"Учебные ситуации"

Автор: Готолхакова Руфина Павловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Заларинская СОШ №1
Населённый пункт: п.Залари, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: "Учебные ситуации"
Дата публикации: 23.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Современный урок в условиях ФГОС. Конструирование урока на основе учебных ситуаций В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. Реализации данных задач в полной мере способствует системно- деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты. Цель деятельностного подхода заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих такое действие. ФГОС вводит новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например,
переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. Учебная ситуация – учебное задание, организующее поисковую активность учеников, предполагающую освоение требуемых универсальных учебных действий, предметных и надпредметных. Несмотря на существующие в методической науке разногласия в определении понятия «учебная ситуация», («проблемная ситуация», «учебно- речевая ситуация» и др.), многообразие предлагаемых способов классификации ситуации, это понятие не только входит в активный словарь современного учителя, но становится действительно необходимой структурной единицей урока. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию. Задача учителя создавать такие учебные ситуации, когда у ребенка появляется потребность в открытии. Поэтому ситуации играют большую роль для постановки учебной задачи. Во-первых, ситуация позволяет заинтересовать учащегося в предстоящей деятельности. Во-вторых, от правильно созданной ситуации зависит, смогут ли ребята поставить учебную задачу или нет. Реализация задач на основе учебных ситуаций: - Учебная ситуация разрабатывается с учетом содержания, адекватных методов и форм взаимодействия учителя и учащихся. - Содержание отбирается на основе логико-дидактического анализа заданий и упражнений учебника, рабочей тетради, справочников, хрестоматий, которыми располагает УМК. Способы перевода учебной задачи в учебную ситуацию: -продумать содержание учебной задачи, -продумать и ее «аранжировку» – поставить эту задачу в такие условия, чтобы они толкали, провоцировали детей на активное действие, создавали мотивацию учения, причем не вы-нуждения, а по-буждения
Проектируя учебные ситуации необходимо иметь в виду, что они строятся с учетом – возраста ребенка (то, что провоцирует на действие младшего школьника, оставляет равнодушным и пассивным подростка), – специфики учебного предмета (учебная ситуация в математике качественно отличается от учебной ситуации в чтении или естественнонаучной / обществоведческой части окружающего типами формируемых умений), – меры сформированности действий учащихся (исполнительских, не требующих активного содействия педагога, или ориентировочных, которые могут осуществляться, особенно поначалу, только при активном участии учителя). Методы и формы реализации учебных ситуаций Методы Формы Поисковые Парная Проблемные Групповая Исследователь ские Фронтальная Интерактивные Индивидуальная Структура учебной ситуации Универсальные учебные действия:
Формирование универсальных учебных действий происходит на каждом этапе урока (внеурочного занятия). Реализация задачи на конкретном этапе урока происходит посредством учебной ситуации. Разрабатывая учебную ситуацию, учитель подбирает содержание, методы и формы, адекватные учебной (игровой, исследовательской и др.) задаче, продумывает деятельность учащихся. Содержание – это конкретный материал, сформулированный в виде упражнения, задания, проблемной ситуации и т.д. Приемы проектирования учебных ситуаций -прием «удивляй». Учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. -прием «отсроченная отгадка». Иногда удивительное не просто привлекает внимание "здесь и сейчас", но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. -прием «фантастическая добавка». Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. Вы можете переносить учебную ситуацию на фантастическую планету; придумать фантастическое растение/животное; перенести реального или литературного героя во времени; рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения, например глазами инопланетянина или древнего грека. -пресс-конференция. Учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать раскрывающие ее вопросы. -вопрос к тексту. Перед изучением учебного текста ребятам ставится задача: составить к нему список вопросов. Иногда целесообразно оговорить их минимальное число. Например: не менее 3 репродуктивных вопросов и не менее 5 расширяющих и развивающих
Ситуация выбор. - Скажите, на какие две группы можно разделить слова? 1) слова из словарика и не из него. 2) слова с приставками и предлогами. (До)ехал (до)б...рёзы, (по)бежал (по)д...ревне , (про)читал (про) город , (на)кричал (на)с...баку У. Обратите внимание на особенность записи этих слов и сформулируйте тему урока. Д. Сегодня мы будем говорить о правописании приставок и предлогов. Ситуация неопределенность - Подберите проверочные слова к словам, записанным на доске зап[е,и]вал, запишите их вместе с проверочными. Запивал – пил, запевал – пел. - Кто прав? Почему оба варианта правильные? Как узнать какое слово имелось в виду? (из предложения) -В чем заключается цель урока? (научиться проверять слова , одинаковые по звучанию).
Виды ситуаций

Виды ситуаций
Выбор Выбор Дается ряд готовых решений. Среди них и неправильные. Надо выбрать правильное
.
Дается ряд готовых решений. Среди них и неправильные. Надо выбрать правильное
.
Неопределенно сть Неопределенно сть Неоднозначные решения ввиду недостатка данных Неоднозначные решения ввиду недостатка данных Неожиданность Неожиданность Вызывает удивление необычностью, парадоксальность Вызывает удивление необычностью, парадоксальность Конфликт Конфликт Ситуация, рассматривающая противоположности Ситуация, рассматривающая противоположности Несоответствие Несоответствие Не «вписывается» в уже имеющийся опыт и представления
.
Не «вписывается» в уже имеющийся опыт и представления
.

Ситуация несоответствия. - Помогите проверить орфограмму в слове хв . стуны. Ребята предлагают проверить так: Дарина – хвост, Лиза – хвастун, Миша– хвастаться. Рассуждая, ребята приходят к выводу, что способ проверки Дарины не подойдёт, потому что слова хвост и хвастуны разные по значению. Слово хвастун не подходит, т.к. безударная гласная не в сильной позиции. А вот можно ли проверить словом хвастаться мы не знаем. Гласная в слове в сильной позиции, но мы не знаем что это за изменение? Со 2 класса ребята узнали, что для проверки безударной гласной у слов, называющих предмет, надо слово изменить по числу. Задача урока: узнать, что это за изменение. Эта задача решается на протяжении нескольких уроков. И ребята узнают, что это не измененное слово, а родственное слово, поменялась форма слова. Поэтому такой способ проверки подходит. Ситуация неожиданность применила при изучении падежей существительных. Дан текст: В синем небе звезды блещут, В синем море волны хлещут; Туча по небу идет, Бочка по морю плывет -Что вы заметили? Ребята обратят внимание на слово небо и море. Почему одно слово написано с разными окончаниями -ребята объяснить не могут. Значит, делают вывод, что здесь скрыто что-то новое, неожиданное. Задача урока: познакомить с падежами. Использую любую проблемную ситуацию. Типология учебных ситуаций: Ситуация – проблема Ситуация – иллюстрация Ситуация – оценка Ситуация – тренинг Рассмотрим проблемную ситуацию. Мы познакомились с примерной структурой урока по ФГОС. Проблемная ситуация применима на первом этапе современного урока- мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Мотивация, как начальный этап урока, призвана сконцентрировать внимание учащихся на изучаемом материале, заинтересовать их, показать необходимость или пользу изучения материала. От мотивации во многом зависит эффективность усвоения учащимися учебного материала. Основной целью этапа мотивации (самоопределения) является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Для реализации этой цели необходимо:
- создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»); - установить тематические рамки учебной деятельности («могу»). Конструирование проблемной ситуации Проблемная ситуация на уроке может, конечно, возникнуть сама собой, но для достижения поставленной цели учитель должен четко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату. Поэтому проблемную ситуацию необходимо хорошо продумать и подвести к тому, чтобы ученики самостоятельно сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса. Это можно сделать двумя способами: «с затруднением» или «с удивлением». Первый способ предполагает, что учащиеся получают задание, которое невозможно выполнить без новых знаний. В ходе проблемного диалога учитель подводит учеников к осознанию нехватки знаний и формулированию проблемы урока в виде темы или цели. Второй способ предполагает сравнительный анализ двух фактов, мнений, предположений. В процессе сравнения учитель должен добиться осознания учениками несовпадения, противоречия, которое должно вызвать у них удивление и привести к формулировке проблемы урока в виде вопроса. Приемы создания проблемной ситуации Прием создания проблемной ситуации Вопросы и предложения для противоречия Вопросы и предложения для формулирования проблемы 1.Предъявить противоречивые факты Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты видите? Какой вопрос возникает? 2.Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием Сколько мнений? Какова будет задача урока? 3.Обнажить представление учащихся вопросом или практическим заданием «на Что вы предполагали сначала? Сформулируйте проблему.
ошибку» Что получилось? 4.Дать практическое задание, не выполнимое вообще. Можете ли вы выполнить задание? В чем затруднение? Почему нельзя выполнить задание? Что неизвестно? 5.Дать практическое задание, не сходное с предыдущим. Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущее? Почему задание не выполнено? Что неизвестно? Какова цель урока? 6.Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим. Показать неприменимость старых знаний. Что хотели сделать? Что сделали? Какие знания применили? Задание выполнено? Какова будет тема урока? В Интернете можно найти банк учебных ситуаций, проблемных ситуаций, который создают прежде всего учителя начальных классов. Мы можем и должны будем использовать данный опыт в своей работе. Приведу примеры проблемных ситуаций. I. Проблемные ситуации, возникшие "с удивлением" Прием 1. Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения. 1. Русский язык, 3 класс. По заданию учителя школьники читают вслух слова: весть, известие, вестник, известный, известно. Тем самым учитель одновременно предъявляет два противоречивых факта (в одних словах "т" произносится, в других нет). Учитель: Что вы можете сказать об этих словах? Что интересного заметили? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы.) Почему в некоторых словах "т" не произносится? И тема урока сегодня? ("Непроизносимые согласные в корне слова".) Прием 2. Учителю требуется столкнуть разные мнения учеников, а не предъявлять ребятам чужие точки зрения. Для этого классу предлагается
вопрос или практическое задание на новый материал. Возникший в результате этого разброс мнений обычно вызывает у школьников удивление. 1. Русский язык, 3 класс. Учитель: От слов "груз" и "буфет" образуйте новые слова с помощью суффиксов -чик- и -щик-(Класс разбивается на группы. Завершив работу, каждая группа записывает ответ на отдельном листе и вывешивает его на доску.) Посмотрим, как группы выполнили задание. Прочитайте, какие слова у вас получились. Ученики: Грузчик и грузщик, буфетчик и буфетщик. Учитель: Итак, что же получается? Задание я вам дала одно. А как вы его выполнили? (Побуждение к осознанию противоречия.) Почему так вышло? Чего мы не знаем? (Условий выбора того или иного суффикса.) Какой будет тема урока? Ученики: Правописание суффиксов -чик- и -щик-. Прием 3. Выполняется в два шага. Сначала учитель выявляет представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания "на ошибку". Затем предъявляет научный факт в виде сообщения, эксперимента или наглядной информации. 1. Русский язык, 3 класс. Учитель: На доске два столбика слов. 1-й столбик: редкий, мягкий, легкий; 2-й столбик: редко, мягко, легко. Что вы можете о них сказать? Ученики: Это родственные слова. В первом столбике прилагательные, а во втором - наречия. Учитель: Разберите по составу слова каждого столбика. (Шаг 1. Ученик у доски производит разбор слов по составу, выделяет окончание -о в словах второго столбика.) Проверим. Слова второго столбика - наречия. Вспомните, что такое наречие? Ученики: Неизменяемая часть речи. Учитель: Но тогда у наречий чего не может быть? (Шаг 2.) Ученики: Окончания. Учитель: Итак, что вы сначала думали по поводу "о"? А что оказалось потом? (Побуждение к осознанию противоречия.) Значит, какой вопрос возникает? (Побуждение к формулированию проблемы.) Что же такое "о" в наречиях? (Проблема как вопрос.) II. Проблемные ситуации, возникшие "с затруднением" Прием 4. Учитель предлагает задание, не выполнимое вообще. Оно вызывает у школьников явное затруднение. 2. Русский язык, 3 класс. Учитель: Продолжаем работать с существительными, образованными суффиксальным способом. Прочитайте слова и образуйте от них существительные с помощью суффикса
-ник-. (Выполнимое задание. Обучающиеся образуют существительные: пожар - пожарник, сапог - сапожник, чай -чайник, соус - соусник, ель - ельник.) Проделайте то же самое с другим столбиком слов. (Слова: шкаф, пол, портрет. Невыполнимое задание. Обучающие испытывают затруднение.) В чем затруднение? Ученики: От этих слов нельзя образовать существительные с помощью суффикса -ник-. Учитель: Какой возникает вопрос? Ученики: Почему от некоторых слов нельзя образовать существительные с помощью суффикса -ник-? (В результате выявленных закономерностей после выполнения заданий обучающиеся формулируют тему урока "Существительные с суффиксом -ник-".) Прием 5. Учитель дает практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались, т. е. задание, не похожее на предыдущее. Прием 6. Самый сложный, т. к. выполняется (как и прием 3) в два шага. Сначала (шаг 1) учитель дает задание, похожее на предыдущее. Ученики, не замечая подвоха, выполняют его, применяя уже имеющиеся у них знания. Затем (шаг 2) учителю требуется аргументированно доказать, что задание школьниками все-таки не выполнено. После этого у ребят и возникает затруднение. Прием 6 похож на прием 3. В каждом по два шага. Причем первый шаг заставляет ученика ошибиться, а второй разоблачает эту оплошность. Разница в том, что в приеме 3 ошибка допускается из-за житейского представления ребенка, а в приеме 6 - из-за применения школьником уже имеющихся научных знаний не в той ситуации. 1. Русский язык, 4 класс. Учитель: Какую тему мы проходили на прошлом уроке? Ученики: Спряжение глаголов. Учитель: Поупражняемся в определении спряжения глаголов... (Обучающиесялегко выполняют ряд заданий, применяя известное правило. Далее - шаг 1.) А теперь определите спряжение глаголов "смотреть" и "стелить". (Смотреть - глагол первого спряжения, стелить - глагол второго спряжения. Далее - шаг 2.) Давайте проверим. Я проспрягала эти глаголы на доске. Что вы замечаете? Ученики: Смотреть - глагол второго спряжения, а стелить - первого. Учитель: Итак, что вы хотели сделать? Какое правило применили? Получилось выполнить задание? (Побуждение к осознанию противоречия.) Значит, что это за глаголы? Какой будет тема урока? (Побуждение к формулированию проблемы.) Ученики: Глаголы-исключения.
Приём 1. одновременное предъявление противоречивых фактов, теорий или точек зрений; Урок русского языка в 3 классе по теме «Неопределённая форма глагола» На доске запись: красил читали бежит летят напишет пробегут читать вынести рассказать Задание. Выберите основание для классификации глаголов и проведите её. -Что интересного заметили? -Что вас удивило? (у глаголов читать, рассказать, вынести не можем определить грамматические значения числа и времени) -Какой возникает вопрос?