"Рекомендации к организации учебной деятельности младшего школьника с учетом гендерных особенностей"

Автор: Игумнова Марина Станиславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 156
Населённый пункт: г.Екатеринбург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Рекомендации к организации учебной деятельности младшего школьника с учетом гендерных особенностей"
Дата публикации: 16.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Игумнова М.С., МАОУ СОШ № 156, г.Екатеринбург учитель начальных классов высшей квалификационной категории


Общие рекомендации
 При гендерном подходе к обучению мальчики и девочки имеют равные права в получении знаний и участии в общественной жизни школы; они не противопоставляются друг другу, а взаимодействуют на основе партнёрских отношений.  Признание личностного равноправия мальчиков и девочек не означает отрицания биологических и физиологических особенностей и различий жизнедеятельности, а даёт возможность наиболее полной реализации способностей учащихся как представителей своего пола в учебной и во вне учебной деятельности. Для реализации этой возможности формы, методы и средства обучения выбираются с точки зрения из целесообразности и могут быть разными для мальчиков и девочек.  Стараться ориентировать программу и методику обучения на конкретного ребенка или конкретную группу детей с учетом гендерного подхода так, чтобы максимально раскрыть их возможности, опереться на свойственный им тип мышления.  Никогда не забывать, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно любить.  Признать за ребенком право на индивидуальность, право быть другим.  Никогда не сравнивать мальчиков и девочек, не ставить одних в пример другим: они разные не только по биологическому возрасту, но и сферы интересов мальчиков и девочек существенно расходятся.  Не забывать, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по- разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. Тем более не так, как взрослые. Сферы интересов мальчиков и девочек существенно расходятся.  Соблюдать единство действий учителя и родителей ребенка. Взаимодействие с семьями учащихся строится на основе согласования целей, задач воспитания и обучения, единства действий, требований и уважения ребёнка, как представителя своего пола, как личности, на основе соблюдения его прав, как человека. 1
Рекомендации к

организации учебной

деятельности младшего

школьника на уроке с

учетом гендерных особенностей

Обучение должно опираться:  На академическую подготовку к уроку, задания, ориентированные на механическое запоминание, вербальные способности, исполнительскую деятельность, прилежание, сотрудничество  Задания с опорой на схему, используя алгоритм действия, выполнение действия по шаблону  возможность прокомментировать, повторить правило, информацию вслух, так как лучше развита память  Пик работоспоспобности девочек приходится на начало урока  Если девочкам трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать.  Эмоциональная окраска подачи и восприятия нового материала идет от эмоционального восприятия к логическому осмыслению  Темп урока размеренный с большим количеством повторений.  Новый материал изучается, дозировано, используются типовые задания, акцент делается на развитие речевых навыков с использованием большого количества наглядного материала.  Задания устного характера, так как развит слуховой способ познания  Большое количество типовых заданий, облегчающих Обучение должно опираться:  На обучение, основанное на целостном подходе, с опорой на конкретность, жизненность  На творческую и исследовательскую деятельность, решение пространственных задач, ориентацию на практическую информацию, соперничество, нацеливать на самостоятельность, логику мышления, разнообразие поставленных задач.  Пик работоспособности мальчиков приходится на середину урока  Темп подачи материала должен быть более высокий, чем для девочек  Быстрая сменность заданий  Широкий спектр разнообразной нестандартно поданной информации;  Разнообразие и постоянное обновление предлагаемых для решения задач и логических заданий;  Минимальное количество повторений пройденного материала  Эмоциональная окраска подачи и восприятия нового материала идет от логического осмысления к эмоциональному восприятию  Давая задания мальчикам, как в школе, так и в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности.  Работа на уроке в режиме поисковой активности, акцент на самостоятельность принимаемых решений. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.  Введение в практику работы учителя формы занятий, снимающие статическое напряжения;  Использование групповых форм работы является исключительным с обязательным включением элементов соревновательности и сменой лидера;  Подход к формулированию правил через практические действия, выявление 2
манипулирование полученными знаниями;  Задания по составлению повествовательных и описательных рассказов, побуждать рассказывать их, так как есть предпочтение монологу и повествованию, лучше развита речь, богаче словарный запас  Метод соревнования применять аккуратно, так как болезненно воспринимают проигрыш, когда кто-то в чём-то превосходит  Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно. А не только по заранее известным схемам, подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий  Подход к формулированию правил через речевые навыки: изучение правил и обучение применению их на практике;  Использование групповых форм работы с акцентом на взаимопомощь;  Использование наглядного материала на уроке, обучение с опорой на зрительную память;  Эмоционально окрашенная оценка любой выполненной работы с обозначением перспективы.  Девочки могут капризничать без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого «эмоционального» полушария мозга).  Девочки очень чувствительны и восприимчивы к отношению к ним взрослых. Чтобы поддержать ее эмоциональное благополучие похвалу можно выразить через тактильные контакты: поглаживание по голове, пожимание руки, легкие прикосновения ,одобрять действия, закономерности, осмысление теории после практической работы с материалом;  Необходимо чаще хвалить, поясняя, за что конкретно их хвалят (абстрактное «ты – молодец» мальчику непонятно). При таком подходе у них сохраняется положительный первоначальный настрой на учебу. Им важно, что оценивается в их деятельности. Когда мы оцениваем деятельность мальчика, он вновь переживает те фрагменты деятельности, которые оцениваются. Тогда становится понятным, почему мальчики могут и не реагировать на оценку «я тобой недовольна». Она не имеет для него смысла. Мальчик обязательно должен знать, чем вы недовольны и как бы вновь «проиграть» в мозгу свои действия.  Следует положительно оценивать проявления оригинальности, неординарные способы решения задач, предложенные ребенком, чтобы подтвердить его самооценку и повысить свою значимость в глазах сверстников.  Капризы, упрямство мальчиков вызваны интеллектуальной усталостью (снижением активности левого «рационально-логического» полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.  Нельзя недооценивать эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков, необходимо учитывать и их реакцию на замечания. Долго ругать их, нагнетая эмоции, не имеет смысла, так как в мозгу мальчика «срабатывают» механизмы сенсорной защиты, которые при эмоциональном длительном напряжении просто отключают слуховой канал, и воспитуемый в буквальном смысле вас не слышит. Поэтому я пришла к выводу, что замечание должно быть коротким, конкретным и емким.  Требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения заданий, важно не переусердствовать.  Мальчику надо чуть-чуть недообъяснить и натолкнуть его самого на нахождение принципа решения. Этим, конечно, не научить его аккуратной и последовательной записи в тетради, но только так он поймет, а значит запомнит принцип решения: то, до чего дошел своим умом, обычно не забывается.  Добиться желаемого поведения мальчиков можно не через давление своим авторитетом, не через требование подчинения, а через 3
создавать ситуацию успеха, стимулировать к дальнейшей работе  Поощрять плодотворную работу во время всего занятия, так как после начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности  Если надо отругать девочку, не следует спешить высказывать свое отношение к ней – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка.  Выполнение в коллективных творческих работах задания по наклеиванию сделанных элементов на основу, так как лучше развита исполнительская сторона деятельности (аккуратность, качество) стремление к пониманию внутреннего мира ребенка, способность услышать и понять суть его трудностей  У 7-летних мальчиков недостаточно сформирована интеллектуальная сфера. Низкий уровень выполнения учебных требований не позволяет им подтвердить высокую самооценку и удовлетворить склонность к лидерству и самоутверждению. В таком случае они могут отказаться от деятельности на уроке, обесценивая ее и демонстрируя протестные реакции. В общении начинают проявлять агрессию, повышенную возбудимость и раздражительность, постоянно ссорясь с одноклассниками, вступают в драки и другие конфликты. Для таки детей недопустимо воспитание как в виде гиперопеки, так и в виде подавления. Лучшая мера по отношению к такому ребенку – доверие, акцентирование на его самостоятельности при чувстве ответственности за выполняемое дело. 4