"Технология развития критического мышления"

Автор: Готолхакова Руфина Павловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Заларинская СОШ №1
Населённый пункт: п.Залари, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: "Технология развития критического мышления"
Дата публикации: 20.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МБОУ Заларинская СОШ №1 Доклад по самообразованию Исследовательская деятельность на уроках литературы и русского языка Выполнила: ГотолхаковаР.П.







Технология развития критического мышления
На современном этапе очень много причин для того, чтобы перейти на обучение по новым технологиям. Вот некоторые из них: -необходимость развития творческого мышления, -потребность в развитии письменной и устной речи, -увеличение объёма информации, -уменьшение количества часов по предметам,
-снижение познавательной деятельности учащихся,

-низкая мотивация учебной деятельности.
«Концепция модернизации российского образования» ставит задачу по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования». Современный школьник должен не столько получать готовые знания, сколько их самостоятельно добывать, уметь применять их на практике, ориентироваться в нестандартных условиях. Современный этап педагогической практики характеризуется переходом от информационно-объяснительной техники обучения к деятельностно-развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств ребёнка. Среди деятельностно- развивающих технологий обучения выделяют технологию критического мышления как одну из наиболее перспективных, характерной особенностью которой является перевод учебного процесса на субъект – субъектную основу, реальная индивидуализация и дифференциация учебного процесса. ;
меняется

отношение ребёнка к учебному

процессу, так как он выступает не как объект для восприятия готовых знаний, а как

соучастник, соавтор процесса обучения.
Главная цель любого урока-это воспитание человека, умеющего самостоятельно анализировать факты, явления, события, добывать знания. Критическое мышление- это такой тип мышления, который помогает человеку определить
собственные приоритеты
в личной, профессиональной и общественной жизни. Человек с развитым критическим мышлением
-
это человек, умеющий анализировать информацию, делать самостоятельно выводы, прогнозировать последствия своих решений и нести за них ответственность.
1. Критическое мышление есть мышление самостоятельное.
Когда занятие строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Никто не может думать критически за нас, мы делаем это исключительно для самих себя. Следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы.
2. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом

критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может

мыслить критически.

Мыслить критически можно в любом возрасте: не только у студентов, но даже у первоклассников накоплено для этого достаточно жизненного опыта и знаний. Разумеется, мыслительные способности детей будут еще совершенствоваться при обучении, но даже малыши способны думать критически и вполне самостоятельно. В своей познавательной деятельности ученики и учителя, писатели и ученые подвергают каждый новый факт критическому обдумыванию. Именно благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным.
3. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения

проблем, которые нужно решить.
Человеческие существа любопытны по своей природе. Мы замечаем что-то новое – и хотим узнать, что это такое. Мы видим некую достопримечательность – и нам уже хочется проникнуть внутрь. При подготовке к занятиям учитель должен определить круг стоящих перед учениками проблем, а в дальнейшем, когда ученики будут к этому готовы, помочь им сформулировать эти проблемы самостоятельно. Благодаря критическому мышлению учение из рутинной «школярской» работы превращается в целенаправленную, содержательную деятельность, в ходе которой ученики проделывают реальную интеллектуальную работу и приходят к решению реальных жизненных проблем. Собирая данные, анализируя тексты, сопоставляя альтернативные точки зрения и используя возможности коллективного обсуждения, они ищут и находят ответы на волнующие их вопросы.
4. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также сознает, что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих.
5. Критическое мышление есть мышление социальное.
Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию. Поэтому педагоги, работающие в русле критического мышления, всегда стараются использовать на своих занятиях всевозможные виды парной и групповой работы, включая проведение дебатов и дискуссий, а также различные виды публикаций письменных работ учащихся. В конечном итоге любой критический мыслитель работает в некоем сообществе и решает более широкие задачи, нежели только конструирование собственной личности. Образовательная технология развития критического мышления – система учебных стратегий, методов и приемов, направленных на развитие критического мышления учащихся. Данная педагогическая технология позволяет ориентироваться
на внутреннюю

мотивацию учащихся, более устойчивую, чем внешнюю.

Задача: научить школьников
- выделять причинно-следственные связи; - рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся; - отвергать ненужную или неверную информацию; - понимать, как различные части информации связаны между собой;
- выделять ошибки в рассуждениях; -делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек; - избегать категоричности в утверждениях; - быть честным в своих рассуждениях; - определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам; - выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение; - уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения; - подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи; - отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать внимание на первом. В процессе применения технологии развития критического мышления: - происходит обучение обобщенным знаниям и умениям, навыкам и способам мышления; - появляется возможность объединения отдельных дисциплин; - создаются условия для вариативности и дифференциации обучения. Новизна технологии заключается в том, что она объединяет разнообразные по применению на уроках приёмы и стратегии. Технология развития критического мышления позволяет для любой возрастной группы учащихся подобрать интересные приёмы работы на разных этапах урока.
Особенности организации:
Технология РКМЧП – надпредметная, проникающая, она применима в любых программах и предметах. В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий). Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.
Первая стадия – «вызов»
, во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
Данная стадия позволяет:

- актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по данной теме или

проблеме;

- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
-Что я знаю?
Вторая стадия – «осмысление»
- содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал
. Данная стадия позволяет ученику:

- получить новую информацию;

- осмыслить ее;


- соотнести с уже имеющимися знаниями.
-Что я узнал нового? Как изменились мои знания?
Третья стадия – «рефлексия» - размышления.
На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.
Данная стадия

позволяет учащемуся:

- целостно осмыслить, обобщить полученную информацию;

- присвоить новое знание.
-Что я с ними буду делать?
Методические приёмы технологии развития критического мышления, которые

я использую в своей практике:
Синквейн (с фр.) – «пять строк», пятистрочная строфа нерифмованного стихотворения.
Синквейн
-
концентрация знаний, ассоциаций, чувств; сужение оценки явлений

и событий, выражение своей позиции, взгляда на событие, предмет.

Составление синквейна требует от уч-ся умения находить в учебном материале

наиболее существенные учебные элементы, делать заключения и выражать все

это в кратких выражениях.
Написание синквейна является формой свободного творчества, которое осуществляется по определенным правилам. Важно, что обучение материала и его закрепление происходит в ходе выполнения задания – составления синквейна. Составляя синквейн, учащийся реализует свои личностные способности: интеллектуальные, творческие, образные и т.п. (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах не так-то просто). Правильно составленный синквейн имеет ярко выраженную эмоциональную окраску- мотивация. Правила написания синквейна: Процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной. На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна. На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой. Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме. Бабушка Добрая, справедливая
Ругает, жалеет, поучает Бабушка учит жизни Друг ( Мочных А.) Бабушка Добрая, мудрая Ругает, учит, воспитывает Бабушка учит справедливости Советчик (Шестакова А.) Санька Жадный, невоспитанный Обманывает, обижает, шантажирует Всегда хочет цапнуть побольше Враг (Наумчик Е.) Санька Жадный, хитрый Врет, хитрит, обижает Всегда найдет, кого обидеть Враг (Бендик С.) Разбивка на кластеры Это способ графической организации материала. На доске записывается ключевое слово или предложение, которое является ядром темы. Вокруг ключевого слова записываются слова, выражающие основные идеи, факты, образы по данной теме. Роман Е.Замятина.«Мы». -Какова модель этого государства? Что оно собой представляет? Какие его характерные черты?



часть речи



морфологические синтаксическая

признаки



роль

отвечает

на вопросы

какой, чей
(При изучении темы «Имя прилагательное» в 6классе)

(К рассказу В. Астафьева «Конь с розовой гривой».6кл.)
Мозговая атака
1этап.Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают по данной теме. 2этап.Происходит обмен информацией.
Имя

прилагательное

чаще бывает

определением

изменяется по

родам, числам,

падежам
обозначает признак предмета пряник сказка бабушка детство радость прощение раскаяние стыд уроки жизни
Главная задача рефлексии- исправить предшествующие представления, «присвоить»новую информацию, определить перспективы в изучении темы. Можно, например, использовать на уроке русского языка при изучении темы « Имя существительное» в 5 кл., когда необходимо восстановить изученное по данной теме в начальных классах или в 10кл.
Двойные дневники
Использование данного приема позволяют связать содержание текста с личным опытом учащихся Необходимо разделить страницу на 2половины вертикальной линией. Записываем: 1.Какая часть текста произвела наибольшее впечатление(вызвала ассоциации, протест) Даем комментарий: 2.Что заставило записать эту цитату? Какие мысли она вызвала? Какой вопрос возник в связи с ней? Заполнение надо начинать с левого столбика таблицы. Цитату не обязательно записывать полностью. Прием целесообразно использовать на стадиях осмысления и рефлексии. Особенно полезны, когда уч-ся получают задание прочитать небольшой текст вне класса. У счастья нет завтрашнего дня…, у него есть настоящее- и то не день, а мгновение (И.С.Тургенев. «Ася») При работе над рассказом В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой» учащиеся работали в группах и заполняли двухчастный дневник. Первая графа- цитаты. Вторая- их комментарии, интерпретация к ним. Как записанная цитата характеризует героя? Цитата Комментарии «Бабушка держала деньги-«запас» на черный день». Учит думать о будущем, не жить одним днем «Бабушка не стала перекладывать ягоды из туеска». Доверяет внуку «Бабушку надул, калачи украл. Что только будет?» «Сон не брал меня, как окончательно запутавшегося преступника» Испытывает угрызения совести
Ключевые слова
-Учитель выбирает и записывает 4-7слов ( в зависимости от объема текста). -Учащиеся дают общую трактовку этих терминов, работая в группе, в паре или индивидуально. Предполагают, как они будут применяться в конкретном контексте той темы, которую им предстоит изучить:
А) Восстанавливают сюжет, в котором фигурируют эти понятия. Б) Воспроизводят какой-либо процесс, опираясь на эти слова( исторический, биографический, литературный). В) Занимаются сочинительством, стилистически грамотно используя эти слова в тексте. Так, можно использовать в самом начале урока литературы при чтении вступительной статьи о поэте, писателе.Чтение статьи учебника О М.Ю. Назовите ключевые слова . Объясните, почему именно их вы считаете ключевыми. (Например: бабушка, Кавказские Минеральные воды, Москва, Благородный пансион, философия, языки, литературные занятия, Московский университет, семейная драма…)
Конструктивная таблица «Знаем-хотим узнать- узнали»
-Один из способов графической организации материала -До знакомства с темой, текстом уч-ся самостоятельно или в группе заполняют 1, 2 столбики таблицы -По ходу знакомства с текстом заполняют 3 графу. После следует сопоставление граф таблицы Это работа с таблицей на стадии вызова. Ребята разбиваются на пары и заполняют первую графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, исторические сведения, предположения), после обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? Для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока, учатся рефлексировать собственную мыслительную деятельность. знаю хочу узнать узнал Источники информации Писатель – юморист Автор рассказов «Галоша», «Монтер», «Великие путешественники » Где родился? Какой была семья? Как он создавал свои произведения? Что больше всего ценил в людях? Учитель, произведения писателя, учебник
Верные или неверные утверждения
Этот прием может быть началом урока

-Учащиеся выбирают «верные утверждения» из предложенных учителем, описывают заданную тему, ситуацию, систему правил -Устанавливают, верны ли данные утверждения, обосновывают свой ответ Верны ли утверждения?  Корень-главная значимая часть слова, в которой заключено значение всех однокоренных слов  Окончание- изменяемая значимая часть слова, которая служит для образования новых слов  Однокоренные слова- слова, имеющие одинаковый корень

Сводная таблица
 помогает систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, фактами  Средняя колонка- «линия сравнения», в ней перечисляются те категории, по которым предложено сравнить явления, события, факты  Соседние колонки- информация, которую предстоит сравнить. Можно использовать не только при работе с художественными текстами, но и информационными. До преступления Раскольников После преступления Отношение к родным Отношение к себе Отношение к Богу Раскольников Двойники Свидригайлов Общее Различия
Чтение с остановками
 Материал для использования приема- повествовательный текст  Условие- нахождение оптимального момента в тексте для остановки Данный прием содержит все стадии технологии: 1 стадия- вызов. На основе лишь заглавия и информации об авторе уч-ся должны предположить, о чем будет текст 2 стадия- осмысление. Познакомившись с частью текста, уточняют представления о материале. Обязательный вопрос: «Что будет дальше и почему?» 3 стадия- рефлексия. Заключительная беседа. Формы работы: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы. Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению: - Какова проблема, поднятая в этом рассказе? Почему вы так думаете? -Как вы думаете, что будет дальше? -Найдите предложения, гдг сюжет меняется. -Как заканчивается этот рассказ? -Если бы вы были героем, как бы вы себя чувствовали? Что бы вы сделали? Л.Андреев.»Кусака» -Да подойди, дура! Ей-богу, не трону! -У-у, мразь! Тоже лезет! -Ай, злая собака!- убегая крикнула девушка. -Кусачка, подойди ко мне! Ну, хорошая, ну, милая, подойди! Сахару хочешь?
- Жа-а-лко,-повторила Леля, готовая заплакать.
Эссе
 После чтения текста, обсуждения предложить уч-ся оформить свои мысли в форме эссе  Для этого просим в течение 10мин.писать без остановки на конкретную тему  Главное правило- не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. Учитель может задать направления мысли: что нового узнали? Задайте вопрос, на который так и не получили ответа (Почему ускользает от человека счастье?) «Свобода. Что представляется мне, когда я слышу это слово? Зеленые луга под летним солнцем или безоблачное небо, словно купол накрывающее все вокруг. Или ветер, который сметает снег с вершин самых высоких гор…У человека, живущего в современном мире, не может быть абсолютной свободы…» (При изучении романа Е.Замятина «Мы»).
«Толстые» и «тонкие» вопросы
 Толстые вопросы предполагают развернутые ответы: дайте 3объяснения, почему..; почему вы думаете, что (преступление всегда против совести?);почему вы считаете, что (убийство иногда можно оправдать?), почему же все-таки бабушка купила внуку пряник конем?почему же тогда своему рассказу Астафьев дает такое поэтическое название «Конь с розовой гривой»?; в чем различие…;предположите, что будет, если…;если бы вам представилась возможность встретиться с Витей после совершенного обмана, что бы вы ему посоветовали? Это проблемные вопросы  Тонкие вопросы требуют односложные ответы или ответы, требующие знания фактов: Кто? Что? Где? Куда? Как звать? Согласны ли вы? Верно ли? Приемов ТРКМЧП очень много, это многообразие помогает делать уроки насыщенными, разными, непохожими, а работу обучающихся деятельностной, эффективной, интересной, приносящей удовлетворение. К одной и той же задаче можно подходить по-разному, в зависимости от знаний в данной области, особенностей своего характера. Мыслящий человек - это интересный человек, человек, самостоятельно добивающийся жизненной цели, удачно и твердо идущий по жизни! Можно говорить об успешной адаптации молодого человека в обществе, ведь у него всегда будет свое мнение, убедительная аргументация своей позиции.

Ценность технологии развития критического мышления, её применения на уроках русского языка и литературы очевидны. Использование технологии формирует навыки направленного, вдумчивого чтения и рефлексивного письма, развивает критическое мышление. Поскольку тексту в данной технологии отводится приоритетная роль , чтение и письмо понимаются как взаимосвязанные процессы, способствующие организации рефлексивной деятельности в обучении на основе глубокой проработки информации и сопряжения её с личным опытом.
К технологии развития критического мышления уместно обращаться на уроках литературы при анализе художественных произведений, на уроках русского языка – с целью систематизации и углубления изученного материала по русскому языку, для подготовки к написанию сочинений и отзывов. Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы способствует развитию большинства необходимых не только в учебной деятельности, но и в реальной жизни умений, повышает мотивацию к обучению, позволяет формировать у учащихся базовые компетенции и навыки самообразования, прежде всего коммуникативную и оценочную компетенции.