"Влияние хореографии на формирование личности ребенка"

Автор: Дрижакова Наталья Евгеньевна
Должность: преподаватель отделения хореографии
Учебное заведение: МБОУ ДОД "Детская школа искусств №6"
Населённый пункт: Республика Адыгея, г. Майкоп
Наименование материала: Статья
Тема: "Влияние хореографии на формирование личности ребенка"
Дата публикации: 22.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МБОУ ДОД «Детская школа искусств №6» Влияние хореографии на формирование личности ребенка. Дрижакова Н.Е. Педагог высшей категории Отличник народного просвещения РФ Г. Майкоп, 2016
Новый век, стремительно набирая обороты, предъявляет свои требования и к человечеству, и к отдельно взятой личности. На арену общественной жизни выходит энергичный, деятельный человек, человек способный смотреть далеко вперед, первоклассный специалист, до тонкостей знающий свое дело. И как в бурном водовороте жизни не очерстветь человеческому сердцу, как не утратить духовности, присущей народам нашей страны, как не превратиться в деятельную машину, лишенную всяких эмоций? И здесь, как путеводная звезда, встает «волшебная сила искусства». Это оно, искусство: живопись, музыка, танец – всегда будило и развивало в человеке «души прекрасные порывы». Творения великих мастеров, даже очень далекого прошлого, способны и сегодня оказывать благотворное влияние на человека. Что касается работы с детьми, то она в любую эпоху должна и может быть одной из самых главных. Любая деятельность, в которой принимает участие ребенок, должна носить воспитательный характер. Разработанные Министерством образования РФ ФГОС, а так же ФГТ в области дополнительного образования призывают поднять образование и воспитание на новый уровень. Не смотря на то, что проблемами педагогики занимаются многие ученые, учителя, воспитатели, остается огромное поле деятельности и для педагога-хореографа. В нашей стране большое количество хореографических коллективов, кружков, студий, отделений хореографии в ДШИ и т.д. Даже коллективы нашего небольшого города могут достойно соперничать в своем исполнительском мастерстве с лучшими детскими коллективами России. Однако, следует отметить, что воспитательная работа, направленная на формирование личности ребенка, далеко не в каждом коллективе поставлена на должный уровень. Говоря о воспитательном значении хореографии, чаще всего акцентируют внимание на эстетическом воспитании. Это и понятно, хорошо организованные занятия по танцу научат детей не только красиво и
свободно двигаться, но и любить и понимать искусство в целом. Нельзя забывать и о значении физического развития. В процессе обучения укрепляется и развивается суставно-мышечный аппарат, исправляются отдельные физические недостатки, улучшается осанка, человек становится ловким, исчезает угловатость движений. Несмотря на все это, в общественной среде воспитательное значение занятий по хореографии не получило достаточного признания. Процесс обучения хореографии довольно своеобразный и сложный, чтобы добиться результатов, необходимо затратить большое количество физической и эмоциональной энергии. Хореографическое искусство столь прекрасно и притягательно, что многие готовы терпеть даже физические перегрузки во имя достижения технического совершенства. Если ребенок поступил на хореографическое отделение или занимается в хореографическом коллективе в течение ряда лет, значит его увлекло данное искусство. Постепенно формируется коллектив единомышленников и как разнообразно проявляются всевозможные способности, как по-разному раскрываются дети, какой богатый материал дают для исследовательской деятельности. Часто хореографы используют детей лишь в качестве материала для реализации своих творческих, а иногда и не только творческих, замыслов. В работе с детьми подобная практика негативно действует на формирование характера и психики ребенка. Реализация творческих замыслов должна стать общим делом, где каждый имеет возможность проявить свое творческое «я». Подбор репертуара и учебного материала – это не простая формальность. Все должно быть направлено на формирование личности маленького человека, чтобы он вырос грамотным, умеющим ценить прекрасное и быть способным развивать свои дарования. В работе с детьми, подбирая репертуар, особенно тщательно следует отнестись к формированию внутренней культуры ребенка.
Танец обладает огромной магической силой и способен привести в действие как самые возвышенные, так и низменные струны человеческой души. Подбирая лексический и музыкальный материал, следует учитывать не только возраст исполнителей, его актуальную зону развития, необходимо формировать и зону ближайшего развития. Часто приходится слышать выражение, ставшее «крылатым»: «у танцора интеллект в ногах». Современное общество с необычайной стремительностью ставит перед человеком массу проблем, и «иметь интеллект лишь в ногах» недостаточно даже танцору. Выходя, на сцену, артист, будь то ребенок или взрослый, должен нести определенный уровень культуры, и, чем больше интеллектуальный багаж и выше уровень культуры, тем ярче и глубже будут создаваемые образы. Педагогу-хореографу необходимо способствовать, чтобы его воспитанники расширяли свой кругозор, повышали культурный уровень. Урок, построенный не на простом механическом выполнении тех или иных элементов, урок, где ребенок учится думать и анализировать исполняемый материал, непременно дает необходимый результат. Но как же решить эти проблемы, и почему среди огромного количества людей, занимающихся с детьми хореографией, лишь немногие выводят их на первый план. Возможно, ответ на вопрос следует искать в проблеме подготовки кадров. За время своего существования школа русского балета стала подлинной академией танца. Опираясь на традиции, проверенные временем, она готовит профессионалов высокого класса, подлинных мастеров танца. Никогда не знаешь наверняка, какая дорога ждет твоего ученика, но она во многом зависит от первого учителя, от человека, открывшего дверь в мир прекрасного. В профессиональном мире труд балетмейстера узко специализирован. Балетмейстер-сочинитель создает хореографическую партитуру, балетмейстер-постановщик передает ее исполнителям, балетмейстер-репетитор отрабатывает композиции и мизансцены. Педагог-хореограф, работающий с детьми, должен научить – значит быть учителем, сочинить танцевальный номер, поставить его и
отработать – значит быть и сочинителем, и постановщиком и репетитором. Между тем, он имеет дело с ребенком, с растущим организмом, как обойтись без возрастной физиологии, на его глазах происходит становление личности, как не быть воспитателем. Имея дело с детьми и родителями из разных социальных слоев, с разными характерами и привычками, как не быть психологом. А еще существуют тысячи детских «почему», «как», «зачем» - умей на все ответить, а значит будь эрудитом. До недавнего времени в системе хореографического образования не было деления на детского и взрослого специалиста. Специалист, работающий с детьми, должен глубже понимать педагогические проблемы в целом, а это предполагает изучение педагогики и ее истории, возрастной физиологии, разных областей психологии и социологии. Очень часто руководить детским коллективом или преподавать хореографию в ДШИ приходят профессиональные исполнители, которые мало заботятся о вопросах педагогики, отдавая приоритет лишь танцу. Впрочем, если человек увлечен своим делом, рано или поздно он поймет суть проблемы и восполнит пробелы в своем образовании. Не на достаточно высоком уровне было поставлено преподавание педагогики и психологии и в учебных заведениях культуры и искусства. Педагогика балета призвана воспитывать исполнителя: профессионально подготовленное тело, умение создавать художественный образ. Современное хореографическое искусство достигло определенных высот в пластическом исполнении, но возможно ли глубокое погружение в образ без развития внутреннего мира исполнителя. Чем богаче внутренний мир артиста, тем ярче его исполнение. Изучая работы известных педагогов прошлого, анализируя исследования современной педагогики, встает вопрос о необходимости умелого использования педагогических достижений в работе педагогов- хореографов. Только объединяя знания, накопленные общей и балетной педагогикой, используя опыт исследования в области психологии
художественного творчества, психологии одаренности, возможно воспитать нравственную личность с глубоким внутренним миром. В настоящее время создана обширная сеть учебных заведений, готовящих специалистов соответствующего уровня. Это не только образовательные учреждения культуры и искусства, созданы факультеты педагогики дополнительного образования в педагогических институтах и колледжах, кроме того осуществляют соответствующую подготовку институты повышения квалификации и переподготовки кадров. Проводится многочисленная исследовательская работа, обобщение и распространение передового опыта. Итак, чем ярче и богаче личность педагога , чем глубже внутренний мир, тем большее воздействие будет оказано на формирование личности ребенка, помогая раскрыться его индивидуальности.