"Исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы"

Автор: Готолхакова Руфина Павловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Заларинская СОШ №1
Населённый пункт: п.Залари, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: "Исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы"
Дата публикации: 19.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МБОУ Заларинская СОШ №1 Доклад по самообразованию Исследовательская деятельность на уроках литературы и русского языка Выполнила: Готолхакова Р.П.

2014-2015г.

Исследовательская деятельность

на уроках русского языка и литературы
Активизация интереса к проблеме филологического образования обусловлена теми процессами, которые характеризуют современную культуру в целом и систему образования в частности. Современная система преподавания дисциплин гуманитарного цикла в общеобразовательных учреждениях представляет собой сложную картину . Одной из основных целей гуманитарного образования является «развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности». Кроме того, появление тенденции построения нового образовательного пространства характеризуется переходом от «школы памяти» к «школе мышления», от «знаниевой» педагогики к «способностной», от традиционных форм и методов организации учебного процесса к развивающим – все это актуализировало необходимость появления внутри учебного заведения нововведений, относящихся как к содержанию образования, так и к методике технологии его преподавания. Все это побуждает педагога к поиску новых, более эффективных, жизненно приемлемых для детей форм и методов обучения. Перед современным учителем в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использования исследовательского метода на уроках на разных ступенях обучения . Реализация данного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность , уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно открывать для себя новые знания Ещё в середине ХХ столетия Антуан де Сент-Экзюпери , человек, далёкий от педагогики, размышляя о многочисленных проблемах человечества, не оставил без внимания и педагогические проблемы. В своём эссе «Цитадель» он пишет: «Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы – пустота, обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити. Успешнее и дальше идёт тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствия. Любовь к познанию – вот главное мерило» Эти советы не потеряли актуальности: образование сегодня должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. А для этого важно создать условия для развития творческой, критически мыслящей личности, способной найти своё место в жизни, адаптироваться в обществе. Данные психолого-педагогических исследований свидетельствуют о том, что предъявление детям «готовых знаний» приводит только к одному результату: учащиеся оказываются не способны применять их. Учитель-гуманитарий не должен смотреть на себя лишь как на пропагандиста готовых научных решений и выводов. Он может ставить перед классом и перед собой проблемы нерешенные, дискуссионные, нуждающиеся в исследовании не только ради упражнения, но и ради поисков истины. И ученикам важно увидеть нечто, выходящее за рамки усвоения готовых решений, регламентированных упражнений. Так, например, анализ художественного текста может проводиться как на уровне ознакомления с уже существующей трактовкой, так и на уровне самостоятельных, полезных, пусть и неоригинальных наблюдений и обобщений, а также на уровне маленьких открытий, позволяющих по-новому взглянуть на знакомый текст, почувствовать его глубину .
Поэтому исследовательскую работу на уроках литературы и русского языка следует рассматривать с двух точек зрения – суть исследовательской деятельности: как метод преподавания и как уровень, до которого могут подняться школьники в своей деятельности . Учебное исследование становится реальным, когда мы сумеем подготовить к этому уровню работы и себя, и учащихся. Речь идет о постепенном освоении исследовательской технологии в преподавании, о работе, требующей настойчивости в накоплении знаний и умений, полезной в том смысле, что она может стать дорогой к творческому труду. Исследовательский подход в обучении не является новым педагогическим явлением. В России идея его использования была впервые выдвинута во второй половине Х VIII века , однако более 100 лет потребовалось, чтобы она стала востребована педагогическим сообществом. Термин «исследовательский метод» был предложен Б.Е. Райковым в 1924 году, под которым он понимал «…метод умозаключения от конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых учащимися или воспроизводимых ими на опыте». В педагогической литературе также используются другие названия этого метода — эвристический, лабораторно–эвристический, опытно–испытательный, метод лабораторных уроков, естественнонаучный, исследовательский принцип (подход), метод эвристического исследования, метод проектов и др. Под исследовательской деятельностью нами понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи, которая включает в себя: • постановку проблемы; • подбор методик исследования и практическое овладение ими; • сбор собственного материала, его анализ и обобщение; • оценку результатов; • собственные выводы Цель исследовательской деятельности — сформировать у учащихся основные ключевые компетенции, функциональную грамотность как универсальный способ освоения действительности, в том числе развитие исследовательских способностей, активизацию личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося). Содержание исследовательской деятельности — это изучение универсальных способов получения знаний и развитие универсальных (общепредметных) умений — коммуникативных, логических, информационных, организационных. Исследовательская деятельность, используемая как метод (частично-поисковый, метод проблемного обучения) или как самостоятельная деятельность , позволяет решить многие задачи, стоящие перед современной школой.
Во-первых, она изменяет суть преподавания: ученик не воспринимает «готовый» материал, а находит его и работает с ним сам; учитель же руководит, направляет, создает условия для реализации потенциала учащегося. Во-вторых, доля самостоятельности ученика в учебной деятельности увеличивается, что в свою очередь повышает качество обучения и делает знания учащегося более прочными. В-третьих, результатом исследовательской деятельности становится определённый «продукт»: полученное знание, сочинение, таблица,доклад, реферат, исследовательская работа, проект, макет, изделие, выполненное руками учащегося и т.п. Всё это позволяет исследователю заявить о себе, представить свою работу не только на уроке, но и на конкурсе, фестивале, семинаре, научно-практической конференции. Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника  Мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательство и опровержение, умение видеть противоречия).  Умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации.  Умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;  Специальных исследовательских умений и навыков (в старших классах). На уроке литературы или русского языка исследовательская деятельность может быть как отдельным этапом (как метод на этапе объяснения материала или выполнения домашнего задания), так и занимать весь урок, превращая его в урок-исследование, и даже проходить через всю тему, охватывая целый ряд уроков.
Урок-исследование
. Наиболее глубокие знания учащиеся получают на экспериментальных уроках-исследованиях, посвящённых изучению новой темы, т.к. такие уроки позволяют решать не только образовательные, но и воспитательные задачи: развивать наблюдательность, умение анализировать, сравнивать, делать логические выводы и, что очень важно, проявлять самостоятельность в поиске решения. Уроки-исследования можно проводить как группами, постоянного и сменного состава, так и работая со всем классом, обучая технологии учебного исследования. Таким
образом, развиваются навыки культурного диалога, умение отвечать на вопросы оппонентов, излагать и обосновывать свою точку зрения, отстаивать правоту суждений, анализировать результаты . Причём те навыки и умения, которые учащиеся приобретают на таких уроках, затем успешно используются. Это могут быть уроки закрепления знаний по определённой тематике, уроки изучения нового материала или уроки решения задач, когда среди возможных решений надо выбрать наиболее рациональное. Основные этапы урока-исследования представлены ниже на схеме ПОДГОТОВКА ИССЛЕДОВАНИЯ ¯ СТОЛКНОВЕНИЕ С ПРОБЛЕМОЙ ¯ ВЫДВИЖЕНИЕ РАБОЧЕЙ ВЕРСИИ ИССЛЕДОВАНИЯ ¯ ИССЛЕДОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ РАБОЧЕЙ ВЕРСИИ ¯ ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. Мотивационный
Основная цель этапа - провести необходимый инструктаж учащихся , подготовить тексты, через систему классных занятий и домашних заданий вывести школьников на уровень, необходимый для их успешного участия в исследовании. Учителю - «проиграть» возможные варианты хода исследования.
ПЕРВЫЙ ЭТАП. Столкновение с проблемой.
Основные цели этапа:  мотивировать работу учащихся;  продемонстрировать элемент художественного текста, который будет положен в основу исследования;  сформулировать проблему исследования. Общее требование: выбранный педагогом для демонстрации элемент текста должен быть ярким, динамичным, участвовать в «сюжетной игре» (Ю.М.Лотман) - только в этом случае он увлечет школьников, вызовет желание разобраться в его существе. Он должен быть предельно открытым для связей с другими элементами художественного текста, обладать способностью «обрастать» в ходе исследования смысловыми значениями, которые затем помогут учителю вывести школьников на понимание идейного содержания произведения.
ВТОРОЙ ЭТАП. Выдвижение рабочей версии исследования.
- центральный этап учебного процесса как исследования художественного текста. От того, насколько увлекла школьников рабочая версия - подготовленная, в свою очередь, «столкновением с проблемой» - зависит их заинтересованность в ходе исследования. Чем интереснее, неожиданнее версия (вот где должен в полной мере проявиться
талант учителя!) - тем сильнее мотивация. Не стоит забывать о том, что исследование носит обучающий характер, потому версия может быть заведомо ошибочной ; ее опровержение - также положительный результат исследования.
ТРЕТИЙ ЭТАП.

Исследование художественного текста через призму рабочей

версии.
Направляя исследование художественного текста через призму рабочей версии, педагог стремится к тому, чтобы вывести школьников к обобщениям, которые впоследствии могут стать основой для понимания идейного содержания произведения. Здесь же через рассмотренные художественные особенности произведения учащиеся стремятся выйти на идейное содержание произведения.
ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП. Подведение итогов исследования.
Цель этапа:  оценить результаты исследования, процесс их получения;  выявить причины типичных и индивидуальных затруднений учащихся;  показать перспективу использования полученных знаний. Формой организации исследовательской деятельности учеников и учителя на уроке литературы является филологический анализ художественного текста. Именно элементами литературоведческого анализа мы и занимаемся при формировании исследовательской компетенции обучающихся. Лингвистический и литературоведческий анализ литературных произведений, составляющие филологический анализ, включают в себя осмысление, анализ, интерпретацию и создание текстов различных видов устной и письменной речи, разных родов и жанров художественных произведений, изучение изобразительно-выразительных средств языка, сведений по теории литературы Какими же могут быть первые шаги начинающих исследователей? Важным для будущих ребят–исследователей оказывается умение работать с имеющейся информацией, умение добывать необходимый научный материал, умение грамотно систематизировать, логически распределять имеющиеся данные, умение выделить в изучаемой монографии информационный центр, а также умение свертывать информацию путем исключения избыточной, либо путем обобщения целого ряда известных фактов, умение переформулировать мысль. От класса к классу у школьников развивается вербальное мышление, совершенствуются навыки аудирования, рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности, приобретаются навыки работы с первоисточниками, дети учатся составлять разные типы конспектов (селективные, смешанные, монографические, сводные или обзорные), разные типы рефератов (классификационные, познавательные, исследовательские), учатся пользоваться разными видами чтения. Развитие речевых способностей учащихся (как устных, так и письменных) остается одной из главных задач Курс литературы в 5-6 классах предоставляет много возможностей для этого. Например, в период изучения сказок А.С. Пушкина, В.А.Жуковского и других возникает вопрос: «Какова история рождения литературных и авторских сказок?». Подросткам-читателям интересно и важно выдвинуть свои предположения, версии, гипотезы, обсудить их в классе. А как же
доказать свою точку зрения? Необходимо найти подтверждение в науке. Так возникает исследовательская задача, соединяющая учебное и научное содержание. В соответствии с программой дети в среднем звене должны освоить начальные понятия о литературе как искусстве слова; именно на этой ступени крайне важно вести детей к обобщениям, учить не только повторять и иллюстрировать теоретические понятия, но пользоваться ими как инструментом познания. Иначе литературная теория будет накапливаться в виде материала для заучивания. Может ли тут помочь исследование? При изучении произведения Пришвина "Кладовая солнца" ежегодно перед детьми встает вопрос: "Почему оно называется сказкой-былью?" Решить проблему можно просто: отыскать в тексте то, что напоминает сказку и то, что выглядит былью. Но можно пойти другим путем и попытаться исследовать особенности пришвинского стиля, вся прелесть которого в том, чтобы одновременно верить и реальному, и волшебному. Это не разные компоненты повествования. Суть в том, что они отчетливо ощутимы и совершенно неразделимы в каждой детали текста. Как же дать детям почувствовать взаимопроникновение обыденного и чудесного? Остановить внимание на деталях и выступить в роли исследователей помогут следующие задания: 1.Имена детей и клички животных, как характеризуют они их носителей? 2.По следам тех, кого нет, но кто присутствует на страницах произведении, как найти сведения о них? 3.В лес за Настей и Митрашей (растения, звери, птицы). Накопив наблюдения, класс приходит к понятию "олицетворение". Но есть у Пришвина и более глубокое, скрытое значение этого понятия. Все олицетворения в сказке-были, весь ход повествования ведут к постижению того, что человек осмысляет и одушевляет природу. Эта способность человека и есть предназначение. Приложение. Конспект урока литературы в 11классе по теме «Особенности художественного стиля В.Набокова по роману «Приглашение на казнь» В 7кл.изучается «Житие Петра и Февронии Муромских» - одно из самых распространенных произведений в Древней Руси. От традиционных житий его отличает занимательность сюжета и повествования. Своеобразный психологизм, фольклорный подтекст, сказочный характер фантастики и многое другое. Современному читателю – школьнику, чаще всего не имеющему опыта чтения житийной литературы, сложно воспринимать это произведение, читать его на притчевом языке древности. Отсюда вытекает главная цель первого урока – создание установки на чтение и восприятие произведения, формирование представления о житийном типе повествования. Учащимся можно предложить, во-первых, используя читательский опыт, подумать, чем отличается житийная повесть от светской биографии, жизнеописания, а во-вторых, написать сочинение-миниатюру «Лики святых благоверных Петра и Февронии». Можно представить результаты задания в виде сравнительной таблицы. Литературная биография и житийная повесть.
Биография. Житие. Этимологическое толкование жанра. Слово «биография» происходит от греческих «биос» - жизнь и «графио» - писать, поэтому биография – это жизнеописание. Житие – «агиография», происходит от греческого «агиос»-святой, следовательно, агиография – описание святости. Герои произведения. Исторические личности, вожди, герои. Святые, явившие в своем образе подобие Христа. Ценность факта. Правда факта первична. Важна не фактическая точность, а притчевая глубина описываемого события. Временные характеристики повествования. Конкретная историческая эпоха. Вечность при условности исторического времени. Цель повествования. Правдивое описание жизненного пути героя. Раскрытие глубинного вечного смысла человеческого бытия, раскрываемого в восхождении святого к Богу. В преподавании школьного предмета «русский язык» можно отрабатывать такие этапы исследовательской деятельности, как постановка проблемы, сбор языкового материала, анализ существующих в литературе способов описания и методов анализа материала, собственно анализ материала (первоисточника). Эти четыре этапа в реальном исследовательском и учебно-исследовательском процессе иногда стоят в ином порядке, но всегда предшествуют тому обнаружению новой информации, которое происходит на стадии формулировки выводов. Исследовательские задания моделируют исследовательскую деятельность, но не обязательно включают все ее этапы. 1. Сбор языкового материала Чтобы обеспечить выход на новую информацию, задание должно быть проблемным, то есть допускающим различные версии.
Домашнее задание. «В русском языке подлежащее может быть выражено любой частью речи». Докажите или опровергните это утверждение, используя свои примеры и аргументы. Домашнее задание. «В русских словах приставка не может стоять после корня». Докажите или опровергните это утверждение, используя свои примеры и аргументы. Домашнее задание. «В русском слове не может быть два одинаковых суффикса». Докажите или опровергните это утверждение, используя свои примеры и аргументы. 2. Анализ способов описания В старших классах весьма уместны задания, предполагающие анализ ошибочных интерпретаций и выявляющие проблему. Проблемный вопрос. Показатель инфинитива -ть – это формообразующий суффикс или окончание? Почему? Задание. Каковы морфологические признаки слов один, три, десять, тысяча, миллион? К какой части речи они относятся? Почему возможны различные ответы на этот вопрос? Задание. Каковы морфологические признаки слов мы, наш, любой, где-то? К какой части речи они относятся? Почему возможны различные ответы на этот вопрос? 3. Анализ языкового материала Почти все упражнения при традиционном обучении русскому языку так или иначе связаны с анализом языкового материала: текста, предложения, слова – и служат по преимуществу целям закрепления. Такого рода закрепительные упражнения являются неотъемлемой частью любого обучения, в том числе проблемного и исследовательского, но не составляют суть последних. Отличительной чертой именно исследовательских заданий по анализу материала является выход на новую информацию. Поэтому думается, что исследовательские задания здесь более уместны не на стадии закрепления, а на стадии введения новой темы, то есть они предшествуют объяснению нового материала или проблемной беседе. Задание. Запишите предложение: Мой брат – студент. Найдите грамматическую основу предложения. Есть ли у какого-либо слова в этом предложении грамматическое значение времени и наклонения? Введение понятия нулевого словообразовательного суффикса в старших классах лучше построить иначе. Задание. Можно ли считать синонимичными суффиксы -изн-, -от- и -ев- в словах белизна, краснота, синева? Каково значение этих суффиксов? Чем отличаются от этих примеров слова зелень, глушь и чернь?
Мы рассмотрели различные варианты исследовательских упражнений, моделирующих исследование в виде, свернутом до трех этапов, но можно предложить учащимся упражнения, которые будут более полно моделировать цикл исследовательской деятельности; например, разработать исследовательские задания по сбору языкового материала с последующим его анализом и выходом на проблему. Задание. Сделайте морфемный разбор слов розоватый и коричневатый. Подберите несколько слов с таким же по значению суффиксом. Сделайте их морфемный разбор. Сформулируйте проблему и предложите пути ее решения. Заключение. Исследовательский метод в настоящее время активно утверждается в современной школе, в том числе и при обучении русскому языку. Эта технология предполагает организацию совместной или индивидуальной работы учащихся над той или иной проблемой с обязательным! предъявлением результатов своей деятельности. Какие же интеллектуальные умения можно развить в учебной деятельности, организованной по этому методу? Во-первых, аналитическое мышление в процессе анализа информации, отбора необходимых фактов, сравнения, сопоставления фактов, явлений. Во-вторых, ассоциативное мышление в процессе установления acсоциаций с ранее изученными, знакомыми фактами, явлениями, установление ассоциаций с новыми качествами предмета, явления и пр. В-третьих, логическое мышление, когда формируется умение выстраивать логику доказательности принимаемого решения, внутреннюю логику решаемой проблемы, логику последовательно¬сти действий, предпринимаемых для решения проблемы. Кроме того, у ученика формируется умение рассматривать проблему в целостности связей и характеристик, а также устанавливать причинно-следственные связи, искать новые решения, переносить знания из разных областей для решения проблемы. Эта технология позволяет актуализировать важнейшие речевые умения, включать учеников во все виды речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо), совершенствовать навыки работы с текстами разных стилей и типов речи в процессе информационно-смысловой переработки текста. Учитель при этом из носителя готовых знаний превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. В целом виды исследовательской деятельности призваны повысить качество знаний учащихся, развить интерес к изучению русского языка. Литература 1. Качурин. Организация исследовательской деятельности на уроках литературы. 2. Княжицкий, А. И. Самый прагматичный предмет [Текст] / А. И. Княжицкий // Русская словесность. – 2007. - № 7. – С. 2 – 6. 3. Лебедева, Л. И. Метод проектов в продуктивном обучении [Текст] / Л. И. Лебедева, Е. В. Иванова // Школьные технологии. – 2002. - № 2. – С. 116 -120. 4. Романовская, М. Б. Метод проектов в образовательном процессе [Текст] / М. Б. Романовская // Журнал для администрации школ. – 2007. - № 1. – С. 118 – 143. 5. Савенков, А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование [Текст] / А. И. Савенков // Школьные технологии. – 1998. - № 4. – С. 144 – 148.