"Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках физики"
Автор: Нагога Екатерина Михайловна Должность: преподаватель физики
Учебное заведение: ГБОУ НСО Барабинский ф-л Новосибирского колледжа транспортных технологий им. Н. А. Лунина
Населённый пункт: город Барабинск
Наименование материала: статья
Тема: "Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках физики"
Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках физики.
Может собственных Платонов
И быстрых разумов Невтонов
Российская земля рождать.
Ломоносов М. В. (1711-1765гг.)
Современный урок – это урок, соответствующий современным требованиям подготовки
конкурентно способного выпускника с оптимальным уровнем качества образовательной
подготовки. Это логически законченный, целостный, ограниченный определёнными
рамками отрезок образовательного процесса.
Думаю, наиболее важные особенности современного урока:
создаётся доброжелательная атмосфера;
формируется высокий уровень мотивации;
придаётся большое значение способам учебной работы;
уделяется специальное внимание развитию у обучающихся умений
самостоятельной познавательной деятельности, творческого отношения к освоению
учебной дисциплины.
К общим требованиям современного урока можно отнести:
многоцелевой характер;
реализация всех дидактических задач;
научность;
межпредметные связи;
проблемность;
развитие познавательных способностей;
активизация умственных деятельности обучающихся;
дифференцированный и личностно-индивидуальный подходы;
комплексное использование средств обучения;
самостоятельная работа обучающихся;
разнообразная и планомерная обратная связь.
Каждому учителю хочется, чтобы его урок был успешным. Думаю, что успех урока
определяется прежде всего качеством планирования, уровнем общения учителя с
учеником, организацией взаимодействия учащихся друг с другом, характером их
деятельности, интересом к теме урока, умением учителя импровизировать.
Развитие познавательных творческих способностей обучающихся -
цель
деятельности педагога, а применение различных приемов активизации является
средством достижения цели. Понимание этого важно для работы педагога. Заботясь о
развитии обучающихся, я стараюсь чаще использовать активные методы обучения. Но
одновременно отдаю себе отчет в том, что являются ли используемые приемы и методы
оптимальными, отвечающими имеющемуся развитию обучающихся и задаче дальнейшего
совершенствования их познавательных умений.
Система работы преподавателя по активизации учебной деятельности студентов
должна строиться с учетом планомерного постепенного и целенаправленного достижения
желаемой цели - развитие познавательных творческих способностей обучающихся.
Любая деятельность человека (не только познавательная) складывается из
отдельных действий, а сами действия можно разложить на отдельные операции.
Среди всех познавательных психических процессов ведущим является мышление.
Действительно, мышление сопутствует всем другим познавательным процессам и часто
определяет их характер и качество. Очевидна, например, связь между мышлением и
памятью.
Следовательно, активизировать познавательную деятельность обучающихся - это
значит, прежде всего, активизировать их мышление. Для этого можно выделить три
уровня:1. Понимание. 2. Логическое мышление. 3. Творческое мышление.
- Понимание - это аналитико-синтетическая деятельность, направленная на
усвоение готовой информации, сообщаемой книгой или учителем.
В процессе понимания обучающиеся усваивают опыт проведения логических
рассуждений, анализа, глубокое понимание сообщаемого материала.
- Логическое мышление. Под логическим мышлением понимается процесс
самостоятельного решения познавательных задач. На этом уровне познавательной
деятельности обучающиеся должны уметь самостоятельно анализировать изучаемые
объекты, сравнивать их свойства, сравнивать результаты отдельных опытов, строить
обобщенные выводы, выполнять классификацию, доказательства, объяснения, выводить
формулы, анализировать их, выявлять экспериментальные зависимости и т.д. Поэтому
преподаватель, организуя, мыслительную деятельность обучающихся на данном уровне,
должен подбирать им такие задания, которые предусматривали бы выполнение одного из
указанных умственных действий или их различную совокупность. Чем больше
самостоятельных действий должны совершить учащиеся при выполнении задания, тем
оно сложнее.
В процессе мышления обучающийся самостоятельно приходит к новым выводам. В
процессе понимания он уясняет смысл и непротиворечивость вывода, сделанного
преподавателем.
- Творческое мышление. Согласно современным воззрениям процесс научного
творчества совершается в три этапа:
I этап характеризуется возникновением (в ходе познания или практической
деятельности) проблемной ситуации, первоначальным анализом ее и формулировкой
проблемы.
II этап творческого процесса - это поиск пути решения проблемы. Этот поиск
совершается в ходе детального анализа проблемы на основе имеющихся знаний. В случае
необходимости знания об изучаемом объекте исследования можно пополнить, изучая
соответствующую литературу или выполняя необходимые экспериментальные
исследования. Часто принцип решения находят чисто логически, строго доказательно.
Иногда объект исследования познан недостаточно, а знания о нем не только неполны, но и
противоречивы. В этом случае доказательно вывести принцип решения возникшей
проблемы не удается. На помощь приходит интуиция.
III этап творческого познания - этап противоречие найдено (или угадано) принципа
решения проблемы и его проверка. На этом этапе принцип решения реализуется в виде
отдельных результатов творчества: решение новой задачи, обоснований и разработка
конструкций, теорий и т.д. Полученные результаты проверяют экспериментально,
согласуют с другими теоретическими данными и т.д.
Важным условием развития интереса к предмету являются отношения между
обучающимися и преподавателем, которые складываются в процессе обучения.
Воспитание познавательного интереса к предмету у обучающихся во многом зависят и от
личности преподавателя.
Качества, которыми должен обладать преподаватель:
1) Эрудиция, умение предъявлять к обучающимся необходимые требования и
последовательно усложнять познавательные задачи.
2) Увлеченность предметом и любовь к работе, умение побуждать обучающихся к
поиску различных решений познавательных задач;
3) Доброжелательное отношение к обучающимся, создающее атмосферу полного
доверия. Все это располагает к тому, что можно спокойно подумать, найти причину
ошибки, порадоваться своему успеху и успеху товарища и т.д.
4) Педагогический оптимизм – вера в обучающегося, в его познавательные силы,
умение своевременно увидеть и поддержать слабые, едва заметные ростки
познавательного интереса и тем самым побуждать желание узнавать, учиться.
Преподаватель может не обладать всеми указанными достоинствами (хотя должен к
этому стремиться). Но если он в совершенстве владеет хотя бы одним из этих качеств, то
часто добивается значительных успехов в обучении и развитии обучающихся.
Правильный стиль отношений с обучающимися – основа успеха педагогической
деятельности.
Активизация познавательной деятельности обучающихся должна начинаться с
использования различных средств, обеспечивающих глубокое и полное усвоение ими
материала, излагаемого преподавателем.
Большое значение имеет то, как преподаватель вводит тему урока. Он должен
вызвать у обучающихся интерес к теме: привести интересные факты, показать опыты и т.
д.
Также большое значение имеет объяснение материала.
Приемы объяснения материала должны методологически правильно раскрывать
взаимосвязь экспериментальных и теоретических методов научного исследования место и
возможности индукции и дедукции в процессе познания, роль, место и значение
эксперимента. Необходимо также стремиться к тому, чтобы обучающиеся понимали
логическую структуру курса: какие положения являются фундаментальными научными
фактами, какие выводятся их опыта, какие предсказываются теорией и подтверждаются
экспериментом, какие являются допущениями (предположениями), и требуют
дальнейшего исследования. Осознание логической структуры курса – условие глубокого
его усвоения. Поэтому выбор приемов объяснения диктуется не только уровнем
познавательных способностей обучающихся, задачей их дальнейшего развития, но и
рядом методологических требований.
Обеспечение глубокого понимания обучающимися изучаемого материала является
лишь первой ступенью активизации их познавательной деятельности и тем условием, на
фоне которого могут использоваться приемы и методы, требующие от учащихся большей
самостоятельности. Рассмотрим приемы и методы работы, рассчитанные на развитие
логического мышления обучающихся.
1.
Метод эвристической беседы.
Для развития логического мышления учащимся в процессе обучения необходимо
предоставлять возможность самостоятельно проводить анализ, синтез, обобщения,
сравнения, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения и т.д. Такая возможность
предоставлять обучающимся при ведении урока методом беседы.
Развитие мышления обучающихся в ходе эвристической беседы зависит от
искусства преподавателя задавать вопросы. Вопросы могут быть очень детальными.
Ответы на такие вопросы не требуют от обучающихся пытливости мысли, серьезной и
вдумчивой работы ума. В практике обучения эвристическая беседа, кроме вопросов,
рассчитанных на мыслительную деятельность логического уровня, может включать (и
часто включает) вопросы и задания, требующие от учащихся высказываний интуитивного
характера (догадки, выдвижения возможных предположений и т.д.). Эти частично-
поисковые задания придают эвристической беседе совершенно иной, исследовательский
характер. По уровню своего воспитательного воздействия эвристическая беседа с
элементами исследования приближается к проблемной беседе.
2.
Задания на сравнение и систематизацию материала.
Большое влияние на умственное развитие обучающихся оказывают задания, требующие
сравнения, систематизации и обобщения уже изученного материала. Например, в
электродинамике изучаются различные частные примеры электромагнитного поля:
электростатическое, стационарное электрическое, вихревое электрическое и магнитное.
Можно сопоставлять их свойства, находить в них общее и отличное. Сопоставлению
поддаются магнитные свойства вещества (ферромагнетики, пара- и диамагнетики),
свойства полей и вещества, ход лучей в линзах и зеркалах и т.д.
Заканчивая изучение темы “Силы в природе”, можно предложить учащимся
систематизировать полученные знания по следующим параметрам: природа силы, ее
направление, закон, которому она подчиняется. Систематизировать можно изучаемые
понятия и единицы их измерения. Например, целесообразно провести систематизацию
величин и их единиц по разделам “Электродинамика”.
В объяснение нового материала целесообразно включать фронтальные опыты и
эвристически поставленные фронтальные лабораторные работы.
Фронтальные опыты – кратковременные фронтальные лабораторные работы,
которые одновременно выполняются всеми обучающимися под руководством
преподавателя.
Фронтальные опыты, учат обучающихся наблюдать и анализировать явления,
способствуют развитию мышления. Активизация мыслительной деятельности достигается
соответственно постановкой вопросов, в которых следует обращать внимание на
существенные стороны изучаемого вопроса.
Эвристически поставленные фронтальные лабораторные развивают
познавательную самостоятельность обучающихся, знакомят их с сущностью
экспериментальных исследований, способствуют осмысливанию изучаемого материала и
прочности усвоения. Такие лабораторные работы наряду с фронтальными опытами
должны широко применяться в практике.
Творческая деятельность предполагает обширные знания, высоко развитое
логическое мышление, гибкость ума, а также способность предвидеть результат
исследования до проведения обоснованных доказательств. Для развития творческих
способностей необходимо в ходе обучения ставить обучающихся в такие ситуации,
которых они вынуждены высказывать предположения, строить догадки, проявлять и
развивать свою интуицию.
3.
Рисунки на уроках физики.
Рисунки особенно необходимы тогда, когда объекты не доступны
непосредственному наблюдению, а слово преподавателя оказывается недостаточным,
чтобы дать представление об изучаемом объекте или явлении. В этом случае система
графических обозначений может взять на себя функции языка.
Правильно выполненный рисунок с некоторыми объяснительными надписями
служит своеобразным графическим конспектом урока, который чрезвычайно удобен для
повторения изучаемого материала и при ответах обучающихся.
Для того чтобы графический язык успешно служил целям познания, графические
образы должны однозначно соответствовать фрагментам действительности.
Применяемые преподавателем рисунки по степени сложности можно разбить на
две группы:
�
Простые, которые, безусловно, может и должен выполнять каждый
преподаватель;
Сложные, которые должны воспроизводиться типографским способом или
людьми соответствующей квалификации.
Простые рисунки преподаватель выполняет по ходу рассказа, а не использует
заранее заготовленные на доске или на листах бумаги, а также полученные методом
проецирования на экран. Это требование основано на психологических законах
восприятия: учение невольно следит за движениями руки преподавателя, сам повторяет
аналогичные действия в тетради, а параллельный рассказ преподавателя способствует
“овеществлению” отдельных линий рисунка. Рисунок этого типа должен
воспроизводиться обучающемся при ответах.
Сложные рисунки могут быть представлены в виде книжных иллюстраций или
настенных учебных таблиц. Такие рисунки желательно сопровождать простой скелетной
схемой, которая поможет обучающимся закрепить в памяти необходимую информацию.
Рисунки, применяемые на уроках физики, занимают огромную роль в
формировании образов, которые лежат в основе представлений обучающихся об основных
физических явлениях.
4.
Использование элементов занимательности на уроках физики.
Сформировать глубокие познавательные интересы к физике у всех обучающихся
невозможно и, наверное, не нужно. Важно, чтобы всем на каждом уроке физики было
интересно. Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность предметом
перерастет в глубокий и стойкий интерес к науке – физике.
В этом плане особое место принадлежит такому эффективному педагогическому
средству, как занимательность. Оно состоит в том, что преподаватель, используя свойства
предметов и явлений, вызывает у обучающихся чувство удивления, обостряет их внимание
и, воздействуя на их эмоции, способствует созданию у них положительного настроя к
обучению и готовности к активной мыслительной деятельности независимо от их знаний,
способностей и интересов.
Следует различать две стороны занимательности: возможности содержания самого
предмета и определенные методические приемы преподавателя:
1. Занимательный материал должен привлекать внимание обучающегося
постановкой вопроса и направлять мысль на поиск ответа. Он должен требовать
напряженной деятельности воображения в сочетании с умением использовать полученные
знания.
2. Занимательный материал должен быть не развлекательной иллюстрацией к
уроку, а вызывать познавательную активность обучающихся, помогать им выяснять
причинно-следственные связи между явлениями. В противном случае занимательность не
приведет к развитию у них устойчивых познавательных интересов. Поэтому, привлекая на
уроке занимательный материал, преподавателю следует ставить перед обучающимися
вопросы: ”Как?”, ”Почему?”, ”Отчего?”.
3. Занимательный материал должен соответствовать возрастным особенностям
обучающихся, уровню их интеллектуального развития.
4. Желательно, чтобы дополнительный материал, выбираемый преподавателем для
урока, соответствовал увлечениям обучающихся. Это, во- первых, позволяет
преподавателю формировать интерес к физике через уже имеющийся интерес к другому
предмету, во-вторых, помогает сделать увлекательными повторительно-обобщающие
уроки, на которых обучающимся приводят примеры использования физических законов в
интересующей их областях.
5. Занимательный материал на уроке должен не требовать большой затраты
времени, быть ярким, эмоциональным моментом урока. Как показывает опыт,
целесообразнее привести на уроке один-два наиболее характерных примера, чем
перечислить несколько эффективных, но малозначащих фактов.
Место занимательности может быть различным.
Занимательность может быть использована при объяснении нового материала.
Здесь ее применение неоднозначно. Преподаватель прибегает к ней как к своеобразной
разрядке для обучающихся при объяснении большого по объему или трудного материала.
Занимательность может служить эмоциональной основой для восприятия наиболее
трудных вопросов изучаемого материала.
Очень нравятся обучающимся экспериментальные задачи, сформулированные в
занимательной форме.
Занимательные приемы могут быть использованы преподавателем при
закреплении знаний и даже при опросе. С этой целью интересно организовать на уроке
игры с обучающимися.
Использование занимательности дает на уроке надежный эффект, если
преподаватель правильно понимает занимательность как фактор, положительно влияющий
на психические процессы, и ясно осознает цель использования занимательности в данный
момент.
5.
Применение в обучении частично-поискового метода.
Частично-поисковый метод предполагает выполнение обучающимися отдельных
шагов решения поставленной учебной проблемы, отдельных этапов исследования путем
самостоятельного активного поиска. При этом подключать обучающихся к поиску можно
на разных этапах урока, используя различные методические приемы.
Проведение уроков с использование частично-поискового метода требует
определенного педагогического мастерства. Преподаватель должен в случае
необходимости сообщить обучающимся неизвестные им данные, умело подвести ребят к
обоснованию гипотез. Отнюдь не всегда следует поощрять “интуицию” обучающихся.
Иногда нужно показать, что несостоятельность высказанной гипотезы основывается на
незнании учебного материала, подчас следует поощрить одного ребенка, направить ход
мыслей другого. И, наконец, необходимо отметить, что при выборе того или иного метода
обучения необходим предварительный анализ знаний обучающихся и учет конкретной
педагогической ситуации.