"Патриотическое воспитание"

Автор: Богданова Александра Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №37
Населённый пункт: станица Новопокровская, Краснодарского края
Наименование материала: конспект
Тема: "Патриотическое воспитание"
Дата публикации: 22.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №37

Конспект
организованной образовательной деятельности по патриотическому воспитанию в логопедической группе
«Богатыри земли русской»
Подготовила воспитатель логопедической группы: Богданова Александра Игоревна Ст. Новопокровская 2016г.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

«Богатыри земли русской»

Программное содержание:
Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской. Оживить представление о былине, о былинных героях - Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче. Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях. Познакомить детей с оружием богатырей. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
Активизация словаря:
Богатырь, гусляр, кольчуга, доспехи, снаряжения, славяне, русичи,, топкие болота, былины, меч, булава, палица, кистень, копьё, секира, чекан, топор, боевой бич, цепь, лук и стрелы, ножи, кинжал, гусли.
Предварительная работа:
Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри». Рассматривание панно «Русские богатыри» с художественным материалом о былинных героях. Чтение отрывков о былинных богатырях: «Илья Муромец и Соловей- разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей». Слушание в грамзаписи былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Финист- Ясный Сокол», «Никита Кожемяка», «Змей Горыныч», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане». Составление родового дерева (нарисованного). Изодеятельность на темы: «Оружие богатырей», «Богатыри», «Кони русских богатырей».
Оборудование:
- иллюстрации богатырей Древней Руси;
- карточки с изображением оружия богатырей (меч, булава, кистень и т.д.) и оружие современных воинов (пистолет, ружьё, винтовка, автомат); - костюмы богатырей и гусляра; - канаты, речка, камушки из бумаги, камень на распутьи, три дороги, лес; - изображения Кащея Бессмертного, Соловья - разбойника, Змея - Горыныча.
Ход занятия:
Дети сидят в зале на стульчиках.
Воспитатель:
Давным - давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие территории занимали топкие болота. Издревне на этой земле жили славяне. Их соседи хазары и монголы -татары - часто нападали на славян, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Более 1000 лет тому назад основали славяне своё государство, названное Русью. Русь защищалась от врагов. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Называли таких людей русичами. Они славились богатырской силой, об их подвигах слагались сказки и былины. Жили среди русичей богатыри - защитники нашей Родины в древности. Вот как они выглядели. (Показывает иллюстрации богатырей и картину В. М. Васнецова «Богатыри»). Посмотрите, ребята, какие они были могучими, мужественными, храбрыми и сильными. Кто изображен на картине?
Дети:
Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.
Воспитатель:
Правильно, а кем они были?
Дети:
Богатырями.
Воспитатель:
Дети, как вы думаете, кто такие богатыри?
Дети:
Богатыри - это люди , которые защищали нашу Родину от врагов.
Воспитатель:
Правильно, богатыри - это люди безмерной силы, стойкости и отваги,
совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов - стояли на заставе (границе), мимо них ни зверь незамечанным не проскользнёт, ни птица не пролетит, а тем более враг не пройдёт. Ребята, мы уже прочли немало сказок и былин о богатырях земли русской. Давайте, вспомним, как они называются?
Дети:
«Соловей - разбойник», «Финист-Ясный Сокол», «Никита Кожемяка», «Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей» и т.д..
Воспитатель:
Дети, а с кем боролись герои - богатыри?
Дети:
С Соловьем - разбойником, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным, Тугариным Змеем.
Воспитатель:
Дети, а вы бы хотели пройти путь богатырей, увидеть их, узнать про их подвиги?
Дети:
Да.
Воспитатель:
Тогда нам нужно собираться в нелёгкий, опасный путь, где нас будут ждать необычные приключения, не испугаетесь? Знаю, что вы дружные и смелые. Дружба поможет нам преодолеть все преграды. Но сначала давайте вспомним, перед тем как отправиться в дальний путь, что предстояло выбрать русскому богатырю?
Дети:
Дорогу.
Воспитатель:
Правильно, ему предстояло выбрать дорогу, по которой пойти. В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня, на котором было написано, куда идти. Вот и у нас на дороге стоит такой камень, на нём написано: Пойдёшь на право Деньги и слава, Пойдёшь на лево Друзей потеряешь и будешь не смелым. Двинешься прямо Ждет опасность и богатырская застава.
Так, ребята, какую мы с вами выбираем дорогу?
Дети:
Дорогу, которая идет прямо. Воспитатель с детьми идет по дороге и перед ними первое препятствие. (Вкючается запись на магнитофоне и сказочный голос говорит первое задание).
Голос:
(задание 1) Для начала разомнитесь, По верёвочке пройдитесь, Со ступать с неё нельзя Пропасть вас там ждёт друзья. (На полу разложен канат, по которому детям нужно пройти закрытыми глазами, руки на поясе).
Голос:
(задание 2) Вот преграда на пути Её так просто не пройти Надо быстро вспоминать И пословицы сказать! (Нужно сказать пословицы о смелости, отваге и Родине русских героев).
Пословицы и поговорки о смелости, отваге, Родине
- Смелость силе воевода. - Тот герой кто за Родину горой. - Кто смел тот на коня сел. - За край свой насмерть стой. - Русский ни с мячом, ни с калачом не шутит. - Сам погибай, а товарища выручай. - С родной земли умри, не сходи. - Жить - Родине служить. - Счастье - Родины дороже жизни. - Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт. - Если дружба велика, будет Родина крепка.
Голос:
(задание 3) Вот и речка на пути Не проехать, не пройти
Соловей - разбойник злой Мост сломал здесь над рекой. (Нужно перейти через реку по камушкам, перекладывая их).
Голос:
(задание 4) Здесь преграда, здесь Кащей Ест он много-много щей Чтобы дальше вам пройти Нужно доказать, что вы богатыри.
Физкультминутка «Богатыри»
Богатырь- вот он каков: (Показывают силача) Он силён , он здоров, Он из лука стрелял, (Имитируют движения) Метко палицу бросал, На границе стоял, Зорко - зорко наблюдал, Подрастём, мы и, смотри, (Поднимаем руки высоко вверх) Станем, как богатыри!
Голос:
(задание 5) Все преграды покорились Дальше в путь вы все пустились Но, увы, не тут - то было, Вихрем всё вдруг закружило! Змей Горыныч трехголовый Повстречался на пути, Тут спасенья не ищи! Но ребята не зевай И оружие скорее выбирай! (Нужно выбрать и назвать богатырское оружие из оружия современных воинов). Дети с воспитателем идут дальше по дорогу, и навстречу им выходит мальчик - гусляр. (под музыку)

Воспитатель:
Кто ты?
Гусляр:
Я гусляр, хожу от города к городу, отсела к селу, пою о подвигах богатырей русских. Раньше телевидения не было, только от меня люди новости и узнавали.
Воспитатель:
А наши ребята тоже знают, кто такие богатыри! Ребёнок читает стихотворение о богатыре. Богатырь, силён как вольный ветер, Могуч как ураган. Он защищает землю От злобных басурман! Он силой доброю богат Он защищает стольный град. Спасает бедных и детей И стариков и матерей! Воспитатель: Вот кто такие богатыри.
Гусляр:
Аи, под славным городом под Киевом, Стояла -то застава богатырская. На заставе атаман был Илья Муромец, Податаманье был Добрыня Никитич, Есаул - Алёша - поповский сын. Выходят три мальчика, одетых богатырями.
Илья Муромец:
Сидел Соловей-разбойник во сыром дубу, Свистел Соловей-разбойник, да по-соловьему, Рычал злодей-разбойник по-звериному, От его свиста все цветочки осыпалися, А что есть люди - все мертво лежат. Но срубил я ему буйну голову, Говорил притом таковы слова: «Тебе полно-тко свистать по-соловьему, Тебе полно-тко кричать да по-звериному, Тебе полно-тко стращать малых детушек!» Звучит музыка.
Добрыня Никитич:
Поехал я к славной речке -
Вдруг не дождь дождит, не гром гремит, Аи Змеинищо да то Горынищо, Аи о трех-то головах, о двенадцати хоботах летит. Говорит-то Змеинищо таковы слова: «А теперь, Добрынюшка, ты в моих руках, Я тебя в полон возьму, захочу - сожгу, Захочу - сожру». Изловчился я, ударил Горынище, Ан упал-то Змей на сыру землю, На сыру землю, на ковыль-траву. Запросил пощады, душегубище. Звучит музыка.
Алеша Попович:
Рассказали мне про Тугарина Змеевича, И что сам он трех саженей росту, Конь под ним, как лютый зверь, Изо рта пламень пышет, Из ушей - дым столбом - все боятся лютого, Как хлестнул я его по голове, А как упал он на сыру землю, То вскочил я ему на черну грудь, И отрезал ему голову прочь, И сказал: «По грехам твоим, Змеевич, все учинилось». Звучит гусельная музыка.
Гусляр:
Ой вы, гой еси, богатыри да святорусские, Аи седлали вы коней добрых, Да стояли вы за веру и Отечество, И поклон вам от Руси и во веки веков. Кланяются друг другу и зрителям и уходят.
Воспитатель:
Ну вот, ребята и подошло к концу наше сказочное путешествие. Мы с вами преодолели все опасности и препятствия, как богатыри, увидели богатырей и узнали об их подвигах. Вы все были молодцы, хорошо выполняли все задания, были внимательными, смелыми, ловкими, сообразительными. И я хочу сделать вам каждому подарок - это рисунок богатыря. Его доспехи вы можете раскрасить.