"За землю русскую"

Автор: Кротова Надежда Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ №5
Населённый пункт: Ставропольский край, Кочубеевский район, с.Балахоновское
Наименование материала: конспект
Тема: "За землю русскую"
Дата публикации: 18.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Урок: Окружающий мир. Тема: За землю русскую! Цель: Познакомить с «Военной историей» Древнерусского государства. Создать образ русского – защитника, способствовать формированию отрицательного отношения к насилию, грабежу, завоеваниям в современном мире. Воспитывать любовь к своей Родине. Ход урока. 1. Создание психологической комфортности на уроке. - Здравствуйте ребята! -Улыбнитесь мне, друг другу. С улыбкой передайте теплоту своего сердца. 2.Актуализация знаний. - Мы проводим урок в канун Дня Защитника Отечества. Во все века российские мужи Своим геройством в войнах побеждали. Все офицеры, конюхи, пажи- За честь России жизни отдавали. - Это праздник всех мужчин, которые с давних времён охраняли и охраняют мирные рубежи нашего государства. Дело борьбы за свободу и независимость своей Родины, всегда было самым почётным на Руси. - Вспомним, что такое государство? - Перечислите, что необходимо для существования каждого государства? - Какой город являлся столицей? - Как, на ваш взгляд, появилось в Древней Руси слово « город»? 3. Постановка проблемы. - Откроем учебник на с. 38 и прочитаем диалог Анюты, Илюши, археолога.
- Какую основную мысль высказал археолог? Найдите эти «ключевые слова», подчеркните. Слайд 1. Посмотрите на экран. Вы видите древнерусский город, окружённый стеной с башнями и воротами. - Что на это заявила Анюта? Найдите в тексте эти «ключевые слова», подчеркните. Слайд 2. Убедитесь в этом, глядя на экран. Какое вы заметили противоречие? Можете использовать «ключевые слова», изображение на экране. Слайд3. -Древнерусские города обносились стенами. У современных городов стен нет. Слайд4. - Почему современные города стенами не огораживаются? ( Крепостные стены не спасут от современных видов оружия. Оборона городов начинается уже на границе государства. Современные страны стараются решить возникающие проблемы мирным путём без применения военной силы.) -Какое высказывание у нас остаётся отрытым? - Какой возникает вопрос? Слайд5. Почему древнерусские города были окружены стенами? Это основной вопрос нашего урока. 3. Поиск решения проблемы. 1). – А как бы вы ответили на этот вопрос? (мнения детей) 2). Работа в группах. - Посмотрите изображения на экране. Слайд 6. Перед вами военная техника, рация, сказочные предметы. - Подумайте, что из современных или сказочных средств защиты, вы могли бы предложить великому князю Древней Руси, чтобы он лучше укрепил границы своего государства. И докажите, как оно поможет князю не
пропустить врага. Обсудите этот вопрос в группах, может быть добавите своё средство защиты. ( мнение детей) - Если бы все предложенные вами средства действительно были в распоряжении великого князя, то никакие враги не смогли бы напасть на Русь. Но, к сожалению, ничего этого у князя не было. Как же русским воинам удалось защищать своё государство? _ Оказывается, что при приближении неприятеля к границам государства русские дружинники поджигали заранее приготовленные ветки, пучки соломы. От костра поднимался густой дым. - Для чего они это делали? - Попробуйте сделать вывод, в каком состоянии находилась охрана границ Древней Руси? - Представьте, что все мы живём недалеко от древнерусского города. Невдалеке запылали пожары, примчался гонец со страшной вестью – на нас идут полчища врагов. Что мы будем делать? Куда уходить? Слайд 7. - Городские стены являются последней преградой на пути врага. 4. Физминутка. 5.Враги Древней Руси. - Давайте выясним, что за враги нападали на Древнюю Русь. -Перед вами нераскрытая таблица. Раскрыть её помогут ваши сообщения и текст учебника. Давайте прочитаем разделы таблицы. - Найдите последний абзац на с. 38. - Читаем первое предложение. - Откуда шла опасность? Подчеркните. Открываем часть таблицы. - Кто нападал? Подчеркните. Открываем часть таблицы. Слайд8. Посмотрите, как выглядят степняки - кочевники . - Кто подготовил сообщение о кочевниках и желает с нами поделиться? (сообщение детей)
- С какой целью нападали кочевники? - Сделаем вывод, каковы итоги нападения? - Где могли укрыться жители Древней Руси от набегов? - Кто ещё нападал на Древнюю Русь, мы узнаем из текста на с. 39, 1 абзац сверху. - Откуда пришла опасность? Подчеркните. Открываем следующую часть таблицы. - Кто угрожал русским землям? Подчеркните . Открываем часть таблицы. Слайд 9. Посмотрите, как выглядят европейские рыцари. - С какой целью надвигались стальные лавины? Подчеркните. Открываем таблицу. - Итоги нападения, мы узнаем, прочитав следующий абзац. Слайд 10. Посмотрите отрывок из фильма, как происходило сражение. - Кто знает, чем закончилось сражение? Какое название получила битва? Открываем таблицу.
Откуда шла опасность Кто нападал С какой целью Итоги нападения С юга, со стороны степей Степняки - кочевники Разорение богатых русских городов Кочевники совершали набеги ( грабили города, уводили в пленных, но затем возвращались на свои земли) С севера - запада Европейские рыцари Завоевание городов Ледовое побоище- победа русских воинов - В те времена русскими полками командовал князь Александр Невский, которого мы помним, как настоящего борца за свободу Родины. слайд11. - Кто приготовил сообщение об Александре Невском и хочет с нами поделиться? 6. Выражение решения проблемы. - Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? Слайд12. - Какой ответ вы можете дать на этот вопрос? (Стены города служили последней преградой на пути врага.) 7. Работа в тетради. - Выполняем работу в тетради. С.14 №1. 8 Итог урока. Понравился вам наш урок? Что было самым интересным на ваш взгляд? Спасибо за работу. 9.Домашняя работа.