"Самовоспитание, самоопределение, самореализация (игры, тренинги)"

Автор: Шишкарева Марина Александровна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: ГБООУ АО АСШИ №1
Населённый пункт: город Архангельск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Самовоспитание, самоопределение, самореализация (игры, тренинги)"
Дата публикации: 23.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Самовоспитание, самоопределение, самореализация

(игры, тренинги)
1. Методика «Визитка» Цель. Учить старшеклассников подчеркивать свою индивидуальность через рассказ о себе. Инструкция. Ведущий предлагает каждому использовать собственные творческие возможности и нарисовать свою визитную карточку так, чтобы окружающие узнали о Вас то, что Вы хотите о себе рассказать: имя, характер, главное умение, отношение к людям. Комментарий. Время для воплощения замысла ограничено десятью минутами. Участники садятся в большой круг и по очереди представляют свои «визитки», в которых подчеркивают личностные особенности (привычки, качества личности, умения, привязанности и т.д.). Время представления «визитки» — 1 минута. Ведущий отмечает наиболее яркие индивидуальные особенности каждого для их лучшего запоминания. 2. Методика «Советы в кругу» Цель. Помочь друг другу преодолеть робость и неуверенность; постараться учесть опасения участников тренинга и исключить их возможные причины из тренинговой работы. Инструкция. Участники садятся в большой круг, чтобы быть лицом друг к другу. Ведущий просит остаться в кругу тех, кто чувствует себя некомфортно, неуверенно, неспокойно и предлагает им объяснить источники своих ощущений, обсудить свои опасения друг с другом. Время – 2-3 минуты. Комментарий. В это время «уверенные» обсуждают свои возможные советы, которые они, вернувшись в круг, предложат своим «неуверенным» товарищам, когда те расскажут о своих опасениях. Время – 2-3 минуты. 3. Методика «Поле ценностей группы» Цель. Актуализировать проблему личных ценностей каждого и определить общие ценности группы. Инструкция. Каждому надо написать на листочке слово «ценность» по буквам вертикально и истолковать его с помощью слов или словосочетаний,
разъясняющих его значение и начинающихся с той буквы, с которой начинается каждая строка по горизонтали. Комментарий. Возможно, что не у всех будет заполнена каждая строчка. В этом случае можно посоветоваться с другими. Затем в группе все определения зачитываются и составляется одно общее определение, учитывающее мысли и предложения работающих в группе. Возможен вариант записи определений всех участников на доске как на «поле» ценностей группы. 4. Методика «Реестр ценностей» Цель. Помочь старшеклассникам в осмыслении собственных ценностей и их ранжировании по значимости для субъекта. Инструкция. Каждый в течение трѐх минут составляет свой тайный список ценностей, которые имеют для него особую значимость и определяют его отношение к жизни. Комментарий. Рекомендуется несколько раз возвращаться к составленному реестру в течение данного занятия, а также – в продолжение всего тренинга с целью внесения (или невнесения) в него дополнений и изменений. 5. Методика «Галактика моей жизни» Цель. Дать возможность участникам тренинга посмотреть на свою жизнь со стороны и одновременно изнутри. Инструкция. Каждый участник тренинга на отдельном листе бумаги рисует галактику своей жизни с имеющимися там планетами и звѐздами. Комментарий. По желанию, ребята, выбрав роль астронома, могут рассказать всем о планетах своей жизненной галактики. 6. Методика «Словесный портрет» Цель. Стимулировать самопознание детей. Способствовать развитию умений анализа и преодолению барьеров, мешающих полноценному самовыражению. Инструкция. Каждая группа участников из 5-7 человек в течение 5-7 минут должна коллективно составить подробный словесный портрет одного из представителей какой-либо другой группы, включающий в себя не менее 10- 12 признаков (черт характера, качеств личности, привязанностей, взглядов на мир, на взаимоотношения людей и т.д.), зафикси- ровать их. В «портрете» не
должно быть внешних примет, по которым можно сразу узнать описываемого человека. Комментарий. Поочерѐдно представители групп зачитывают «автопортреты», называя группу, к которой принадлежит человек, чей словесный автопортрет представлен. В ходе чтения представители данной группы должны определить, кто из их группы выступил в роли «модели». Члены группы, после того как будет определена «модель», могут внести коррективы в «автопортрет», добавив его особенностями характера конкретного человека. Целесообразно в данном упражнении использовать музыку. 7. Методика «Мои потребности и окружающий мир» Цель. Содействовать изучению и формированию у старшеклассников экологически оправданных потребностей. Инструкция. Вообрази, что у тебя ничего и никого нет. Вдруг ты встречаешь волшебника, который говорит: «Проси всѐ, что хочешь, для меня ничего невозможного нет!» Что ты в таком случае попросишь у этого волшебника? Комментарий. Свои пожелания в течение 2 – 3 минут ребята записывают в тетрадях. Педагог предупреждает, что он эти записи смотреть не будет, если только этого не захочет сам обучающийся. Далее следует рассказ ведущего о потребностях и их уровнях. Участники тренинга соотносят свои ответы (пожелания) с получаемой информацией. Не надо побуждать ребят зачитывать вслух ответы, достаточно и того, что каждый из них задумается над этим вопросом. 8. Методика «Доволен ли я собой?» Цель. Помочь ребятам разобраться в сильных и слабых сторонах своей личности; учить уважать и принимать себя. Инструкция. Ребятам предлагается разделить лист на две части. Одну часть озаглавить «Не доволен собой», другую — «Принимаю себя». В графе «Не доволен собой» следует откровенно написать о том, что вызывает недовольство именно сегодня, сейчас. На эту работу выделить 5-6 минут. В графе «Принимаю себя» отметить, что радует в себе именно сегодня, что принимают в тебе окружающие тебя люди, что привлекает их в тебе. На работу отводится 5—6 минут. Комментарий. По окончании работы желающие могут публично прокомментировать свои записи.
9. Методика «Моѐ лучшее Я» Цель. Содействовать формированию адекватной самооценки и осознанию целей самовоспитания. Инструкция. Подумай, кто из людей является твоим кумиром, кем ты восхищаешься и больше всего уважаешь. Имя его вслух произносить не надо, просто подумай и вспомни. Начерти таблицу из пяти граф. Обозначь название первой графы «Качества характера», названия остальных пока остаются пустыми. Запиши в первой графе восемь качеств характера этого человека, нумеруя их. Теперь обозначь названия всех остальных граф таблицы: «Всегда», «Обычно», «Иногда», «Никогда». Подумай, какие из записанных тобой качеств присущи тебе, а затем отметь звѐздочкой в нужной графе. Комментарий. После выполнения этого задания ведущий проводит обсуждение по вопросам: «Каким человеком ты хотел бы стать? Поступаешь ли ты когда-нибудь против совести только потому, что боишься осуждения и насмешек? Представь, что ты можешь стать кем угодно. Кем ты себя видишь?». 10.Методика «Что было главным в жизни» Цель. Способствовать осмыслению старшеклассниками главных ценностей жизни. Инструкция. Разбейтесь на пары. По очереди возьмите друг у друга интервью на тему: «Что было главным в жизни?». При этом нужно представить, что тот, кого интервьюируют, – человек очень пожилого возраста, но несмотря на это он имеет абсолютно нормальное мышление. Репортѐр хочет изучить жизненные достижения и свершения этого человека. Комментарий. Задание выполняется в парах. Репортѐры должны делать записи, чтобы затем рассказать группе о своѐм интервью. Используемая литература: 1. Богаров В.М. Психология и педагогика / В.М. Богаров и др. – Ростов н/Д: Феникс, 2006 2. Гущина Т.Н. Я и мои ценности. – М., 2008 3. Патулова О.В. Дневник классного руководителя старшей школы. - Ростов н/Д: Феникс, 2009