"Правописание гласных в приставках. Приставки и предлоги".

Автор: Андреева Елена Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ БГО ООШ№11
Населённый пункт: Город Борисоглебск, Воронежской обл.
Наименование материала: Технологическая карта урока русского языка в 5 классе
Тема: "Правописание гласных в приставках. Приставки и предлоги".
Дата публикации: 17.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Правописание

гласных в приставках. Приставки и предлоги».

(УМК В.В.БАБАЙЦЕВОЙ).

Основные

этапы

организации

учебной

деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавате

льная

Формируем

ые УУД

Коммуник

ативная

Формиру

емые

УУД

Регуляти

вная

Формируем

ые УУД

1.Мобили-

зующий

момент.
Вовлечение уч-ся в учебный процесс Хорошо проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь отметку… (учащиеся хором: «Пять»). – Ребята, покажите, какое у вас сегодня настроение. – Я очень рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что в течение урока оно будет только улучшаться. А урок у нас сегодня необычный – нам предстоит интересное путешествие Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем; размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрир уют готовность к уроку Осознают познаватель ную задачу. Строят понятные для собеседник а высказыван ия. Умение строить монолог. Саморегул яция Планируют (в сотрудниче стве с учителем и одноклассн иками или самостоятел ьно) необходимы е действия, операции
2.Проблемати-

зация
Создание проблемной – Наш давний друг старичок- лесовичок приглашает всех ребят в Пытаются решить Умение находить Отвечают на Задают вопросы, Саморегул яция Принимают и
ситуации свой сказочный лес. – К сказочному лесу нас приведут вот эти следы (изображение на экране): – Прочитайте буквы и сочетания букв, которые написаны на следах. – Что они вам напоминают? (Приставки, предлоги.)

Чтобы добраться до леса, надо списать буквы и сочетания букв, записанные на следах. – Среди приставок есть много таких, которые присоединяются к словам различных частей речи, но их написание определяется общими правилами. Всегда одинаково, независимо от произношения пишутся согласные и гласные в большинстве приставок: задачу. Фиксируют проблему. способы решения проблемы вопросы, строят понятные для партнера высказыван ия, смотрят презентаци ю, восприним ают на слух, осваивают лингвистич еские термины; обдумываю т ответы на вопросы и осознают, что знаний у них недостаточ но для полных ответов слушают и отвечают на вопросы , формулир уют собственн ые мысли, высказыв ают и обосновы вают свою точку зрения сохраняют учебную задачу.
В конце приставок может быть беглый гласный о: обвить – обозначить, отбирать – обобрать, надписать – надорвать, входить – ворваться, сбить – сорвать и др. Эвристическая беседа, ответы на вопросы. – Ребята, вот мы и пришли к лесу. Возле леса, на поляне, растут цветы, которые очень нравятся старичку- лесовичку. Как вы думаете, мы правильно поступим, если сорвем эти цветы для нашего друга? (Нет. Мы нарушим правила поведения в природе.)

А давайте перенесем цветы в волшебный лес. Но сделать это непросто. Для того чтобы цветы пересадить, вы должны называть слова с приставкой пере
-
. (Учащиеся называют слова с приставкой
пере-
, и цветы исчезают с проекционного экрана.) – Ребята, старичок-лесовичок благодарит вас за такой подарок и приглашает посетить его сказочный лес. Лес этот полон чудес. Чтобы войти в него, надо знать
пароль. (Физкультминутка) Руки кверху поднимаем, А потом их опускаем. А потом их развернем И к себе скорей прижмем. А потом быстрей, быстрей Хлопай, хлопай веселей.
3.Целеполага-

ние и

построение

проекта

выхода из

затруднения
Подбор примеров, иллюстриру ющих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах; письменная работа – Паролем является тема нашего урока. Чтобы ее определить, мы выполним вот это задание. На доске : (до)ехал (до)деревни (по)бежал (по)дороге (про)читал (про)завод (под)полз (под)машину – Внимательно прочитайте написанные словосочетания. – На какие две группы можно разделить находящиеся в скобках слова? (На приставки и предлоги.)

Назовите слова с приставками. (Доехал, побежал, прочитал, подполз.) Как надо писать приставки с корнем? (Приставка с корнем пишется слитно.)

Молодцы! А теперь назовите слова с предлогами. (До деревни, по дороге, про завод, под машину.)

Как надо писать предлоги со словами? (Предлоги со словами пишутся раздельно.)

Спишите словосочетания, раскрывая скобки. (Учащиеся записывают словосочетания на доске и в тетрадях.) Анализирую т и определяют цели урока Умение строить логическое рассуждени е, устанавлива ют причинно- следственн ые связи, делают выводы. Участвуют в обсуждени и целей и задач урока. Умение вступать в диалог, владеть монологи ческой и диалогич еской речью. Саморегул яция Осознают недостаточн ость своих знаний.

Сообщение темы урока.
– Кто уже догадался, какова тема нашего урока? (Предлоги и приставки.)

Правильно, ребята. Сегодня мы будем упражняться в правописании предлогов и приставок. – Мы разгадали пароль, и теперь можем войти в сказочный лес. – Но прежде давайте повторим правила поведения в лесу. (Учащиеся называют правила поведения в лесу.) Дополняет ответы
4.Творческая

практическая

деятельность

по реализации

построенного

проекта,

первичное

закрепление
Поиск решений по реализации проекта. Организует учебное взаимодействие учеников (групп) и обсуждение учебных задач. Подбор примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления. – На доске я записала предложение. Но из него исчезли предлоги и приставки. Кто поможет мне вернуть их на место? На доске : Ребята ____весили ____ лесу кормушки ____ птиц. – Как вы думаете, правильно ли поступили ребята? (Правильно. Птицам надо помогать.) – Произведите разбор этого предложения по членам и по частям речи.
Игра «Исключи лишнее слово».


Старичок-лесовичок хочет познакомить нас с одним из своих друзей. Отгадайте ребус, и узнаете, о ком идет речь. Отвечают на вопросы, выполняют упражнения и формулиру ют свои мысли. Извлекают необходиму ю информаци ю из прослушанн ого объяснения учителя, высказыван ий одноклассн иков. Высказыва ют и объясняют свою точку зрения; строят понятные для партнера высказыван ия, выслушива ют мнения одноклассн иков . Строят небольши е монологи ческие высказыв ания, осуществ ляют совместн ую деятельно сть в парах и рабочих группах с учетом конкретн ых учебно- познавате льных задач . Саморегул яция Планируют (в сотрудниче стве с учителем и одноклассн иками или самостоятел ьно) необходимы е действия, операции, действуют по плану.
(Заяц.) – Правильно, ребята, это зайчик. И он просит у нас помощи. Волк велел ему из каждой цепочки слов по какому-либо признаку исключить лишнее. А зайчик не умеет этого делать. Давайте поможем ему. На доске : по линейке, по квартире, побежал зашел, задел, за садом до вечера, до зимы, дочитал на земле, на траве, написал

Посмотрите внимательно на слова с предлогами. С какими словами чаще всего употребляются предлоги? (С именами существительными.)

Перед какими словами никогда не стоят предлоги? (Предлоги не стоят перед словами, обозначающими действие предмета, то есть перед глаголами.)

Молодцы, ребята!
1.Самостоятельная работа с

взаимопроверкой
. Игра
Колесо приставок.



Ребята, отгадайте ребус и скажите, кто еще живет в сказочном лесу? (Белка.) – Правильно, ребята, это белка. Решила она поиграть с вами в игру «Колесо приставок». За минуту вы должны приписать как можно больше приставок к слову бежать.
2. Письмо по памяти.
а) Чтение стихотворения.

В сказочном лесу живет медведь. Прочитайте о том, какой случай с ним однажды произошел. (За)ревел медве_ь (со)сна, И в густом л_су, Вздрогнув, стукнула с_сна Ш_шкою л_су. б) Работа над изученными орфограммами.

От медвежьего рева буквы в словах выпали. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Обоснуйте свое решение. в) Заучивание стихотворения наизусть. Выполняют учебно- познаватель ные действия в материализо ванной и умственной форме; осуществля ют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классифика ции, устанавлива ют причинно- следственн ые связи, делать обобщения, выводы. Формули руют собственн ые мысли, высказыв ают и обосновы вают свою точку зрения. Адекватно оценивают свои достижения , осознают возникающ ие трудности, ищут их причины и пути преодолени я.
г) Запись стихотворения по памяти (слабым учащимся учитель раздает карточки, на которых написаны первые буквы каждой строки). д) проверка записи путем сличения с образцом. Контролирует правильность работы.
5.Включение в

систему

знаний и

повторение
Обобщение полученных на уроке сведений, выполнение тестовых заданий

Ребята, мы хорошо провели время в гостях у старичка-лесовичка. Пора нам отправиться домой. Но выйти из леса вы сможете, только предъявив пропуск, – результаты грамматического теста. За 7 минут вы должны выполнить задания, предложенные в тесте. Тест по теме «Правописание приставок и предлогов» 1. Вставь в предложение слова предлог и приставка. Между ___________ и словом можно вставить еще какое-нибудь слово, а между ___________ и Решают тест Приобретаю т умения использоват ь приобретен ные знания и умения в практическо й деятельност и. Формули руют собственн ые мысли, высказыв ают и обосновы вают свою точку зрения Осуществ ляют контроль и самоконтр оль Оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки.
словом нельзя. (2 балла) 2. Заполни пропуски. Предлоги со словами пишутся _____________________ , а приставки ________________ . (2 балла) 3. Подчеркни одной чертой предлоги, а двумя – приставки. 1) Мальчик сбился с дороги. 2) Витя надел на руки варежки. 3) Малыш подравнял свой кустик под остальные. (6 баллов) 4. Напиши в клеточках подходящие предлоги. 5. Подчеркни слова с приставкой от-. Отцовский, отрезать, отпилить, отколоть, отужинать, оттаять, отдыхать. (5 баллов)
6. Оценивание

и рефлексия
Оценивание результатов Заключительная беседа по вопросам. – Что нового узнали на уроке? – Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их Приобретаю т мотивацию к процессу образования Умение осуществля ть рефлексию способов и Определяю т свое эмоциональ ное состояние Умение применят ь основы коммуник ативной Оценивает собственн ую работу. Умение осуществля ть оценку собственно й
преодолевали? – Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? – Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и принесите мне на стол. Урок понравился – выбираете карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом. Спасибо за урок! . . условий действия, приобретаю т умение мотивирова нно организовы вать свою деятельност ь. на уроке. рефлекси и. деятельност и.