"В мире пернатых"

Автор: Молчанова Елена Вячеславовна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МОУ СОШ № 3
Населённый пункт: Комсомольск-на-Амуре
Наименование материала: конспект внеклассного мероприятия
Тема: "В мире пернатых"
Дата публикации: 24.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Молчанова Е . В . МОУ СОШ № 3
Разработка внеклассного мероприятия по биологии в

игровой форме

.

Тема: «В мире пернатых»
Класс: 7 класс Цель игры: закрепить знания о птицах, полученные на уроках биологии. Задачи:  Обучающие - систематизировать знания о строении, жизнедеятельности, взаимоотношениях птиц с окружающей средой, о роли их в жизни человека.  Воспитательные - научить детей осознавать необходимость чуткого и бережного отношения к природе, знать и любить природу родного края, формировать положительное отношение к птицам.  Развивающие - совершенствовать логическое мышление, развивать познавательные интересы школьников. Оборудование: интерактивная доска Inter Write, проектор и ПК.
Ведущий
: Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустыне, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океанов. (Презентация слайд № 1). В отличие от млекопитающих, часто ведущих скрытный образ жизни, птицы всегда рядом с человеком. Они радуют нас стремительным легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их. Возможно, поэтому много стихов, легенд, примет, поговорок так или иначе связано с пернатыми. В любое время года, весной и летом, осенью и зимой, в городах и селах, в степи и на полях, в садах и парках и больше всего в лесу мы видим и слышим птиц. В одни сезоны года птиц больше, в другие – меньше. Весной отовсюду слышатся звонкие трели, посвисты, писк, переливы тихих и громких голосов. Летом песен меньше. А осенью и зимой птиц почти не слышно. Конечно, в зимнее время птицы в лесах тоже есть, но молчаливость их вызвана тем, что зимний денно короток, а птицам надо успеть насытиться на долгую зимнюю ночь (слайд № 2 Презентации).
Ведущий.
А теперь мы с вами отправимся в прекрасный и многообразный мир птиц. Мероприятие проходит в виде соревнования команд или отдельных учащихся на усмотрение учителя и участников. Сценарий игры состоит из конкурсов: «Кто они такие?», «Пословицы о птицах», «Эрудит», «Загадки», «Внешнее строение», «Скорость полета», «Четвертый лишний», «Шесть птиц на букву С» (Презентация слайд № 3). Чтобы перейти к конкурсу, нужно нажать на квадрат в нижнем правом углу. За каждое правильно выполненное задание - 1 балл.
Молчанова Е . В . МОУ СОШ № 3
Конкурс «Кто они такие?»

Ведущий:
птиц на земле много - около 9 тысяч видов. Ученые подсчитали, что на земном шаре сейчас обитает примерно 100 млрд особей диких птиц, что в 20 раз больше, чем людей. И уже одно это указывает на их большое и разнообразное значение в жизни нашей планеты. Археологи свидетельствуют, что еще в глубокой древности люди понимали хозяйственно и экологическое значение птиц. Не случайно некоторые их виды имели культовое значение. Уже в палеолите - древнем каменной веке - неизвестные ваятели изображали гусей, сов, рябчиков, уток, чаек, а в неолите – новом каменном веке - это список пополнился беркутами, воронами, глухарями, журавлями. Еще в каменном веке европейцы приручили гусей, а жители Юго-Восточной Азии и Индии – кур. За историю цивилизации прекратили свое существование около 200 видов птиц, причем, 43 из них – за последние 200 лет. В Красную книгу мира записано 312 видов птиц. Задание. Угадайте названия птиц. Слайд № 4 Презентации состоит из ячеек с номерами от 1 до 20. Учащимся необходимо выйти к доске, выбрать любой номер, нажать на квадрат в нижнем правом углу, появиться изображение птицы. Нажав на такой же квадрат можно получить ответ, а также вернуться к слайду с номерами ячеек. В этом задании учитель применяет прием ситуация – иллюстрация. Графические объекты - рисунки яркие, наглядные, вызывают у учащихся интерес к игре.
Ведущий
Не пугайте резвых птичек! Пусть они вокруг порхают. Крылья их при ярком свете, Словно радуга сверкают. Вы послушайте их песни, Что поют они на воле! Ведь певуньи украшают Нам леса, сады и поле. И в работе очень важной Нам полезны эти крошки: Истребляя на растеньях Червяков и вредных мошек, И сады, и нивы наши Нам они оберегают. Не пугайте ж резвых птичек! Пусть они вокруг летают! А теперь прейдем к следующему
Конкурсу «Эрудит»
(Презентация слайд № 3, нажать на квадрат в нижнем правом углу с помощью гиперссылки открываются задания). На этой станице шесть заданий, записанных в Интерактивном режиме Задание № 1. Кто где строит свое гнездо? Нужно захватить маркером от доски изображение птицы и поместить его в нужную ячейку.
Молчанова Е . В . МОУ СОШ № 3 Задание № 2. Кто потерял перо? Изображение птицы поместить в пустую ячейку. Задание № 3. Установить взаимосвязь между температурой воздуха и состоянием оперения, соединив стрелками (маркер, функция перо). Задание № 4. Кто потерял перо? Задание № 5. Найди пару. С помощью маркера необходимо переместить самку к самцу соответствующего вида. Задание № 6. Определи синиц по внешним признакам. С помощью маркера поместить изображение соответствующего вида синицы в определенную ячейку. В этом конкурсе учитель применяет методический прием ситуация-соревнование. Эффект от использования этого интерактивного средства обучения – развитие продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками, умений работы в группе.
Ведущий
Птицы - всюду, они далеки от человека, живут своей особой, часто непонятной, завидной жизнью, вольному - воля… Постоянно наблюдать их, изучать, любоваться красотой невозможно. Совсем другое дело в домашних условиях. Кроме познавательного значения, общение с птицами нередко благотворно сказывается на моральном состоянии человека, его характере. Мир птиц увлекателен, общение с ним расширяет наши знания о природе, позволяет лучше ее понять. Многие любители пернатых держат дома канареек, попугаев и других птиц. В домашних условиях птицы начинают подражать голосам различных видов птиц или другим звукам. Таких птиц называют пересмешниками. Обыкновенный скворец, например, весной может свистеть дроздом, иволгой, мяукать кошкой, как бы скрипеть ведрами, булькать и прочее. В Санкт-Петербурге был известный случай, когда городской воробей Андрюшка, который с раннего детства жил в квартире вместе с взрослым щеглом, заимствовал у щегла некоторые голосовые реакции и в определенных условиях изъяснялся по-щеглиному.
Конкурс № 3 «Пословицы»
(Презентация слайд № 3, нажать на квадрат в нижнем правом углу, с помощью гиперссылки открываются задания, записанные в интерактивном режиме). Учащиеся у доски с помощью маркера выбирают ячейку, открывается слайд с пословицами, разбитыми на две части. Необходимо правильно соединить части пословиц (текст передвигается с помощью маркера). 1 группа: 1. Метил в тетерю, а к ястребу в когти попала. 2. Счастье - вольная птица, где захотела там и села. 3. Где ворона не летала, один раз умирает. 4. Два раза родиться, ни разу не крестится, а угодил в сук.
Молчанова Е . В . МОУ СОШ № 3 2 группа: 1. И петух свои и синица птица. 2. Лучше слушать одного соловья солнца не летает. 3. И орел выше часы знает. 4. За морем чем сотню ворон. 3 группа: 1. На обоглоданную кость а умом тетерев. 2. И кулик да редко права бывает. 3. Видом орел сорока не падка. 4. Громче всех сойка кричит в своем болоте велик. 4 группа: 1. На словах орел да ястребу в когти попала. 2. Каждая курица не учат. 3. Яйцо курицу на деле мокрая курица. 4. Ворона летала свой насест знает. В этом конкурсе учитель применяет методический прием - лови ошибку. Эффект от использования этого интерактивного средства обучения – формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи, формирование опыта коллективной мыслительной деятельности.
Ведущий
Знаешь ты, и знаю я, Как пернатые друзья Песенки в лесу поют, Мошек, червяков клюют. Плохо, если нет друзей У лесов, садов, полей. Если б перестали птицы Есть букашек на обед, – Черви, мыши, гусеницы Нанесли б огромный вред. Птицы все – мои друзья. Их оберегаю я. Честное даю я слово, Что нигде и никогда Им не сделаю плохого И не трону их гнезда!
Конкурс № 4 «Внешнее строение»
(Презентация слайд № 3. Нажать на квадрат в нижнем правом углу, с помощью гиперссылки открываются задания, записанные в интерактивном режиме).
Молчанова Е . В . МОУ СОШ № 3 В этом задании с помощью маркера (функция перо) нужно подписать части тела птицы (задания в презентации).
Ведущий
Пусть птицы нам поют без нот, Пускай поют без слов, – Я знаю все, о чем поет Щегол и реполов. Поет на ветке соловей, Малиновка и дрозд: Ты гнезда разорять не смей, Не трогай птичьих гнезд. Ты в наши гнезда не смотри, Не становись на пни. Яичек теплых не бери, – Зачем тебе они? Через неделю или две Зайди послушать в сад, – Птенцы в молоденькой листве Тихонько запищат. Чтоб накормить своих птенцов, Набить едою рот, Найдется много червяков, Ползущих в огород. Повсюду птицы полетят, – Они и там, и тут. Всех гусениц, что портят сад, На яблонях найдут. От кровожадных комаров Покоя летом нет. Их пеночка и реполов Поймают на обед. Поет щегол и соловей, Малиновка и дрозд: Ты гнезда разорять не смей, Не трогай птичьих гнезд!
Конкурс № 5 Загадки
(Презентация слайд № 3. Нажать на квадрат в нижнем правом углу, с помощью гиперссылки открываются задания, записанные в интерактивном режиме). В этом задании нужно с помощью маркера переместить изображение птицы в соответствующую ячейку. В этом конкурсе учитель применяет методический прием ситуация-проблема. Эффект от использования этого интерактивного средства обучения – познавательная потребность, побуждающая ученика к интеллектуальной деятельности.
Молчанова Е . В . МОУ СОШ № 3
Конкурс № 6 Скорость полета птиц (
задание к интерактивной доске «Скорость полета птиц») Установи скорость полета птиц, соединив стрелками название птицы и скорость ее полета (скворец – 70 км/ч, зяблик – 55 км/ч, ласточка – 74 км/ч, чайка – 45 км/ч, ворона – 30 км/ч, воробей – 56 км/ч).
Конкурс № 7 «Лови ошибку».
На доске открывается задание к конкурсу № 7 с названиями птиц, одна из которых лишняя. Найти ее и зачеркнуть маркером. 1. Все перечисленные птицы - перелетные. (Синица, снегирь, дятел, грач.) 2. Среди указанных здесь птиц все певчие. (Соловей, горихвостка, пеночка, бекас.) 3. Эти птицы все обитают в смешанных лесах. (Глухарь, зяблик, красавка, свиристель.) 4. Все перечисленные птицы - хищные. (Ястреб, гриф, сокол, стриж.)
Конкурс № 8 «Шесть птиц на букву С»
(задание к интерактивной доске «Кроссворд») В этом задании необходимо отгадать название птицы на букву С и вписать его в кроссворд (задание к интерактивной доске «Кроссворд»). (сова, стриж, сорока, синица, соловей, снегирь). В этом конкурсе учитель применяет методический прием ситуация-проблема. Эффект от использования этого интерактивного средства обучения – воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение системы логических приемов или отдельных способов творческой деятельности). Жюри подводит итоги конкурсов, вручаются грамоты и призы победителям.
Литература:
1. Я иду на урок биологии: Зоология: Птицы: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2001. 2. Внеклассная работа по биологии. Под редакцией Р.М.Евдокимова. – Саратов: Лицей, 2005.
Молчанова Е . В . МОУ СОШ № 3 3. Внеклассная работа по биологии. 3-8 класс. Составитель Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2004. 4. Занимательная зоология: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ- ПРЕСС, 1999. 5. Журнал «Биология в школе», 1990-2003. Раздел «Внеклассная работа» 6. Загадки от А до Я.Ред. Н.Б. Петрова. С.-Пб: издательство Дидактика Плюс, 1997.