: А) . 205 111 ; 49 56 ; 18 13 ; 100 31 ; ; 2 1 ; 4 3 Какая дробь называется правильной? Какая неправильной? Сравните правильную и неправильную дробь с 1. Б) . 50 43 ; 16 8 ; 14 1 2 ; 45 13 ; 20 17 Какие числа называются смешанными? 3. Выделите целую часть из дробей: . 3 9 ; 7 13 ; 4 6 4.Представьте в виде неправильной дроби: . 10 9 1 ; 3 2 5 ; 2 1 2
3. Работа по отработке навыков и умений.

Вы знаете, что математика – это наука, имеющая, прежде всего практический характер, то есть наука, которая помогает нам в жизни. 1. Как я уже говорила, понятие «дробь» возникло очень давно. Первые из дробей имели числитель 1, и назывались в Египте «единичными». Давайте решим уравнения и назовём дробные части корней на древне – русском языке. Найдите корень уравнения А). 2 1 +(х- 2 3 )= 2 3 ; Б). ( 4 1 +х)- 4 5 = 4 1 ; В). х- 16 12 - 16 17 = 16 20 Давайте, сравним единицы измерения, используемые в наши дни.
Выразите:
а) в метрах: 532 см, 405 см, , 5м 14см; б) в тоннах: 450кг, 28 ц, 3т 4ц 25 кг; в) в кубических дециметрах: 3 дм 3 35 см 3 , 135см 3 3. В старину на Руси использовались деньги, равные одной копейке и деньги, меньшие копейке, поэтому жалование батраков исчислялось не только в рублях, но и в копейках.
Решите задачу:
Батрак, работая на помещика получил жалование в 20 копеек (двугривенник). В первый день он потратил 4 1 всех денег, во второй - 4 2 денег. Сколько осталось денег у батрака до следующего жалования. (5 копеек – пятак). Кроме этого на Руси использовались такие названия денег: 2 1 к. – грош; . 4 1 - полушка; 3к. – алтын; 15к. – пятиалтынный; 10к. – гривенник, 25 к. – четвертак; 50к. - полтинник.
4. Динамическая пауза.

Занимательный вопрос:

Девочка выходит к доске и пишет :

« Двести сорок да двести сорок будет четыреста сорок.»

Девочка не ошиблась ли? В чем дело?



5. Самостоятельная работа в виде теста
I вариант II вариант
1.Какое из чисел является правильной дробью? А) 7 9 ; Б) 4 3 ; В) 5 5 ; Г) 6 3 1 . 2.Какое из чисел является смешанным? А) 7 9 ; Б) 3 4 3 ; В) 5 5 ; Г) 3 1 . 3.Найдите значение выражения. ( 12 7 12 5  )- 12 2 А)1 12 1 ; Б) 10 12 ; В) 12 11 ; Г) 12 10 . 4.Решите уравнение: 7 х =12. А)84; Б) 12 7 ; В) 7 12 ; Г) нет решения. 5.Преобразуйте число 3 15 7 в неправильную дробь А) 15 10 ; Б) 15 21 ; В) 15 36 ; Г) 15 52 . 6. Представьте число 35 97 в виде смешанного числа А)2 35 27 ; Б) 2 27 35 ; В)6 2 1 ; Г)5 35 5 . 7.Найдите корень уравнения и представьте его в виде смешанного числа. (у- 19 12 )- 19 8 = 19 7 . А) 19 27 ; Б) 19 3 ; В)1 8 19 ; Г) 1 19 8 1.Какое из чисел является правильной дробью? А) 9 9 ; Б) 4 6 ; В) 52 1 ; Г) 6 3 1 . 2.Какое из чисел является смешанным? А) 7 1 ; Б) 4 3 ; В) 5 4 ; Г) 7 3 1 . 3.Найдите значение выражения. ( 9 8 9 7  )- 9 11 А) 9 4 ; Б) 1 9 3 ; В) 9 5 ; Г)1 9 4 . 4.Решите уравнение: 15 х =4. А) нет решения; Б)60; В) 4 15 ; Г) 15 4 . 5.Преобразуйте число 5 13 3 в неправильную дробь А) 13 15 ; Б) 13 68 ; В) 13 28 ; Г) 13 8 . 6. Представьте число 15 94 в виде смешанного числа А) 3 94 5 ; Б)3 2 1 ; В)6 15 4 ; Г) 4 15 8 . 7.Найдите корень уравнения и представьте его в виде смешанного числа. (х- 15 14 )- 15 3 = 15 7 . А)1 15 9 ; Б) 1 9 15 ; В) 15 24 ; Г) 1 15 1 . Ответы оформляются крестиком на бланках ответа. Фамилия Вариант: № 1 2 3 4 5 6 7 А Б В Г
6. Рефлексия.
- Мне на уроке было интересно. - У меня все получилось - Проанализируйте свою работу на каждом этапе и выставьте оценки.
- Мне надо еще поработать над …
7. Подведение итогов урока.
Учащиеся рассказывают о том, чем они занимались на уроке, какие умения у них развиты хорошо, какие задания вызвали затруднения Задание на дом: № 1129, 1134 (1) по учебнику.

Самоанализ урока

Тема
: Обобщающий урок по теме «Смешанные числа».
Класс:

Цели урока:
1. Создать условия для развития навыков устного счёта, грамотной математической речи, навыков контроля и самоконтроля. 2. Продолжить работу над формированием следующих математических умений:  сравнение, сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями;  решение уравнений;  умение выделять целую часть из неправильной дроби;  умение преобразовывать смешанное число в неправильную дробь. 3. Воспитывать аккуратность, культуру и организацию труда.
Тип урока:
урок закрепления знаний, умений и навыков. В соответствии с типом урока я придерживалась следующей логике:  мотивация проведения урока;  актуализация опорных знаний и способов действий;  организация деятельности по применения полученных знаний;  контроль и взаимоконтроль;  подведение итогов Урок проходил в 5Б классе. Класс неплохой. Дети активные, целеустремлённые, может, немного несдержанные, но это обуславливается возрастными особенностями учащихся. Основной этап урока – организация деятельности, направленная на применение полученных знаний и способов действий. Среди форм работы на уроке я использовала:  работу по опорному сигналу  приёмы: «исключи лишнее», «найди закономерность» ;  работа с тестовым заданием;  С целью поддержания познавательного интереса и расширения кругозора, я сочетала математический материал с интересными сведениями из истории математики. На уроке мы с ребятами над развитием следующих видов учебной деятельности: 1. Интеллектуальной (сравнение, нахождение закономерностей, обоснование, выделение главного); 2. Организационной (выполнение пошаговых действий, оценка своей пошаговой деятельности); 3. Среди коммуникативных умений уделялось большое внимание развитию монологической речи. 4. Среди информационных – умение воспроизводить содержание учебного материала. Развитию нравственной культуры шло через формирование благоприятного психологического климата, доброжелательного отношения друг к другу, к учителю, стремлению помочь и поддержать товарища. За счёт разнообразия форм работы я обеспечивала высокую работоспособность учащихся. Я считаю, что поставленные на уроке цели были достигнуты, учащиеся правильно и осознанно выполняли задания. Удалось избежать переутомления учащихся, развить мотивацию учения, навыки контроля и самоконтроля,