"Работа с родителями по развитию мелкой моторики детей как одно из средств по преодолению речевых нарушений дошкольников"

Автор: Иванова Нина Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с № 451
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Работа с родителями по развитию мелкой моторики детей как одно из средств по преодолению речевых нарушений дошкольников"
Дата публикации: 17.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Автор: воспитатель Иванова Нина Борисовна, первая квалификационная категория, МКДОУ д/с № 451 Статья «Работа с родителями по развитию мелкой моторики детей как одно из средств по преодолению речевых нарушений дошкольников». В сентябре 2013 г. при поступлении детей в среднюю логопедическую группу нашего МКДОУ д/с № 451 г. Новосибирска, учителем-логопедом было проведено обследование развития речи детей 4-5 лет, обследовано состояние мелкой моторики пальцев рук, общей моторики. По результатам проведенного обследования выявлено, что все дети имеют проблемы как в речевом развитии, так и в развитии мелкой моторики. Как указывают исследователи (Г.П. Хризман, Л.А. Пащенко, М.М. Кольцова, Е.И. Исенин, А.В. Антакова-Фомина и др.) на протяжении всего развития раннего детства четко выступает зависимость: по мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие речевой функции. Одним из направлений работы по преодолению проблем в речевом развитии, а в частности, в развитии мелкой моторики детей стало повышение компетентности родителей и привлечение их в качестве партнёров в образовательный процесс. Одна из основных задач ФГОС – «обеспечение психолого- педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и здоровья детей». Осознавая, что проблемы развития речи и мелкой моторики невозможно решить без единства с семьей, особое внимание было уделено работе с родителями. Вся работа в данном направлении проходила с учетом
рекомендаций и при тесном взаимодействии с учителем-логопедом группы на протяжении с октября 2012 по апрель 2015 г. На первом этапе взаимодействия с семьями моих воспитанников было отмечено, что одна из причин несформированности мелкой моторики является недостаток времени и неопытность современных родителей. Через анкетирование были определены основные темы работы с родителями в данном направлении. Был составлен перспективный план куда были включены как коллективные формы работы (родительские собрания, вечера вопросов и ответов, выставки совместных работ родителей и детей), так и индивидуальные (беседы и консультации), а также наглядно информационные формы работы (выставки индивидуальных и коллективных работ, реклама книг, статей из журналов, выставки игр информация о жизни детей в группе). Руками педагогов группы были изготовлены папки-передвижки по проблеме развития мелкой моторики. Родителям было рекомендовано включать в домашних условиях игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики: перемотка клубков; завязывание и развязывание лент, шнурков, пуговиц, кнопок, крючков; завинчивание крышек; разбор круп и расстегивание узелков на веревке; собирание разрезных картинок, застегивание пуговиц. Родителям был показаны мастер-классы «Лепка из солёного теста», «Оригами», «Театр своими руками». Взаимодействие с родителями во многом определяет успешность всей коррекционной работы. После таких мероприятий, родители стали активно включатся в работу по закреплению практических умений, полученных детьми в детском саду. Полезными для родителей стал День открытых дверей с просмотром непосредственно образовательной деятельности, организации совместной и самостоятельной детской деятельности. В своей работе с детьми я со своей коллегой-напарницей использовала наглядные
папки-передвижки на темы: «Пальчиковая гимнастика», «Развитие мелкой моторики дома», «Мнемотаблицы дома». Большинство материалов по развитию мелкой моторике в нашей группе сконцентрировано в речевом центре, который включает в себя: шнуровки, мозаики, пазлы, игры с прищепками, сухой бассейн, массажные шарики (Су- джок), аппликаторы Кузнецова и другое. Создание предметно-пространственной среды в группе с помощью родителей стало одним из наших достижений. Родители вместе с детьми изготавливали дидактические игры своими руками на развитие мелкой моторики: это и различные шнуровки, коврики с приспособлениями для развития мелкой моторики, такие виды театра как: “Театр пальчиков”, “Театр рукавичек”, “Театр теней”. В нашем Доу прошел творческий фестиваль педагогических идей «Игры и игрушки своими руками, в котором наша группа приняла активное участие. Игры, изготовленные руками родителей, педагогов и детей, обеспечивали детскую активность и выбор самостоятельной деятельности детей, способствовали развитию мелкой моторики. Большим достижением в работе стало освоение технологии продуктивного образования «Метод проектов». При изготовлении множества авторских детско-родительских проектов - творческих работ у детей также развивалась мелкая моторика, речь. В результате проведённой работы у детей совершенствовалась мелкая моторика, что стало стимулирующим толчком для развития речи и формированию психических процессов. Этому свидетельствуют результаты диагностических исследований специалистов детского сада на этапе выпуска детей в школу.