"Подготовка руки к письму"

Автор: Федосеева Наталья Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ Д/С №15 "Алёнка"
Населённый пункт: г. Николаевск-на-Амуре
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: "Подготовка руки к письму"
Дата публикации: 16.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Уважаемые родители. Мы рады, что вы отложили свои дела и нашли время заглянуть к нам, чтобы узнать о своих детях, чтобы чему
-
то научиться, чем
-
то поделиться с нами. Конечно, нас с вами волнует один и тот же вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка, как правильно подготовить его к школе. И сегодня ваше внимание хочется обратить на подготовку руки ребёнка к письму перед школой. Т.к. уже в старшей группе мы приучаем детей ориентироваться на листе бумаги, видеть клетку, правильно держать карандаш и ручку, то самое время поделиться с вами нашими проблемами в этом, как оказалось, нелёгком деле. Для успешного овладения школьными навыками ребёнку необходимо иметь хорошо развитую
моторику руки,
так как большая нагрузка на руку в школе может вызвать чувство усталости, напряжения и нарушение при формировании почерка. Развитые детские руки нужны не только для школы, но и для всей последующей жизни детей. Поэтому наиболее верный путь — не ждать школу, а готовиться к ней. Поэтому, хочешь — не хочешь, но у ребенка стоит развить навыки письма заблаговременно, ибо в классе будет столько отвлекающих факторов, немалая эмоциональная нагрузка, а тут еще слабенькие кисти, неразвитые мышцы руки будут ощутимо болеть, если навалить на них сразу 3-4 часовые напряженные занятия. Усталость, эмоциональное выгорание, постоянное напряжение и, как следствие, нарушение
почерка
, исчезновение
мотивации
к учению. Какие же основные проблемы дошколят при овладении письмом?  неумение держать строчку, она уходит или вверх, или вниз (трудно долго выдержать напряжение, стресс);  дети не видят клетку и линеечку;  быстро снижается темп занятий, начало быстрое, потом все медленнее и медленнее пишет ребенок  скорая потеря интереса к занятию письмом (не получается написать букву правильно, и ребенок огорчается, а если родитель еще начинает ругать…)  быстрая усталость (лучше разделить занятия на пятнадцатиминутки, прерываемые отдыхом или спокойным занятием игрой) Для чего нужна подготовка руки к письму перед школой, когда в первом классе выводить буквы ребенка научат? Во
-
первых, потому что требования к детям, поступающим в современный первый класс, намного выше, чем 10-20 лет назад. И чтобы у первоклассника не было ощущения того, что он отстаёт, не успевает, как раз и необходима подготовка руки к письму. Подготовка
-
это полшага на пути к красивому почерку. Во
-
вторых, развитие мелкой и крупной моторики напрямую связано с речью ребенка. Делая упражнения, направленные на укрепление мышц руки, мы тренируем мозговую деятельность.
Подготовка руки к письму

Письмо
-
сложный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма
-
длительный и трудоёмкий процесс, который не всем детям даётся легко. Неподготовленность к письму может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния в школе. Поэтому уже в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления двигательного и практического опыта, развития ручной умелости. Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение. Начиная работу по подготовке детей к письму, мы учим ребенка, в первую очередь, правильно удерживать ручку и ориентироваться в пространстве (на листе бумаги). Основное внимание мы обращаем и на формирование правильной позы при письме: детей учим сидеть, держать ручку, располагать необходимые предметы на столе, самостоятельно работать и ориентироваться на листе тетради. Ещё мы уделяем внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решаем сразу две задачи: во
-
первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во
-
вторых, готовим к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения. Дети этого возраста путаются в различении правой и левой сторон тела, особенно по отношению к другим людям. Умение различать правую и левую стороны - это важная предпосылка для многих видов обучения. Поэтому отработке этого навыка необходимо уделять достаточное количество времени, проводя занятия с ребенком в виде различных игр и упражнений. Для отработки дифференциации правых и левых частей тела можно рекомендовать следующие упражнения: - Поднять то правую, то левую руку. Взять предмет то правой, то левой рукой. - Можно предложить и более сложные задания: показать левой рукой правое ухо, показать правой рукой левую ногу и т.д. Отработав представления о правой и левой сторонах тела, можно перейти к формированию ориентировки в окружающем пространстве, например: - Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку: "Покажи, какой предмет находится справа от тебя" или "Положи книгу слева от себя". Если ребенку трудно выполнить это задание, следует уточнить, что справа - это ближе к правой руке, слева - ближе к левой. - Определение пространственных соотношений между двумя-тремя предметами или изображениями. - Ребенку предлагается взять правой рукой книгу и положить ее возле правой руки, взять левой рукой тетрадь и положить у левой руки. Далее ребенку задается вопрос: "Где находится книга, справа или слева от тетради?" - Ребенку предлагается положить карандаш справа от тетради; положить ручку слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге -
справа или слева; где находится карандаш по отношению к тетради - справа или слева. - Берутся три предмета. Ребенку предлагается положить книгу перед собой, слева от нее положить карандаш, справа - ручку и т.д.
Как правильно держать ручку?
Ручка должна лежать на левой стороне среднего пальца. Указательный палец сверху придерживает ручку, большой палец поддерживает ручку с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца. Итак, ручку надо держать свободно, не зажимая ее слишком крепко и не прогибая указательный палец. Пригибание первого сустава указательного пальца увеличивает мышечное напряжение, ребенок быстро устает, а темп письма снижается. 1. Представим, что на среднем пальце правой руки есть "подушечка"; 2. На эту "подушечку" укладываем ручку; 3. Указательный и большой пальцы захватывают ручку сверху; Расстояние от самого кончика ручки до кончика указательного пальца должно быть примерно 1,5 – 2 см. Если расстояние слишком маленькое или слишком большое, рука при письме будет напряжена. Когда ребёнок работает в тетради или прописи, нужно соблюдать следующие правила: • Сидеть прямо. • Ноги вместе. • Между грудью и столом расстояние 1,5 - 2 см. • Тетрадь расположена под углом 30 градусов. Если тетрадь расположена по- другому, ребёнку придётся поворачивать туловище и сильно наклонять голову. • Нижний левый угол листа, на котором пишет ребёнок, должен соответствовать середине груди. • Оба локтя лежат на столе. Успешность работы по формированию двигательных навыков зависит от её систематичности и регулярности. Задания должны приносить ребенку радость, нельзя допускать скуки и переутомления. Способствует развитию навыков письма у ребенка штриховка, раскрашивание, узор по контуру, дорисовывание симметрии к фигуре, копирование простых фигур. Овладение навыком письма — довольно длительный и трудоемкий процесс, поэтому, чтобы ребенок не утратил интерес к обучению, стоит подойти к организации занятий по письму творчески. Не скучно писать одну строчку за другой, а придумать
систему поощрений
и наград за успешно пройденные уроки.
Благодарим за внимание. Желаем Вам приятного и полезного общения с детьми.