"Су-Джок терапия как средство речевого развития детей в условиях логопедической группы"

Автор: Панарина Татьяна Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с № 451
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Су-Джок терапия как средство речевого развития детей в условиях логопедической группы"
Дата публикации: 16.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 451 комбинированного вида «Теремок»
Статья

«Су-Джок терапия как средство речевого развития детей в условиях

логопедической группы»
Воспитатель высшей квалификационной категории Панарина Татьяна Юрьевна
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В. А. Сухомлинский.
Большинство родителей думая о том, как лучше подготовить ребенка к школе, чаще всего обращают внимание на его умение читать и писать. При этом не предают значения тому, как развита мелкая моторика рук. Однако, умение производить точные движения пальцами является важным показателем готовности к обучению в школе. Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка. На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Весь практический
материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии. Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су Джок терапия. Су – Джок в переводе означает
"Су" – кисть, "Джок" – стопа

.
). В конце XX века профессор сеульского национального университета Пак Чже Ву разработал оригинальный метод самоисцеления, получивший название «Су- джок». С его помощью можно лечить любую часть тела, любой орган, не прибегая к помощи врача. Главное же заключалось в том, что неправильное применение этого метода не способно нанести организму человека никакого вреда. Су – Джок тренажоры – это шарики, включающие в себя две кольцевые пружины. Сами шарики, и колечки используются при пальчиковой гимнастике. С помощью шаров – «ёжиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и лодошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым , способствуя психоречевому развиттию.
Цель применения технологии
- коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в условиях логопедической группы. В процессе работы по технологии поставлены следующие
задачи:
1. Познакомить детей с приемами использования массажера Су – Джок в коррекционно- развивающей работе. 2. Воздействовать на биологически – активные точки по системе Су – Джок. 3. Стимулировать зоны коры головного мозга. 4. Нормализовать мышечный тонус.
5. использовать элементы Су- Джок терапии на различных этапах коррекционно- образовательной деятельности. 6. Содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности. 7. Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать познавательные процессы.
Основные пути реализации Су – Джок технологии состоят в

следующем
 Работа с педагогами по знакомству с Су-Джок, приемами и их использованию.  Задача логопеда совместно с педагогами – убедить ребенка в том, что речь можно исправить, можно помочь ему стать таким же как все. Поэтому для педагогов и родителей необходимо, составлять консультации, рекомендации которые размещаются на стенде «Советы логопеда».  Работа с детьми (организация деятельности на занятиях в совместной деятельности в повседневной жизни).  Работа с родителями (мастер-класс по использованию Су – Джок терапии, открытые занятия).  Ресурсное обеспечение (создание развивающей среды, приобретение массажных шариков, составление картотек игр, упражнений).
Этапы внедрения Су – Джок технологии

I этап.
Знакомство детей с Су –Джок тренажерами, правилами их использования.
II этап.
Закрепление приобретенных умений и навыков в упражнениях и играх.
III этап.
Самостоятельное использование тренажоров Су –Джок в соответствии с желанием и потребностями детей. Формы организации работы могут быть: Индивидуальные. Подгрупповые. Фронтальные занятия.
Существуют следующие приемы Су – Джок терапии:


Массаж специальным шариком
. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мыщцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко.
И следующий прием это
: массаж эластичным кольцом, которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Так как все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы, эффективным способом профилактики и лечения болезней является массаж пальцев, кистей и стоп эластичным кольцом. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день. В коррекционно - логопедической работе приемы Су - Джок терапии активно используют в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма.
Формы работы по использованию Су – Джок терапии
 Диагностика и стимуляция точек соответствия речевых зон головного мозга и органов артикуляционного аппарата.  Профилактический ручной массаж кистей рук, массаж и самомассаж кончиков пальцев и растирание ногтевых пластинок ( массаж проводится с ребенком до стойкого ощущения тепла и незначительного покраснения).  Использование Су – Джок массажоров. Игровой самомассаж проводится в виде 2-3-х минутных упражнений между основными частями занятия, либо одновременно проговаривая слоги, чистоговорки, стихотворения на автоматизацию нарушенного звука.
Формы работы с использованием массажера «Су-джок» направлены

на:

1. Развитие фонематического слуха и восприятия :( покажи соответствующий заданному звуку шарик, услышав этот звук среди других звуков; спряч шарик в лодонях , если звука там нет). 2. Развитие звукового и слогового анализа слов: (при проведении звукового анализа слов используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По заданию педагога ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик. Упражнение «Раздели слова на слоги. Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов. 3. Коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков): («Шарик мы лодонью «стук», повторяем в слоге (слове звук», «Шар обратно прокати, слоги (слово, фразу) измени». 4. Совершенствование лексико –грамматических категорий словообразование, словоизменение, работа над словарем). 5. Развитие памяти и внимания («Глазки закрывай, на каком пальце колечко угадай», «справа, с левая стучу – перепутать не хочу»). 6. Развитие мелкой и общей моторики: (сказка «Ежик», массаж пальцев эластичным кольцом, «Делай , как я»
Главные достижения Су -Джок терапии:
 Высокая эффективность – сокращаются сроки коррекционной работы; при правильном применении выраженный эффект часто наступает через несколько минут, иногда секунд.  Обсолютная безопасность и простата применения.  Универсальность метода.  Су – Джок теропию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.  Доступность метода для каждого человека. Таким образом, Су-Джок терапия – это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки,
расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами, использование которых в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком, оказывая стимулирующее влияние на развитие речи. Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико- грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-логопедической деятельности в условиях детского сада, оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях. Следовательно, использование Су-Джок терапии способствует коррекции речевых нарушений у детей.
Литература:
1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. –Ростов н/Д: Фенкс, 2009.
2. Ивчатова Л. А. Су-Джок терапия в коррекционно- педагогической работе с детьми// Логопед, №1, 2010.-с.36-38 3. Платонова О. А. Су-Джок терапия для всех; М; АСТ; СПБ.; Сова, 2007. 4. Смирнова Е. А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста 2013 г. 5. Ткаченко Т. А. Логопедическая энциклопедия. /Т.А. Ткаченко.-М.: Мир книги 2010 г.