"Бабочки - Цветы"

Автор: Юрьева Татьяна Ивановна
Должность: педагог дополнительного образования по изодеятельности
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР - Детский сад "Планета детства"
Населённый пункт: город Калтан, Кемеровская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Бабочки - Цветы"
Дата публикации: 16.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

2
Методическая разработка по организации непосредственно

образовательной деятельности

Рисование в старшей группе детского сада
(возраст детей 5-6 лет)
«БАБОЧКИ-ЦВЕТЫ»

Задачи:
учить детей рисовать бабочек с помощью прорезного трафарета. Вызвать интерес к передаче характерных признаков. Упражнять в декоративно-оформительской технике рисования (с помощью ватных палочек). Совершенствовать изобразительную технику работы с кистью и гуашевыми красками. Развивать художественное восприятие и творческое воображение. Используя элементы ароматерапии, развивать у детей способности к ощущению и различению запахов. Развивать навыки цветоразличения (различных оттенков одного цвета), чувство цвета при подборе колорита рисунка. Воспитывать самостоятельность, уверенность в своих силах, активность, эстетическое отношение к природе в окружающем мире и искусстве. С помощью музыкального сопровождения детской деятельности, способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы детей и их художественно-образного мышления. Развивать тактильные ощущения детей и мелкую моторику пальцев рук. Активизировать словарь детей.
Интеграция видов деятельности:
рассматривание изображений бабочек в научно-популярных иллюстрированных изданиях для детей. Раскрашивание бабочек в книжках и альбомах-раскрасках. Дидактическая игра «Бабочки» (Приложение №1) . Чтение сказки
«Как бабочка стала

разноцветной»
(Приложение №2). Беседы с детьми о внешнем виде и образе жизни бабочек. Составление описательных рассказов.
Материалы, инструменты, оборудование:
листы белой или тонированной в светлые оттенки бумаги формата А4, прорезные трафареты
3 из плотного картонас изображением крыльев бабочки (Приложение №3) , краски гуашевые разных цветов и оттенков (консистенция густой сметаны), кисти белка (пони, колонок) №2, №5, баночки с водой, салфетки матерчатые для промакивания кистей, салфетки бумажные для рук, ватные палочки, поролоновые тампоны-печатки (Приложение №4). Массажные шарики «Су-Джок» на каждого ребёнка (Приложение №5), контейнеры из-под «Киндер-сюрпризов» по количеству детей
,
наполненные кусочками поролона с разными запахами (кусочки поролона предварительно пропитываются ароматическими маслами розы, фиалки, лимона, мяты, пихты, апельсина, кедра и др.; пластиковые контейнеры прокалываются шилом для получения отверстий). На магнитных досках или мольбертах – цветы, разные по форме и цветовым оттенкам (группами: оттенки красного и розового, синего и голубого, зелёного и бирюзового и т. п.) (Приложение №6) . В конверте– бабочки с крыльями разной формы, таких же цветов и оттенков, как цветы на мольбертах (досках); на обратную сторону бабочек приклеен небольшой магнит (Приложение №7).
Зрительный ряд:
слайд-презентация в соответствии с темой занятия, иллюстрации, фотографии с изображением бабочек.
Музыкальный ряд:
С. Майкапар «Мотылёк», Д. Шостакович «Вальс цветов», Э. Григ «Бабочка», Ф. Куперен «Бабочки», А. Аренский «Расскажи, мотылёк».
Активизация словаря:
«сказочное царство», «цветочный нектар», «чудесный аромат», «волшебная роса», «цветочные лепестки», «грациозные», «изящные», «нарядные», «симметричные», «трафарет», «узоры».
4
Содержание изодеятельности:
педагог приглашает детей встать в большой круг (поприветствовать друг друга) и опуститься на ковёр. Затем начинает занятие. - Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие…в сказку…. Далеко-далеко, за тёплыми морями, где никогда не бывает зимы, в одном сказочном царстве жила Маленькая Фея. А жителями этого сказочного царства были цветы и даже названия улиц были цветочные. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру и придумать названия «цветочных» улиц (улица Колокольчиков, Одуванчиковый переулок, площадь Роз, проспект Ромашковый и т. д.). - Цветы очень любили свою хозяйку и дарили ей свой цветочный нектар и самые разные, чудесные ароматы. А может и вы, ребята, хотели бы ощутить ароматы этого сказочного царства? (Педагог раздаёт детям контейнеры из-под «Кинер-сюрпризов» с запахами.) Дети пытаются услышать аромат и угадать, что за запах им попался. При желании – меняются контейнерами или передают их по кругу. Далее педагог продолжает: - Маленькая Фея очень любила чудеса и каждый день совершала что-нибудь необыкновенное. Особенно ей нравилось собирать на рассвете волшебную росу с цветочных лепестков и с первыми лучами солнца поить ею цветы в своём городе… И, о чудо!!! Цветы превращались…..в бабочек! Их было так много и так они были похожи на цветы, что отличить их было просто невозможно. Воспитатель предлагает детям сравнить, подумать и рассказать, чем же бабочки похожи на цветы (такие же грациозные, яркие, нарядные, изящные, красивые и т. п.). Продолжает занятие: - У каждой бабочки в сказочном царстве обязательно был свой особенный, любимый цветок, на который она всегда прилетала полакомиться
5 нектаром. Посмотрите, сколько к нам прилетело бабочек! (Достаёт разноцветных бабочек на магнитах, раздаёт детям.) Помогите вашим бабочкам найтисвой цветок – тот, на который она больше всего похожа
по

цвету
, посадите свою бабочку над нужным цветком. Дети выполняют задание, педагог просит нескольких детей назвать цвет (или оттенок) своей бабочки и цветка). - Ну а теперь, ребята, давайте мы с вами тоже ненадолго станем бабочками (физминутка): Наша бабочка встряхнулась, Улыбнулась, потянулась. Раз – росой она умылась. Два – изящно покружилась. Три – нагнулась и присела И нектара всласть поела. (Движения в соответствии с текстом.) Воспитатель продолжает: - А вы х отели бы стать учениками Маленькой Феи и тоже создать необыкновенно красивую бабочку? (Получает согласие детей.) Тогда подходите к этому столу (на отдельном столе разложены все необходимые для показа и объяснения материалы), я вам в этом помогу. Объяснение и показ последовательности работы: 1. Накладываем трафарет на лист бумаги. Держим крепко, не сдвигаем. 2. Набираем на поролоновый тампон немного гуашевой краски (если листы бумаги тонированные, даётся установка, что крылья бабочки должны быть хорошо видны на фоне) и движениями «вверх-вниз», от центра к краям, печатаем внутри трафарета, пока не будет
6 заполнена вся вырезанная часть. При необходимости краска набирается на тампон необходимое количество раз. 3. Осторожным движением, чтобы не размазать изображение, трафарет снимается с основного фона. 4. С помощью ватных палочек или кистей (на выбор детей) изображение бабочки дополняется дополнительными деталями: телом, головой, усиками, узорами на крыльях, цветами вокруг бабочки, травкой, солнцем, другими насекомыми и т. п.).Делается акцент на то, что крылья бабочки симметричные, поэтому и узор на них должен быть одинаковым и цвета подходящими друг к другу. Дети проходят за свои столы. Педагог говорит: - Чтобы ваши пальчики стали по-настоящему умелыми, давайте возьмём волшебные шарики («Су-Джок») и сделаем для них разминку: Этот шарик непростой, Весь колючий – вот какой, Меж ладошками кладём, Им ладошки разотрём, Вверх и вниз его катаем, Свои ручки разминаем! (Движения в соответствии с текстом.) Дети рисуют бабочек. В процессе работы педагог включает музыкальные произведения соответствующей тематики, напоминает детям о последовательности выполнения задания, оказывает помощь затрудняющимся детям, следит за осанкой детей. Тем детям, кто быстрее других справился с работой, советует внести в рисунок дополнения, придумать название своей бабочке. В конце занятия воспитатель предлагает детям собрать все бабочки вместе (на большой магнитной доске или прямо на ковре), чтобы вместе с МаленькойФеей полюбоваться бабочками-красавицами. Желающие дети рассказывают о своей бабочке (на каком цветке живёт, чем питается, с кем дружит, какая по характеру). Все вместе оформляют выставку для родителей «Бабочки-красавицы».
7
Самостоятельная деятельность детей:
дети рисуют и оформляют бабочек по собственному желанию и замыслу, в сотворчестве с педагогом создают выставку «Бабочки-красавицы» для оформления группы или приёмной.
Взаимодействие педагога с семьёй:
педагог размещает на стенде для родителей отрывки стихотворений для заучивания и чтения детям:
Бабочка
Бархатно-чёрная, с тёплым отливом сливы созревшей, Вот распахнулась она; сквозь этот бархат живой Сладостно светится ряд васильково-лазоревых зёрен Вдоль круговой бахромы, жёлтой, как зыбкая рожь. Села на ствол, и дышат зубчатые нежные крылья, То припадая к коре, То обращаясь к лучам… О, как ликуют они, Как мерцают божественно!.. В. Набоков
Портрет бабочки
Лоскутик радуги, Шёлк паутинки
8 Плюс совершенство хрупкое снежинки, Нектара капля И пыльца цветов – Вот нашей бабочки портрет готов. Смотрите! Видите – Там, над планетой, Играя в салочки, Кружатся бабочки. В. Шипунова
Дополнительная информация:
перед организацией данного занятия педагогу необходимо проконсультироваться со старшей медицинской сестрой ДОУ на выявление детей с аллергическими реакциями, которые могут возникнуть при восприятии запахов из «Киндер-сюрпризов».
Приложение 1

Дидактическая игра «Бабочки»

9
Цель:
развивать у детей чувство симметрии (составление крыльев бабочек из одинаковых фигур по цвету, величине и форме в зеркальной симметрии).
Задание детям:
дети получают карточки с неполным изображением бабочек. Называют геометрические фигуры, из которых составлены крылья. Из геометрических фигур составляют полное изображение бабочки так, чтобы её крылья получились симметричными.
Приложение №2

Сказка «Как бабочка стала разноцветной»

10 Наступила весна. Природа оживилась: то тут, то там из разных щелей, из земли, из-под коры деревьев начали вылезать разные насекомые. Они стремились погреть свои тельца под тёплым весенним солнышком. Под старым прошлогодним листиком лежало несколько куколок, которые осенью сплели для себя из тончайших нитей гусеницы. Казалось, что они абсолютно пустые, внутри них никого нет. Но вдруг оболочка одной куколки разорвалась и через образовавшуюся щель выбралась на волю уже не гусеница, а совсем взрослая бабочка. Расправив крылышки, бабочка взлетела и села на рядом стоящую лавочку, которая была тёплой от солнца. «Какая тёплая лавочка, - подумала бабочка и с любопытством огляделась вокруг. – А где же травка? Где же цветочки? Вероятно, я очень рано проснулась. На некоторых лужицах ещё есть лёд. Но солнце здорово печёт, и недалеко журчит ручеёк. И в целом сегодня – чудесный денёк!» Так рассуждая, бабочка, полетела знакомиться с окружающим миром, но вначале решила привести себя в порядок и прежде умыться, попить чистой воды в ручейке, чьё журчание слышалось недалеко от лавочки, на которой она только что сидела. Присев около воды, бабочка сразу увидела своё отражение: на неё глядело невзрачное насекомое, у которого были совершенно белые крылья. А мир вокруг был такой разноцветный: по веточкам ползали божьи коровки с ярко-красными спинками, над водой парили голубые стрекозы, торопилась по важным делам зелёная гусеница. Бабочка горько заплакала, опустив низко свои крылышки. Она подумала, что с ней никто не хочет дружить, потому что она такая бесцветная и некрасивая.
11 Солнышку стало её очень жалко, оно погладило тёплым лучиком бабочку по крылышку, и на нём чудесным образом осталось жёлтое пятнышко. Но бабочка даже не заметила этого. Божья коровка, чтобы поддержать расстроившуюся подружку, потёрлась ласково об неё бочком и оставила ярко-красный след. Толстая гусеница, проползая мимо, каждой своей ножкой дружески похлопала по крылу, оставляя отпечатки в виде зелёных точек. Но бабочка так горько плакала, что ничего не замечала вокруг. И только когда откуда-то сверху на крыло бабочки упала капелька, она непроизвольно от холодного прикосновения закрыла оба крыла. А когда крылья вновь раскрылись, то все увидели, что все разноцветные пятнышки, которые были на одном крыле, отпечатались на другом. Все восторженно ахнули и зааплодировали от произошедшего чуда. Бабочка от неожиданности перестала плакать, промыла заплаканные глазки, и вдруг она увидела своё новое отражение в ручейке: на неё смотрела очаровательная красотка с разноцветными крылышками. И снова мир в её глазах стал удивительным и прекрасным.
Приложение №3

Варианты трафаретов бабочек (вырезается внутренняя часть крыльев)

12
13
14
Приложение №4

Поролоновые тампоны для печатания

15
Приложение №5

Массажные шарики «Су-Джок»

16
Приложение №6

Варианты цветов для магнитных досок

17
18
19
Приложение №7

Варианты бабочек для магнитных досок

20
21
22