"5 форм дисграфии"

Автор: Гордеева Лариса Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГКОУ Урюпинская кадетская школа
Населённый пункт: город Урюпинск, Волгоградская область
Наименование материала: советы логопеда родителям
Тема: "5 форм дисграфии"
Дата публикации: 29.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ 5 ФОРМ ДИСГРАФИИ Если вы заметили, что из года в год ваш ребёнок продолжает делать нелепые ошибки при письме и чтении, то быть может речь идёт не о невнимательности или лени, а о серьёзных речевых нарушениях «дислексии» и «дисграфии». Специалисты выделяют 5 форм дисграфии: 1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии. Суть ее состоит в следующем: ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме. Иными словами, пишет так, как произносит. Значит, до тех пор, пока не будет исправлено звукопроизношение, заниматься коррекцией письма с опорой на проговаривание нельзя. 2. Акустическая форма дисграфии. Эта форма дисграфии проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие звонкие — глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие — шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.). Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: «писмо», «лубит», «больит» и т.д. 3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Для этой формы дисграфии наиболее характерны следующие ошибки: – пропуски букв и слогов; – перестановка букв и (или) слогов; – недописывание слов; – написание лишних букв в слове; – повторение букв и (или) слогов; – контоминация — в одном слове слоги разных слов;
– слитное написание предлогов, раздельное написание приставок («настоле», «на ступила»); 4. Аграмматическая дисграфия. Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребёнок пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики («красивый сумка», «весёлые день»). Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста. Аграмматическая дисграфия обычно проявляется с 3-го класса, когда школьник, уже овладевший грамотой, «вплотную» приступает к изучению грамматических правил. И здесь вдруг обнаруживается, что он никак не может овладеть правилами изменения слов по падежам, числам, родам. Это выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовать слова между собой. 5. Оптическая дисграфия. В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов («палочки», «овалы») и нескольких «специфичных» элементов. Одинаковые элементы, по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки: и ш ц щ; б в д у и т.д. Если ребёнок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведёт к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме. Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме: – недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж и т.д.; – добавление лишних элементов; – пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент; – зеркальное написание букв.