Автор: Гордеева Лариса Николаевна Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГКОУ Урюпинская кадетская школа
Населённый пункт: город Урюпинск, Волгоградская область
Наименование материала: советы логопеда родителям
Тема: "5 форм дисграфии"
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
5 ФОРМ ДИСГРАФИИ
Если вы заметили, что из года в год ваш ребёнок продолжает делать
нелепые ошибки при письме и чтении, то быть может речь идёт не о
невнимательности или лени, а о серьёзных речевых нарушениях
«дислексии» и «дисграфии».
Специалисты выделяют 5 форм дисграфии:
1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии.
Суть ее состоит в следующем: ребенок, имеющий нарушение
звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение,
фиксирует его на письме. Иными словами, пишет так, как произносит.
Значит, до тех пор, пока не будет исправлено звукопроизношение,
заниматься коррекцией письма с опорой на проговаривание нельзя.
2. Акустическая форма дисграфии.
Эта форма дисграфии проявляется в заменах букв, соответствующих,
фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки
произносятся правильно. На письме чаще всего смешиваются буквы,
обозначающие звонкие — глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие
— шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), аффрикаты и компоненты, входящие в их
состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.).
Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных
на письме: «писмо», «лубит», «больит» и т.д.
3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Для этой формы дисграфии наиболее характерны следующие ошибки:
– пропуски букв и слогов;
– перестановка букв и (или) слогов;
– недописывание слов;
– написание лишних букв в слове;
– повторение букв и (или) слогов;
– контоминация — в одном слове слоги разных слов;
– слитное написание предлогов, раздельное написание приставок
(«настоле», «на ступила»);
4. Аграмматическая дисграфия.
Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребёнок пишет
аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики («красивый
сумка», «весёлые день»). Аграмматизмы на письме отмечаются на
уровне слова, словосочетания, предложения и текста.
Аграмматическая дисграфия обычно проявляется с 3-го класса, когда
школьник, уже овладевший грамотой, «вплотную» приступает к
изучению грамматических правил. И здесь вдруг обнаруживается, что
он никак не может овладеть правилами изменения слов по падежам,
числам, родам. Это выражается в неправильном написании окончаний
слов, в неумении согласовать слова между собой.
5. Оптическая дисграфия.
В основе оптической дисграфии лежит недостаточная
сформированность зрительно-пространственных представлений и
зрительного анализа и синтеза. Все буквы русского алфавита состоят из
набора одних и тех же элементов («палочки», «овалы») и нескольких
«специфичных» элементов. Одинаковые элементы, по-разному
комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки:
и ш ц щ; б в д у и т.д.
Если ребёнок не улавливает тонких различий между буквами, то это
непременно приведёт к трудностям усвоения начертания букв и к
неправильному изображению их на письме.
Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме:
– недописывание элементов букв (связано с недоучетом их
количества): Л вместо М; Х вместо Ж и т.д.;
– добавление лишних элементов;
– пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих
одинаковый элемент;
– зеркальное написание букв.